Все тренеры когда-то уходят, но отставку специалиста, ставшего олицетворением ставропольского "Виктора", невозможно воспринять спокойно.
Сергей Кленов в очередной раз проявил профессионализм. Спустя несколько дней после принятия одного из самых тяжелых решений в карьере он уже был на связи с БЦ.
— Старт сезона в исполнении "Виктора" шокировал многих. Поползли даже слухи о сплаве тренеров со стороны команды…
— Нет, сплава точно не было. Я еще в самом начале сезона говорил, что нам будет трудно. Ставрополь покинула большая группа системообразующих игроков. Фактически надо было строить новую команду. Видимо, с этим строительством я не справился, раз такие результаты… Как говорится, счет на табло.
— Летняя подготовка давала повод думать, что все будет плохо?
— Понимаете, летом с нами тренировались в основном дублеры, потому что многих ребят, пришедших в "Виктор" в межсезонье, еще не было в клубе. Полностью команда собралась уже ближе к началу сезона. Зато радует, что наши резервисты выросли в мастерстве и уже получают практику на уровне Суперлиги.
— Кстати, ваша отставка не свернет этот процесс?
— Думаю, нет. С нынешним главным тренером команды у нас на этот счет были одинаковые позиции. Мы видим, что ребята хотят развиваться, стремятся к большим целям, их нужно в этом поддерживать. Другое дело, что и результат нужен. Вот здесь кроется основная проблема.
— Какова все-таки главная причина удручающих сентябрьских результатов?
— Отсутствие сыгранности. Когда приходит столько новых людей, нужно время, даже чтобы просто детально оценить все их сильные и слабые стороны, не говоря о налаживании командных взаимодействий. Игры на Кубке Лаврова подчеркнули, что у парней есть существенное недопонимание. Каркас игровой модели у нас был, но встроить в нее новобранцев всегда непросто. Доходило до того, что некоторые игроки поначалу путали комбинации. Нужно только подождать, и, думаю, все наладится.
— Руководство ждать не захотело?
— На то оно и руководство, чтобы требовать результатов. Понятно, что никому из его представителей, да и в принципе ни одному члену коллектива не было приятно наблюдать за происходившим на площадке. При этом ультиматумов тренерскому штабу никто не ставил: мол, вот этот матч проигрываете, и на выход. Инициатива отставки исходила от меня.
— Уговаривали остаться?
— Мы посидели, поговорили и решили, что нужно сдвинуть положение с мертвой точки, как-то встряхнуть эту ситуацию. Время покажет, только ли во мне было дело.
— А могло ли сказаться на игре неопределенное финансовое положение "Виктора"?
— Да мы никогда не были в шоколаде. В предыдущие пару лет у нас был генеральный спонсор, имелась некая стабильность, а до этого, грубо говоря, все играли в долг, понимая, что когда-то зарплата вернется. Понятно, что работать, не получая денег, неприятно, но со стороны игроков никогда не было даже признаков саботажа.
— Когда в команду пришел Константин Игропуло, не было предчувствия, что на этом для вас все и закончится? Люди с такой медийностью тренерами по ОФП не работают.
— Ха, об этом многие говорят. Мы же не просто взяли человека, разговаривали с Костей, обсуждали, как все будет происходить. На мой взгляд, мы оба сдержали данное друг другу слово. Я видел его настрой, желание быть в команде и максимально помогать ей. Какой-либо недосказанности не замечал.
— Виталий Ряховский ушел вместе с вами. Это было общее решение или параллельное?
— Когда в клубе были тяжелые времена, он всегда говорил: "Если уйдешь ты, я последую за тобой".
— Сегодня стало известно, что вы с Ряховским продолжите работать в "Викторе"...
— Да, пока остаюсь в структуре клуба. Нужно уладить немало организационных нюансов касательно нашей детской школы. Предложений мне пока не поступало. Да, честно говоря, я их сейчас и не жду.
— После ухода Виталия Иванова освободилась вакансия главного тренера "молодежки". Нет желания подать заявку? Опыт работы в младшей сборной у вас есть…
— На этот счет не думал. К тому же я пока еще состою в тренерском совете и знаю планы на будущее этой сборной. Существует, по моему мнению, здравая мысль объединить молодежь и юношей, то есть сборные 2002 и 2004 годов рождения. Младшие ребята получат опыт, тренируясь с игроками постарше. А в юношеской команде тренерский штаб укомплектован — он же будет параллельно работать с молодежью. Но, повторюсь, это не окончательное решение — вопрос в стадии обсуждения.
— Отставка принята, подпись поставлена. Какое было в тот момент моральное состояние?
— Даже не знаю, какими словами его выразить. Столько лет отдал клубу и в итоге принял такое решение… Но все ведь делается на благо "Виктору", и нужно только подождать, посмотреть, что из этого получится. Если шаг скажется положительно и команда заиграет, то он был правильным.
— А если не заиграет, будет внутреннее чувство "я же вам говорил"?
— Да какое злорадство? Я вырос в этом клубе, там столько ребят, с которыми мы вместе прошли полжизни... Где бы я ни находился, всегда буду болеть за "Виктор". А парни профессионалы, они должны дальше работать, чтобы вывести клуб из трудного периода.
— Сколько времени нужно "викторианцам", чтобы его преодолеть?
— Ориентировочно предполагаю, что возрождение начнется после зимней паузы. С нынешним плотным графиком игр, к которым добавятся еще и еврокубковые, едва ли возможно что-либо кардинально поменять. А январский перерыв должен пойти на пользу, как случилось и в прошлом сезоне.
Что касается грядущего Кубка ЕГФ, то ходят разговоры, плюс он именно сейчас для команды или, наоборот, гиря, способная утащить вниз. Я рассуждаю так: где-то же нам должно повезти. Здесь мы уже сражаемся не только за город, за регион, но и за честь гандбольной России. В еврокубках иная мотивация, надеюсь, ребята смогут это понять. К тому же в Кубке ЕГФ не такой плотный график, как в Лиге чемпионов или Евролиге. Пять-шесть удачных матчей могут вывести тебя наверх и дать возможность запомниться в Европе. Хотя простыми эти встречи, конечно, не будут.
Фото: пресс-служба "Виктора".