Ученик и клубный ассистент Владимира Максимова неделю назад получил назначение в юношескую сборную России. БЦ узнал, как собирается строить работу новый тренер.
— Когда вы впервые задумались о том, чтобы отправить свою заявку на конкурс на замещение вакантной должности?
— Желание поработать с молодежью возникло у меня довольно давно. До этого я уже несколько раз подавал заявки. И когда открылся новый конкурс, я также решил в нем поучаствовать.
— Обсуждали ваше решение с Владимиром Максимовым?
— Конечно. В правлении клуба рассматривали этот вопрос. И там посчитали, что моя работа со сборной России не будет отнимать критически много времени и это не скажется на клубе. Все ведь не с бухты-барахты делается. Нет такого, что я выказал сиюминутное желание и под него тут же создали все условия. Все равно моим основным местом работы остаются "Чеховские Медведи". Решения продумываются заранее.
— Вы уже видели в деле ребят 2002 года рождения. Впечатления?
— В прошлом сезоне финал первенства России среди игроков этого возраста проходил в Чехове. Я внимательно наблюдал за парнями. Однозначно могу сказать: есть, из кого выбирать. Но здесь всегда имеется нюанс: эти ребята достойны только на нашем уровне, или они могут составить конкуренцию и на международной арене? Судя по выступлениям младших сборных в предыдущие годы, мы сильно отстаем от лидеров европейского гандбола. Нужно проделать очень большой объем работы, чтобы осуществить шаг вперед.
— Сопоставимы ли гандболисты, которые достались вам, с теми, кто играет сейчас, скажем, у Сергея Кленова?
— Пока сложно что-либо говорить. Это пока еще не мужской гандбол. Лишние год-два имеют очень большое значение. Взять нашу "молодежку", которая летом не отобралась на чемпионат мира. Это уже взрослые люди, многие из них играют на уровне Суперлиги. А здесь совсем молодые ребята, для полноценного мужского гандбола объективно "сырые". Можно сравнивать команды по конкретным игрокам, по амплуа, но я не стал бы этого делать. Потому что все покажут игры. Например, на большом международном турнире все может оказаться совсем иначе, чем виделось на местных соревнованиях. На первый план могут выйти другие.
— Уже определились, как построите подготовку?
— План-то есть, но очень многое зависит от финансирования. А еще нужно отыскать время для проведения занятий. За две тренировки ведь звезду из гандболиста не слепишь. Оно вроде и звучит красиво: команду сформировали аж за полтора года до дебютного чемпионата Европы. Целых 540 дней впереди. Но сколько мы сможем организовать полновесных сборов, на которых будут отбираться наиболее достойные, — большой вопрос.
Обдумаем с руководством федерации, сколько можно выделить средств и времени на подготовку ребят, после чего многое прояснится. Пока планы существуют только у меня в голове. Посмотрим, какой процент из них претворится в реальность.
— На пресс-конференции перед сезоном Максимов говорил, что с 2002 годом нужно начинать работать как можно раньше…
— Считаю, что подобный тезис подходит ко всем младшим сборным. Вот сейчас мы собрали команду вроде бы раньше, чем положено, поскольку "молодежка" прекратила существование. Но за границей юные гандболисты уже тренируются в этом возрасте как минимум год, а в некоторых странах — и два. Если есть возможность, формировать сборные нужно побыстрее. Например, сейчас уже можно обращать внимание и на парней 2004 года рождения, выход которых на большую арену не за горами. Время летит очень быстро.
Но и это еще не все. Многое зависит и от самих игроков, их желания работать и способности справляться с нагрузками. А также от правильного графика, чтобы отъезды в сборную не шли во вред клубам.
— А ведь не менее важна и игровая практика.
— Естественно. Просто так тренироваться не то чтобы бессмысленно, но не слишком эффективно. После тяжелых изнурительных тренировок должен быть обязательный выплеск эмоций в виде соревновательного опыта. Ребята должны в прямом смысле на других смотреть и себя показывать. Тогда и мы, и они сами будут понимать, на что способны и над чем еще надо трудиться.
Чем меньше турниров, тем хуже. Если мы сможем часто выезжать на соревнования в эти полтора года, то с гораздо большей точностью будет выстроен рабочий процесс.
— От передовой гандбольной мысли мы тоже отстаем?
— Больше отстаем в индивидуальном мастерстве. Можно придумать любые мудреные схемы, но от них небольшой толк, если человек не может прыгнуть и бросить. Мы не можем изобрести такую тактику, чтобы из чужих ворот ушел голкипер. Он по-любому будет находиться в "рамке". Поэтому основная проблема — слабая подготовка. Я не хочу упрекать детских тренеров и рассуждать, кто из них отлично работает, а кто — плохо. Но мы даже в Суперлиге сталкиваемся с тем, что исполнительский арсенал гандболистов довольно скуден.
Чтобы от этого избавиться, надо меньше вариться в своей каше и выполнять большой объем работы. Если сможем достучаться до ребят и объяснить, для чего им это надо, есть шанс подняться на ступень выше.
— Что ответите скептикам, которые наверняка начнут говорить, что теперь вся сборная будет из Чехова?
— У меня есть, что ответить. Я пришел не в Чехов. Там я уже работаю. А в сборной России будут играть люди, которые достойны в ней находиться. И не обязательно они будут из "Чеховских Медведей". Даже несмотря на то, что чеховцы минувшей весной стали чемпионами страны.
— Опасаетесь ли вы, что другие тренеры могут не захотеть отправлять игроков в сборную, чтобы их не переманили в Чехов?
— Чтобы переманить, не обязательно приглашать в сборную. Это можно сделать и другим путем. В принципе со всеми тренерами у меня нормальные отношения. И если грамотно строить диалог, обо всем можно договориться. Конечно, есть индивидуумы, которые думают по-другому. Но, на мой взгляд, крупный турнир у сборной России — не та ситуация, в которой нужно лоббировать какие-то клубные интересы.
— Что для вас будет первичной целью — успешное выступление или воспитание игроков для главной команды страны?
— Естественно, исходить будем из того, что нам надо подготовить хорошую смену в национальную сборную. Она должна соответствовать тенденциям мирового гандбола по ростовым, скоростно-силовым, техническим параметрам. Но во взрослую сборную в лучшем случае они попадут через пять лет, может, самые одаренные — на пару лет раньше.
А за это время утечет очень много воды. И красивые слова о подготовке резерва нужно подкреплять хорошими результатами, выступать на должном уровне. Если мы будем болтаться в хвосте, о какой взрослой сборной вообще может идти речь?
Фото: пресс-служба ГК "Чеховские Медведи", Федерация гандбола России.