Популярный портал handball-planet.com назвал лучшим гандболистом планеты в уходящем году норвежца Сандера Сагосена. Мы поговорили с ним еще в августе — как знали...
К 23 годам Сандер Сагосен уже достиг в гандболе больших высот. Уроженец норвежского Тронхейма движется по восходящей: он начинал карьеру на родине в "Колстаде" и "Хаслуме", затем провел три сезона в датском "Ольборге", а летом прошлого года перебрался во французский "Пари Сен-Жермен", где быстро стал одним из ключевых игроков.
Разыгрывающий три сезона подряд признавался лучшим молодым гандболистом мира по версии handball-planet.com. С 2013 года он выступает в сборной Норвегии — и во многом благодаря его усилиям скандинавская команда заметно прибавила в результатах на последних топ-турнирах.
При посредничестве пресс-службы "ПСЖ" перед стартом сезона нам удалось взять у Сагосена эксклюзивное интервью, в котором игрок рассказал немало интересного.
— Как вы провели лето? Довольны ли отдыхом?
— Даже очень. Отпуск получился насыщенным и продлился около семи недель. Сначала отправился в Норвегию, чтобы повидаться с родными и друзьями. Поездил по родной стране, благо интересных мест у нас хватает. Затем на недельку слетал на море в Грецию в компании шести друзей. В общем, хорошее лето.
— Можно не сомневаться, что "ПСЖ" ставит на новый сезон задачи максимальные. А есть ли у вас персональные цели?
— Насчет командных устремлений вы правы. Наш клуб хочет выиграть все французские турниры, а также наконец-то победить в Лиге чемпионов. Неудача в "финале четырех" прошлого сезона стала для нас серьезной оплеухой. Надеюсь, на сей раз мы трофей выиграем.
А личные амбиции... Не так уж важно, хорошо я играю или нет, если команда добивается успеха. Поэтому концентрируюсь на результатах "ПСЖ", а не на собственных статистических показателях.
— Время, проведенное в Париже, изменило вас как гандболиста и человека?
— В игре познал много нового. Ведь выхожу на площадку бок о бок с лучшими мастерами мира, каждый день тренируюсь с ними. Думаю, за это время я существенно прибавил как гандболист. А как просто человек... Приобрел опыт жизни в таком прекрасном городе, как Париж. Новый язык, другие люди. И ты постоянно открываешь что-то неизведанное в самом себе. По-моему, это здорово.
— Выучили французский?
— Пока не очень хорошо. Но в основном уже понимаю, что говорят другие. Кое-что могу сказать и сам.
— В интернациональной команде в ходу больше английский?
— Ну, в прошлом сезоне нашим тренером был Нока Сердарушич, который говорил на тренировках по-немецки. Было полезно чуть-чуть знать этот язык. А сейчас пришел Рауль Гонсалес, владеющий французским и немного английским. В основном в "ПСЖ" в ходу французский, так что всем игрокам нужно учить и понимать прежде всего его.
— Чемпионат Франции уже можно назвать лучшим в мире?
— Три первых места в Лиге чемпионов прошлого сезона заняли французские клубы — это говорит об очень высоком классе. Возможно, общий уровень лиги в Германии и сильнее, но если рассматривать группу топ-команд, то они лучше во Франции.
— Испытываете давление из-за того, что "ПСЖ" не удается выиграть Лигу чемпионов?
— Нет. Понятно, что мы очень хотим победить в этом турнире. Но ясно и то, что фавориты не всегда могут добиться успеха. Пробиться в "финал четырех" само по себе непросто, а завоевать трофей и вовсе тяжело.
— Как вы восприняли смену Сердарушича на Рауля Гонсалеса?
— Рад этому. Мне было приятно работать с Нокой, симпатичен его стиль. Но нравится тренироваться и под руководством Рауля. Когда приходит новый тренер, он привносит что-то свое. У него есть чему научиться. Думаю, иногда для команды полезно что-то поменять.
— Что именно изменилось в "ПСЖ"?
— Теперь мы играем на куда более высоких скоростях. Используем больше пространства в каждой зоне, чаще применяем обыгрыш "один в один" и так далее. Это современный стиль. Назвал бы его испанским. Мне он очень нравится. Это круто — учиться такой игре. И под руководством Гонсалеса мы прогрессируем каждый день.
— В вашем клубе много индивидуально сильных звезд: вы, Миккель Хансен, Никола Карабатич. Есть ли проблема совместимости мастеров такого калибра?
— Нет. Мы хорошие игроки, и наша общая цель — выигрывать матчи и целые турниры. Ключ в том, чтобы не зацикливаться на индивидуальных достижениях, а работать на благо коллектива. В "ПСЖ" велика конкуренция, но она помогает каждому из нас прибавлять в классе. Матчей за сезон мы проводим много, и игровое время находится для каждого. Поэтому нам нужна длинная скамейка, большой подбор сильных мастеров.
— Но вы частенько проводите на площадке по 50-55 минут. Это нормально или все же перебор?
— В дебютном сезоне пришлось довольно сложно — как физически, так и эмоционально. Я ведь только пришел в команду и не привык к такой нагрузке. В "Ольборге" мы проводили за сезон тридцать пять матчей, а здесь — в два с лишним раза больше. Но сейчас уже набрался опыта, и большие нагрузки не могут быть оправданием спадам в игре.
— Привыкнуть к парижскому жизненному укладу было сложно?
— Нет. Быстро познакомился со всеми одноклубниками, так что проблем в адаптации не испытывал. В команде ребята приняли меня очень хорошо, заботились, растолковывали полезные нюансы. В Париже мне очень нравится.
— Кто ваши лучшие друзья в "ПСЖ"?
— Сейчас много общаюсь с датчанами — Миккелем Хансеном и Хенриком Тофт Хансеном. Ведь наши родные языки очень похожи. Также часто в контакте с молодыми игроками — Бенуа Кунку, Недимом Ремили. Мы почти ровесники, и у нас больше свободного времени, чем у возрастных семейных ребят.
— Плюсы и минусы жизни во французской столице?
— Париж очень большой. К таким масштабам я не привык, и поначалу расстояния пугали. Например, поездка в супермаркет за продуктами может занять час. В Норвегии все как-то ближе. Короче, пришлось привыкать. Но все это компенсируется красотой города. В нем много привлекательных мест, а еда вообще шикарная, полно замечательных ресторанов. По выходным мы с моей подругой гандболисткой Ханной Офтедал, выступающей за "Исси", любим погулять по городу. Просто бродим по парижским улочкам, смотрим на людей, заходим куда-нибудь вкусно поесть. Все это доставляет большое удовольствие.
— Вы живете в самом Париже?
— Да, хотя и не в самом центре. Это шестнадцатый округ, неподалеку от нашего тренировочного зала.
— Часто посещаете знаковые достопримечательности: Эйфелеву башню, Лувр, Версаль?
— Поначалу вообще чувствовал себя туристом, желавшим осмотреть все знаменитые места. Но прожил здесь год и уже привык. Теперь мне не нужно подниматься на Эйфелеву башню каждую неделю! Даже интереснее открыть для себя менее известные районы города и уголки. Для туристов они своего рода секрет, но там тоже очень красиво. Французы знают о таких местах все.
— Вас часто узнают на улицах?
— В Париже — нет, и это хорошо. Можно вести спокойную жизнь. Город такой большой, здесь много всего происходит, а гандбол, по большому счету, не так и популярен.
— В Норвегии внимания больше?
— Да, с каждым годом. Чем лучше играю, тем более публичной фигурой становлюсь. Что ж, никаких проблем!
— Часто даете интервью?
— Обычно раз-два в неделю. Все зависит от того, сколько разрешит наш пресс-атташе...
— Бываете ли на матчах футбольного "ПСЖ"?
— Да. Рад такой возможности, ведь мы фактически одноклубники. Хотя ни с кем из ребят персонально не знаком. Мы не пересекаемся: у футболистов своя жизнь, у гандболистов — своя. Тренируемся и играем в разных местах.
— А с кем из футболистов "ПСЖ" не прочь познакомиться?
— После чемпионата мира было бы здорово поболтать с Килианом Мбаппе. Классный игрок!
— Есть ли в Норвегии мастера футбола, способные пробиться в большой клуб?
— Сейчас — едва ли. Хотя растет молодое поколение, там есть таланты. Может, кто-то из них и пойдет далеко. Жизнь покажет.
— Как вы вообще попали в гандбол?
— Дело в том, что в него играл мой отец. Он был вратарем и выступал в сильнейшем норвежском дивизионе. Уже в три года я постоянно ходил на его тренировки, наблюдал за командой, играл с мячом. А в пять лет начал заниматься и сам.
— То есть с раннего возраста собирались стать именно гандболистом?
— Не обязательно. Занимался и футболом, и хоккеем. Выбрать игру было не так просто, но все же пошел по стопам отца. Только вратарем не стал. А вообще спорт всегда был для меня самым увлекательным времяпрепровождением. Даже в отпуске охотно играю в футбол, волейбол или бадминтон.
— В июне вы устраивали трехдневный гандбольный кэмп для детей в Тронхейме. Как все прошло?
— Отлично. По-моему, все его участники остались довольны. Было приятно внести такой вклад в развитие ребят, приехавших из разных городов Норвегии. Здорово, если они чему-то научились у меня и моих товарищей по сборной. Это замечательный опыт.
— Есть шутка, что норвежцы рождаются обутыми в лыжи. Судя по всему, это не про вас?
— Ха, точно. Лыжник из меня так себе. Мне всегда больше нравились игры с мячом. По-моему, командный спорт вообще интереснее. Но в Норвегии долгие зимы. Многие действительно любят кататься на лыжах.
— Кто для вас лучший норвежский спортсмен?
— Сложно сказать, их несколько... Например, горнолыжник Аксель Лунд Свиндаль. Или Петер Нортуг — на пике карьеры он, на мой взгляд, был лыжником номером один в Норвегии. Сейчас же появился еще и молодой Йоханнес Клебо. Он тоже выступает очень здорово. Если говорить об игровых видах, у нас есть хоккеист Матс Зуккарелло, играющий в НХЛ...
— А как же Уле-Эйнар Бьерндален?
— Не назвал его только потому, что он уже закончил выступления. В Норвегии Уле — икона. Человек, который олицетворяет чистый профессионализм.
— Не пересекались?
— Нет. Ведь рано уехал из Норвегии, так что с коллегами из других видов спорта особо не общаюсь.
— Скучаете по родине?
— Конечно. Наверное, каждый человек считает свою страну лучшей в мире. И я не исключение. Тем более Норвегии есть чем гордиться. У нас очень красиво. Да, сейчас живу в Париже, и мне здесь комфортно. Но с удовольствием приезжаю домой во время отпуска. Когда закончу карьеру, буду точно жить в Норвегии.
— Кроме отца, в вашей семье есть спортсмены?
— Я старший из троих детей. Сестре сейчас 18, а брату в этом году исполнится 11. Сестра играет в гандбол в Тронхейме, и пока главное, что ей это нравится. А там посмотрим — может, однажды она попадет и в сборную.
— Жениться вы с Ханной не собираетесь?
— Ха, подумаем. Но пока удобно и так. У нас с подругой много общего. Когда есть возможность, ходим поболеть друг за друга. Я интересуюсь делами "Исси", она — тем, что происходит в "ПСЖ".
— Дома о гандболе говорите часто?
— По-разному. С одной стороны, общее занятие объединяет — нам всегда есть что обсудить. Детали тренировок, игровые нюансы. Но иногда прихожу из зала сильно уставший или расстроенный неудачной игрой. Тогда говорю: все, сегодня о гандболе ни слова. И тогда общаемся на другие темы.
— Вам вообще нравится женский гандбол?
— Отношусь к нему нормально. Это тот же самый спорт, что и наш. Мы создаем один продукт. Конечно, определенные различия есть, но смотреть матчи девушек интересно и увлекательно.
— В Норвегии сильная женская сборная. Не завидуете ее достижениям?
— Да, команда уже давно выступает на очень высоком уровне и добилась невероятных результатов. Конечно, чувство зависти есть. Но надеюсь, что и мы сможем выиграть трофеи. В последнее время наша сборная тоже смотрится ярко. Заняли четвертое место на чемпионате Европы в 2016-м, а на прошлогоднем первенстве мира вообще взяли серебро. Правда, результат на последнем чемпионате континента немного огорчил — финишировали лишь седьмыми. Но в целом мы теперь выступаем на топ-уровне, так что скоро вполне можем что-то выиграть.
— А в чем причина вашего недавнего прогресса?
— У нас хороший коллектив — молодой и талантливый. Отличный тренер Кристиан Берге, который очень увлечен работой. В то же время мы скромные и приземленные ребята, а не какие-нибудь суперзвезды. Каждый думает в первую очередь о команде, действуем с полной самоотдачей, потому что знаем: можно поплатиться даже за легкую расслабленность.
— Для вас есть разница: играть за клуб или национальную команду? Где легче проявить свои лучшие качества?
— Особых различий нет. Гандбол везде остается гандболом. Когда выхожу на площадку в составе "ПСЖ", отдаю клубу все сердце. То же самое касается и сборной — мы представляем родную страну, и это большая честь. Стремлюсь побеждать в каждом матче, за кого бы ни играл.
— Интересно ваше мнение о гандболистах из Восточной Европы: россиянах, белорусах...
— Они активно развиваются. В детстве часто смотрел гандбол по телевизору, и в ту пору россияне были очень сильны. Сейчас они немного сдали. Но, думаю, новое поколение способно вернуть прежние высоты. Там есть молодые таланты. Интересно сейчас наблюдать и за белорусами. Знаю про Королька, который выступал во Франции за "Сан-Рафаэль", а сейчас перешел в "Виве". Еще левый полусредний, очень высокий парень... Кулеш, да? Думаю, в ближайшие годы сборная Беларуси будет сильна.
— Что есть в вашей жизни, кроме гандбола и прочего спорта? Чем увлекаетесь?
— Очень люблю рыбалку. Сейчас в отпуске занимался ею в Норвегии. Такой досуг помогает отвлечься, ни о чем не думать, кроме очередной рыбы на крючке. Еще нравится смотреть сериалы и играть в "Play Station". Мы, гандболисты, много тренируемся. Поэтому и отдыхать надо качественно...
Фото: psg.fr, lequipe.fr; Uros Hocevar, Sasa Pahic Szabo.
Это интервью опубликовано в первом номере журнала "Быстрый центр".