В сезоне-2021/22 российская Суперлига впервые в своей истории пройдет без четырехкратного чемпиона турнира волгоградского “Каустика”.
Некогда одна из сильнейших команд страны финишировала на последнем месте в элите и отбыла в лигу рангом слабее. О причинах такой развязки сезона и о том, что же теперь будет с командой дальше, БЦ решил узнать у тезок и однофамильцев, руководивших коллективом. Поначалу мы пообщались с Дмитрием Бочарниковым — генеральным директором.
— Дмитрий Константинович, перед началом сезона вы поставили цель — попасть в плей-офф. Не слишком ли амбициозная задача была изначально?
— В конце сезона-2019/20, перед пандемией, ребята стали показывать неплохую игру, боролись. Не хватило совсем чуть-чуть, чтобы попасть в восьмерку сильнейших. И это давало надежду, что, став на год старше, гандболисты будут совершать меньше ошибок. Поэтому мы и поставили задачу выйти в плей-офф в сезоне-2020/21. Хотя, конечно, объективно я отдавал себе отчет, что это была сверхоптимистичная цель.
— За весь финальный этап в борьбе за сохранение места в Суперлиге “Каустик” набрал всего одно очко. В чем причина такого провального финишного отрезка?
— Однозначно сказались травма набравшего хорошую форму Данилы Иванова и болезнь Олега Спасенова. Мы разом лишились двух разыгрывающих, отчего не могла не пострадать вся командная игра. Данила стал в этом сезоне лидером, а у нас не так много квалифицированных гандболистов, чтобы закрывать бреши в составе.
Проиграли на старте финального этапа несколько важных матчей, и дальше на молодых, думаю, стал давить результат, они начали бояться уступить и попали в психологическую яму. Все-таки опыт в таких матчах, когда на кону стоит многое, играет немаловажную роль. А наши ребята еще не прошли через жернова ответственных поединков.
— Результат неудовлетворительный, но был ли позитив по ходу турнира?
— Конечно. В конце 2020 года в Красноармейском районе Волгограда, где базируется наш клуб, завершилось строительство нового ФОКа, который оборудован современной гандбольной площадкой, ставшей для нас отличным тренировочным местом. Там же находится и полноценный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем с искусственным покрытием, открытой площадкой. Здесь мы будем летом закладывать фундамент подготовки к новому сезону.
И, несмотря на конечный результат, все равно могу отметить, что игроки повзрослели и стали показывать уже не юношеский, а мужской гандбол. В связи с этим могу выделить Даниила Кольцова, Максима Васильева, Владислава Татаурова, Данилу Иванова. Вратарская линия нас местами радовала. Не зря же Владимир Салманович Максимов обратил внимание на Влада Мартыненко. Значит, мы смогли подготовить его так, что он проявил себя ярко. Да и остальных наших парней приглашали в различные команды.
— Но, несмотря на эти приглашения, клуб пока объявил, что Волгоград покидают только Мартыненко и Тамерлан Мусаев. Остальные остаются? Если да, то как вам удалось замотивировать их?
— Да, на сегодня уходят только двое. Со всеми ребятами у нас действующие контракты, условия которых мы полностью выполняем. За команду играют молодые местные воспитанники. Да, конечно, когда они вырастают и становятся гандболистами более высокого уровня, наше финансовое положение пока не позволяет платить им зарплаты, которые есть у тех команд, куда их приглашают. Больших денег у нас нет, но тех средств, что выделяют спонсоры, хватает, чтобы мы в полном объеме выполняли свои обязательства.
— В связи с вылетом в высшую лигу нет опасения, что спонсоры могут ослабить поддержку команды?
— Со всеми уже есть договоренности о продолжении сотрудничества, все подтвердили свои прежние обязательства. Но хотим внести определенные изменения во внутреннюю систему бюджета, затрагивающую выделение денег и другие вопросы, чтобы мы имели больше возможностей. Сейчас ведем переговоры. Хуже не будет точно.
— По окончании сезона прошло собрание, по результатам которого команда рассталась с главным тренером. Можно считать это оценкой работы Дмитрия Бочарникова?
— У нас был с Дмитрием Викторовичем договор на два сезона, и он завершился. Посовещались и пришли к взаимному решению о прекращении сотрудничества. Попробуем сделать перезагрузку и двигаться дальше несколько иначе. На собрании хорошо поговорили с Дмитрием Викторовичем, поблагодарили за работу. Он искренне трудился, “болел” за результат, старался, привнес что-то новое в игру команды, гандболисты росли в мастерстве. Но что-то не получилось. И, конечно, назначать его единственным виновным за итоговый результат нельзя. Недоработали мы все вместе.
— Очевиден тогда следующий вопрос. Кто станет новым тренером? Может быть, вы сами вновь возглавите команду?
— До меня тоже доходят разговоры: мол, не стоит ли вернуться… Но вопрос находится на стадии обсуждения, ведем переговоры с кандидатами, спонсорами. Думаю, в течение недели мы этот вопрос решим.
— Рассматриваете кандидатуры местных тренеров, или есть вариант, что пригласите кого-то со стороны?
— Мы считаем, что в Волгограде достаточно специалистов, из которых можно выбрать наиболее оптимальный вариант.
— Уже известно, что ряды команды пополнит Антон Собина из “Невы-2”. Как удалось завлечь перспективного парня в Волгоград?
— Я регулярно просматриваю соревнования молодежного первенства. Позиция правого полусреднего в “Каустике” нуждалась в усилении, поскольку у нас там лишь один игрок — Татауров. Антон мне понравился. Я подошел к тренеру Ильясу Гасанову. Спросил, какие у “Невы” планы на его счет, поскольку в следующем сезоне Собина уже не сможет играть за дубль. Ильяс Тофикович узнал у Дмитрия Николаевича Торгованова и перезвонил.
Контракт с Собиной заканчивался, и в основе Питер на него пока не рассчитывал. Связались с гандболистом, предложили свои условия, и он согласился. Исхожу из своей многолетней тренерской практики: молодым гандболистом надо играть в тех командах, которые могут предоставить достаточно времени на площадке для прогресса, а не сидеть на скамейке запасных. Так что, надеюсь, у нас получится взаимовыгодное сотрудничество.
— Появление другие новичков возможно?
— В этом на сегодня нет потребности. Проблемную позицию закрыли. У нас есть своя школа, которая регулярно выдает хороших ребят. Наш 2003 год, которым руководит Алексей Ахремочкин, на финале первенства среди юношей до 19 лет взял серебряные медали. Со всеми ребятами заключили профессиональные контракты и будем на них опираться. Приглашая иногородних гандболистов, автоматически перекрываем дорогу своим пацанам, которых долгое время воспитывали. Поэтому зовем только при крайней необходимости.
— Планы подготовки к новому сезону уже утверждены? Когда выходите из отпуска?
— Руководители команды и не уходят в отпуск, поскольку надо успеть решить много организационных вопросов, а гандболисты закончат отдыхать 6 июля. Традиционно начнем подготовку к сезону на открытой площадке. Планируем принять участие в трех товарищеских турнирах. Обычно летом мы играем в Саратове, Астрахани и Буденновске. Но если где-то вдруг не станут проводить турнир или будут не самые удачные сроки, сами попробуем организовать у себя соревнование с участием команд Суперлиги.
— О задаче на новый сезон можно и не спрашивать?
— Конечно. Однозначно задача — вернуться в Суперлигу, и у нас все для этого есть. И сами гандболисты понимают важность этой цели. “Каустику” необходимо возвращать утраченные позиции.
Пообщавшись с генеральным директором, БЦ обратился и к бывшему наставнику команды Дмитрию Бочарникову, о расставании с которым по взаимному соглашению сторон было объявлено 7 июня.
— Дмитрий Викторович, несмотря на потерю ведущих игроков, руководство команды ставило перед вами задачу выхода в плей-офф. Вы не удивились?
— Мое поколение воспитано так, что всегда надо ставить амбициозные задачи. Даже несмотря на то, что перед стартом сезона мы лишились многих гандболистов, включая Романа Макришина, ключевой фигуры в “Каустике” последних лет, и всех троих вратарей.
На места ушедших пришла молодежь. Из 16 человек, которых мы включали в заявку на матчи, 10 — дебютанты Суперлиги. Но я считаю, что молодежь — это всегда самые амбициозные игроки в команде. Поэтому полностью поддерживал руководителей, когда они ставили перед нами задачу выхода в плей-офф. И она могла быть выполнена. Но как тренер я отдавал себе отчет, что нехватка игрового опыта может сильно сказаться на результате.
— Сезон для команды начался с карантина…
— Мы одна из трех команд Суперлиги, которые из-за установленных внутри регионов порядков во время пандемии были полностью отправлены на карантин. То есть не могли тренироваться даже в усеченном формате. И у нас выпал целый месяц. Многие ребята переболели, но, слава богу, в легкой форме. Потерянное время дало о себе знать в дальнейшем.
— Но с точки зрения набора очков весенний отрезок получился значительно хуже, чем период после выхода из карантина. Настолько серьезно на команду повлияли травмы?
— Безусловно, повреждения ведущих гандболистов не могли не повлиять на игру команды. Вдвойне обидно, что игроки травмировались на ровном месте, а не в каких-то единоборствах. Данила Иванов сломал ногу, Вадим Савицкий порвал "кресты", вылетел и Родион Левицкий. Это ребята 2000-2001 годов рождения, на которых я очень рассчитывал.
Сергей Тафинцев, по нашим меркам, ветеран (1994 г.р.), из-за проблем с ахиллом пропустил всю финальную стадию. Травмы нас подкосили, но не могут служить оправданием конечного результата. Я верил в ребят, верил, что они смогут справиться и сохранить место в Суперлиге. Но не вышло.
— Выделите гандболистов, которые, на ваш взгляд, сумели себя ярко зарекомендовать.
— Конечно, стоит отметить вратарей. Вернувшийся после года в армии Кирилл Михайлов в течение сезона не только стал капитаном, но и очень серьезно прибавил. Уверен, что в ближайшее время на него обратят внимание тренеры сборной. Его брат Никита уже получил вызов в молодежную сборную, где произвел неплохое впечатление на Юрия Зайцева.
Данила Иванов… Не хочу так, конечно, говорить, но парень хорошо воспитан и, надеюсь, воспримет правильным образом. Так вот, Иванов — одна из звездочек российского гандбола, и его совершенно точно впереди ждут большие клубы. Максим Васильев отлично провел концовку сезона. Достигли с ним "химии" во взаимоотношениях: я стал лучше понимать его, а он полностью осознал, что я хочу видеть от него на площадке.
— Команда сможет вернуться в Суперлигу за год?
— Конечно, я в ребят верю и буду дальше верить. Они вернутся. Возможно, эта перезагрузка поможет клубу начать поступательное движение к тем высотам, где он находился в прошлом. Сейчас есть возможность что-то переосмыслить. Иногда именно в таких встрясках и нуждается клуб. Конец чего-то — это ведь и начало нового.
Но самое главное — нужно прекратить отток гандболистов. За два сезона, что я провел во главе команды, мы потеряли 12 человек. Это слишком много. Воспитывать игроков — долгосрочная и трудоемкая задача. Невозможно за год-два сделать готового игрока, поэтому необходимо сохранять хотя бы костяк команды.
— Вы были готовы продолжить работу в "Каустике"?
— Не буду скрывать, конечно же, желание работать с командой дальше у меня было и есть. Но решения в данном случае принимаю не я. Руководство клуба сообщило мне о завершении сотрудничества. Значит, так тому и быть.
— Остаться в системе команды в каком-нибудь ином статусе не предлагали?
— Абсолютно никаких предложений не было.
— Тогда какие теперь у вас планы?
— На сегодня ничего конкретного я вам сказать не могу. Думаю, этот месяц полностью посвящу семье. Съездим отдохнем, перезагрузимся и пойдем дальше!
Фото: Дмитрий Марочкин; пресс-службы "Каустика", "Невы".