Директор по развитию Федерации гандбола России Ольга Бугаенко рассекречивает планы борьбы за право принять через пять лет женский чемпионат Европы в Москве и Санкт-Петербурге.
— Когда вы начали готовить заявку на проведение чемпионата континента 2026 года?
— В день отправки в ЕГФ письма, где изложено намерение принять участие в конкурсе. Мы сделали это в октябре прошлого года, подтвердив заинтересованность. А дальше уже ждали, когда из Вены придет пакет документов, разъясняющих процедуру выбора страны-хозяйки, обозначающих дэдлайны. После его получения началась планомерная работа.
— Какие особенности у этой заявки?
— Мы хотели сделать ее максимально простой и понятной. Чтобы без лишних усложнений у всех сложилось впечатление, что Россия действительно может провести соревнования такого масштаба. Отсюда и слоган "We can!" ("Мы можем!"), в котором одновременно зашифрованы основные преимущества проведения турнира на российской территории: женский гандбол (Women's handball), опыт (Experience), культура (Culture), атмосфера (Atmosphere) и новая аудитория (New audience).
Если сравнивать нынешнюю заявку с предыдущей, то концепция совершенно новая. Но тот прежний опыт, безусловно, помог. В первый раз мы не особо понимали все тонкости процедуры, на чем необходимо заострить внимание, сделать акценты. Во второй раз было намного проще.
— Учитывая, что скандинавы безальтернативно претендуют на топ-турнир 2028 года, надо предполагать, что с высокой степенью вероятности Россия получит Евро двумя годами раньше?
— Нам очень хочется видеть такой итоговый результат. Но давайте подождем и посмотрим, как все получится.
— Всего лишь два города и четыре арены. Не мало ли для турнира из 24 команд?
— Мощности дворцов и вся необходимая инфраструктура позволяют провести чемпионат в двух городах. Тем более что Москва и Санкт-Петербург обладают и нужным числом отелей, и транспортным обеспечением. Регламент чемпионата подразумевает два сценария размещения групп.
В первом варианте, который мы в итоге и взяли, задействованы три арены, на которых проходят матчи предварительного раунда. На каждой из них сыграют по два квартета.
Вторая рекомендация — шесть арен, по одной для каждой группы. В первом случае на одной арене игры будут проводиться каждый день, во втором — через день.
— Почему не рассматривали южные города, где есть традиции и гандбол популярен?
— В прошлой заявке мы указывали Астрахань и Ростов-на-Дону. Но в ростовском случае проблемой стала неопределенность с игровой ареной. Мы получили тогда не очень позитивные комментарии от Европейской федерации гандбола. В них указывалось, что конкретных сроков строительства дворца нет, как и плана постройки. А людям, принимающим итоговое решение, нужны точные данные: проектная документация, четкие характеристики объекта. Заявляя Ростов, было сложно соблюсти эти требования.
В этот раз мы решили свернуть географию до двух городов. Понятно, что основная часть зрителей будет из России, но есть еще и иностранные болельщики. Им куда проще добраться до столиц, чем до регионов. Плюс инфраструктура, которая в Москве и Санкт-Петербурге гораздо больше развита.
— Надо полагать, планируемый в Москве Дом гандбола не попал в список по причине, схожей с "ростовской"?
— Да, пока еще нет ясности и четкого понимания, как будут развиваться события. Но, думаю, если дворец будет построен к 2026 году, велик шанс, что и он примет несколько матчей европейского чемпионата.
— В Санкт-Петербурге женского гандбола нет уже давно. Не опасаетесь, что придется включать операцию "Зритель"?
— Мы несколько раз проводили там матчи мужской сборной России. И не скажу, что на трибунах были исключительно болельщики гандбольного клуба "Нева". Прямая связь между наличием сильного женского клуба и интересом к женской национальной команде не прослеживается. Питерские зрители в принципе любят спортивные мероприятия и активно их посещают. Думаю, что при хорошем освещении, качественной рекламной кампании и поддержке городских властей проблемы заполняемости трибун не будет. К тому же Петербург и Москва — основные туристические направления для иностранцев.
— Поэтому напрашивается географическое разделение групп? Скандинавам проще добраться до Санкт-Петербурга.
— Болельщикам из северных стран, действительно, легче приехать в Питер. Мы рассматриваем концепцию отправки скандинавских сборных в петербургскую часть соревнований, держим в голове этот сценарий. Но пока рано о нем говорить как о решенном деле, потому что мы не знаем, кто и каким способом попадет на Евро-2026. Но, если нам предоставят такую возможность, постараемся сверстать дислокацию сборных и календарь наиболее эффективным способом.
— Что предложите иностранным гостям?
— Хотелось бы сотрудничать с мировыми туристическими агентствами и продумать "пакеты болельщиков". Подобный опыт был реализован на чемпионатах, проводившихся во Франции и Германии. Эта практика очень популярна в Европе, да и для болельщиков весьма удобна. Они могут зайти на официальный сайт и купить себе, к примеру, недельный тур на весь чемпионат. Зрители заранее будут знать места проживания, расписание игр и туристических мероприятий, когда и сколько у них будет свободного времени, как его распределить. Этот сценарий облегчит иностранным туристам понимание, что делать во время турнира, и развеет страхи перед Россией, если у кого-то они еще остаются.
— У российской заявки есть официальное лицо или посол?
— На этапе предоставления документов этого не требуется. Мы сделали презентационный ролик. В ЕГФ создали сайт, общий для всех участников конкурса. Посмотрим на развитие событий. В прошлом году выборы проходили во время Конгресса Европейской федерации гандбола, где каждая страна представляла свою заявку. Если в этом году будет аналогичная процедура, подумаем, кто может нам помочь в презентации.
— Когда прибудет с проверкой инспекционная комиссия ЕГФ?
— До конца мая завершится оценка заявок. Затем с июня по сентябрь члены комиссии наведаются в страны-кандидаты. Мы предполагаем, что делегатов ЕГФ, которые приедут в Россию, заинтересует Санкт-Петербург, а точнее, дворец спорта "Юбилейный". Потому что остальные точки — "Сибур Арена" в Питере, московские "ВТБ Арена" и Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой — были проинспектированы еще в прошлый приезд, так же как и гостиницы. Ну а уже в ноябре 2021 года определятся хозяева чемпионатов.
— Изменились ли эпидемиологические требования к организаторам?
— Пока нет. Регламент построен с учетом того, что соревнования пройдут в штатном режиме, на организационные моменты пандемия не повлияла.
Фото: пресс-служба ФГР.