38,2 процента — таков показатель отраженных бросков голкипера "Пермских Медведей" в регулярном сезоне чемпионата России. Пора предметно беседовать.
— За счет чего удалось совершить такой прорыв?
— В первую очередь за счет командной работы. У нас ведь не индивидуальный вид спорта. Поэтому улучшение персональной статистики — это общая заслуга. В нынешнем сезоне оборона "Пермских Медведей" заметно улучшилась — игроки меньше теряют позицию, чаще работает блок. Помогаем друг другу, постоянно разбираем ошибки, анализируем взаимодействия вратаря и защитников.
— Нынешний сезон стоит особняком из-за пандемии, вмешавшейся в подготовку?
— Когда объявили о завершении прошлого чемпионата и много времени ушло в никуда, мы тренировались в домашних условиях по видеосвязи. Нам давали упражнения, и самым тяжелым в этой ситуации было морально настроиться на рабочий лад. Сложно заставить себя пойти заниматься, пребывая в квартире. Немаловажную роль сыграла семья, которая смогла найти слова поддержки. Это помогло еще больше сплотиться и перенести трудности.
В первую волну, когда большое количество людей заражалось в Москве и Санкт-Петербурге, в Перми такого не было. Возможно, положительное значение имело соблюдение ограничительных мер. Ковид нас не затронул, мы спокойно продолжили тренировки по программе, составленной тренером по физподготовке.
А вот осенью коронавирус ударил весьма серьезно. Мы только прошли сборы, начали вкатываться в сезон — и такой подвох. Переболели всей семьей. Но ничего сверхъестественного не заметил, за исключением повышенной усталости. Только встал с кровати, и тебе уже хочется лечь обратно. Такая вялость для обычного гриппа или простуды не характерна. Больше никаких негативных особенностей не увидел — температура поднялась до 37 градусов и продержалась выше нормы всего один день.
— Пермяки образца сезона-2020/21 по уровню похожи на ту команду, что когда-то занимала призовые места в Суперлиге?
— Мы определенно близко к нему подошли. Если завоюем медали, сочту выступление успешным.
— Часто тренеры хотят работать с высокими голкиперами. Ваши 188 сантиметров когда-нибудь мешали в игре?
— В детском и юношеском гандболе ходили разговоры: мол, ему бы еще росточка немного — и было бы совсем здорово. Когда я попал в "Пермские Медведи", главным тренером был Лев Геннадьевич Воронин. И он мне сказал: у тебя есть реакция, а современный скоростной гандбол требует быстроты и от вратарей. Рост не столь важен.
Посмотрите на звезд мирового гандбола. Маттиас Андерссон, который сейчас работает тренером вратарей сборной Германии, еще ниже меня. При этом он добился в спорте максимальных высот. Тьерри Омейе тоже далеко не гигант. В юности обращения к антропометрическим параметрам меня задевали. Но я всегда смотрел за игрой лучших, и меня это успокаивало. Как оказалось, не обладая большим ростом, можно показывать высочайшие результаты.
— У вас и голов набралось прилично — забрасываете в каждом втором матче.
— Думаю, что большой эффект имеет постоянная отработка дальних бросков. Мы делаем на это акцент, ведь сейчас многие команды при удалении меняют вратаря на полевого, а иногда и всемером играют. Почему не воспользоваться возможностью добыть легкий гол? Обращали внимание на то, что в прошлых сезонах часто не попадали по воротам, был велик процент промахов. Поэтому уделили приличное время этому элементу, и наметился прогресс.
— А какой элемент вам нужно улучшать?
— Вот я сейчас скажу, а потом соперники прочтут интервью и направят удар на слабое место. Не стану раскрывать карты.
— Против какого игрока или команды вам приходилось труднее всего?
— Дело было на чемпионате мира среди студентов в 2016 году. Проходил он в Испании, тренером сборной тогда был Лев Воронин. Помимо хозяев, мы были в одной группе с командами Японии и Тайваня. Так вот азиатские гандболисты были самыми неудобными из всех, с кем мне когда-либо доводилось встречаться на площадке.
— Эдуард Максутов — это товарищ или конкурент?
— Прежде всего товарищ. Но и здоровая конкуренция также необходима, она помогает развиваться.
— Вратарская дружба в принципе существует?
— Безусловно. Мне довелось поиграть с опытными ребятами. Например, с Александром Поповым мы провели вместе не один сезон и находились в прекрасных отношениях.
— Узнают ли вас на улицах?
— Не скажу, что есть какой-то сумасшедший ажиотаж. Гандбол — не самый популярный вид спорта, и даже у нас в Перми про него знают, скажем так, свои. Поэтому тотального узнавания в общественных местах точно нет.
— Заметил, что ваша супруга активно поддерживает самые разные клубные начинания.
— В нашей семье жена отвечает за медийную составляющую. Не переживаю, что у нее гораздо больше подписчиков в соцсетях. От этой темы бесконечно далек. Я довольно закрытый человек, хотя, наверное, пора брать у Алины пример и уроки правильной работы в интернет-пространстве.
— В последнее время ваша фамилия не раз называлась в списке потенциальных сборников.
— Наверное, здесь больше вопрос к главному тренеру сборной России, едва ли на что-то может повлиять мой комментарий. Но скажу, что очень хочу надеть свитер национальной команды, желаю защищать цвета нашей страны.
Клубный тренер Валентин Игоревич Бузмаков сейчас трудится в штабе сборной. Мы с ним общались по этому поводу, и он мне сказал: у тебя есть все шансы туда попасть — развивайся, работай над собой, продолжай прогрессировать, и это обязательно будет оценено.
— Наверняка после столь успешного регулярного сезона возросло количество предложений. Где продолжите карьеру?
— Я подписал новый контракт с "Пермскими Медведями". Как минимум еще сезон проведу в нынешнем клубе.
Фото: пресс-службы "Пермских Медведей", СКИФа.