Рулевой мужской сборной России по горячим следам принимает поздравления с выигрышем группы 3 квалификации чемпионата Европы и итожит путь, которым привел команду на очередной топ-турнир.
— Первых мест в отборочных группах топ-турниров у сборной России не было с 2010 года. С отличным вас результатом!
— Спасибо. За хроникой достижений россиян не следил, хотя про это обстоятельство мне кто-то уже написал. Так что я удовлетворен. Работы еще очень много, но на этом отрезке с задачей мы справились.
Приятно, что эта сборная начала менять статистику. О первом месте особо не задумывался. Была задача выйти в финальный раунд, побеждая в каждой игре. Даже в последней, на Фарерах, настраивал команду только на победу, хотя можно было сыграть в экономном тренировочном режиме.
— Главное, чего удалось достичь в игре?
— Прежде всего — мы стали гораздо подвижнее. Доволен, что игроки начали раскрываться и прогрессировать. В некоторых матчах был доволен отдельными отрезками при действиях в обороне.
Но проблема в том, что по ходу поединков свою игру мы часто теряем. После встречи с фарерцами в Москве довелось услышать такое суждение: как только мы начинаем вести в счете, команда выключается, и причина этого кроется в русском менталитете. Категорически не согласен. Все дело в обычном недостатке профессионализма. Подобное бывало у меня и в Германии.
А вот возьмите сборную Швеции. Она выигрывала у нас восемь мячей и при этом стала давить еще сильнее, довела перевес до четырнадцати. Вот это профессионализм! Это то, к чему надо стремиться.
Не хочу выделять никого из ребят. Все работали с полной самоотдачей. И сделаю лишь одно исключение, скажу о Валентине Воробьеве. Он настоящий боец, труженик и игрок с характером. Очень вырос за этот год. Надеюсь, со временем он станет основным разыгрывающим сборной. А от этой позиции во многом зависит игра команды в целом.
— Над исправлением чего надо поработать в первую очередь?
— Работы непочатый край. Надо подтягивать все аспекты. Каждому игроку надо расти, чтобы команда заработала, как машина.
— В самом начале своей работы, после матчей со сборной Украины, вы говорили и о сложностях психологического характера. Что-то изменилось в этом плане?
— Изменилось многое. У нас в команде больше нет разделения на отдельные группы. Все общаются друг с другом. Например, я запретил всем, включая тренеров, брать в ресторан телефоны. Теперь мы завтракаем, обедаем и ужинаем вместе за одним столом в непринужденной обстановке.
Иногда сам провоцирую ребят, чтобы в командную атмосферу добавлялась здоровая перчинка. И радуюсь, когда после тренировки ребята смеются, подначивают друг друга, шутят. Но нам все еще не хватает здорового хулиганства. Надо стать свободнее, больше раскрепоститься. Добавить задора и остроты.
Понимаю, что нужно время. На Балканах иногда говорим: "Эй, расслабься, снимись с ручного тормоза, живи и дыши". Вот когда так будет, и результаты станут лучше. Команда должна функционировать, как единый организм — свободно, дерзко и легко, но при этом дисциплинированно.
— Вы по-прежнему общаетесь с командой не на русском. Мешает ли это? Продолжаете ли учить язык?
— Во многом мешает то, что мы с ребятами общаемся на смешанном сербско-русском и прекрасно понимаем друг друга. К тому же многие говорят по-сербски. Но учебу, безусловно, продолжу.
— Вы приехали в Россию 9 июля прошлого года. Виделись ли с тех пор с женой и сыновьями?
— К сожалению, нет. Им все еще очень сложно приехать из-за пандемии.
— В сборной много игроков из "Чеховских Медведей" — главного соперника вашего ЦСКА в национальных турнирах. Вы получили возможность лучше изучить их сильные и слабые стороны. Поможет ли это вам как главному тренеру армейцев?
— Не думаю, что наши команды могут узнать друг о друге что-то новое. Чеховский клуб — фаворит и нынешнего сезона, команда лучше укомплектована и сыграна за многие годы. У нас нет Павла Атьмана и Станислава Жукова, и в целом скамейка короче. Но я попробую "медведей" чем-нибудь удивить.
— Сезон проходит в сложных и непривычных условиях…
— Некоторые коррективы пришлось вносить в начале сезона, а сейчас все привыкли к особенностям ситуации, и особых сложностей я не вижу.
— Каковы ближайшие планы сборной?
— Готовлю план тренировок и конкретизирую задачи. Все это нужно будет согласовать в федерации, а после этого можно будет обнародовать.
— Работу со сборной вы начали как освобожденный тренер и сразу установили рабочие контакты со многими клубными коллегами. Что изменилось с появлением в вашей жизни ЦСКА?
— Особых проблем нет. Но, конечно, то, что я тренирую москвичей, отпечаток на работу накладывает. В первую очередь не стало времени, чтобы ездить по стране, общаться с тренерами и обмениваться опытом так, как я рассчитывал делать это вначале.
Фото: пресс-служба ФГР.