Экс-игрок российской "молодежки" Мария Рачителева давно пропала из нашего поля зрения. И вот вдруг БЦ отыскал ее на другом конце света, в Штатах, и разузнал, как она там оказалась.
Мария Рачителева — уроженка Астрахани и воспитанница тамошнего ручного мяча. Постепенно поднимаясь по ступеням гандбольного воспитания, Мария добилась приглашения в российскую сборную девушек 1992/93 годов рождения, увы, не снискавшую славы на крупнейших международных турнирах.
Зато в клубной карьере левой крайней есть громкий успех — золотая медаль чемпионата России-2015/16 с "Астраханочкой". Пусть сама Мария и не считает, что сильно причастна к тому клубному взлету, потому как играла мало за спинами Полины Кузнецовой и Кристины Кожокарь. Потом было участие с родным клубом в Лиге чемпионов и отъезд в Азербайджан, ставший в те годы местом притяжения для гандболисток Ex-USSR. А вот после недолгого выступления за азербайджанские клубы и даже сборную этой страны на Играх исламской солидарности (!) след Марии простыл.
Тем удивительнее было разыскать ее в Лос-Анджелесе, в 11 часах разницы во времени с Астраханью. Да еще и в статусе счастливой молодой мамы и жены. Свой рассказ о жизни "после гандбола" Марии приходилось несколько раз прерывать по всяким житейским причинам. Но в итоге она терпеливо и, кажется, не без удовольствия поведала "Быстрому центру" о том, как ее жизнь развернулась таким нетривиальным образом.
Королева Исламиады
— С мужем Николаем мы познакомились через соцсети. Он "постучался" ко мне и поинтересовался, знаю ли я астраханского гандболиста, который уехал играть во Францию. Естественно, это было только поводом для знакомства. Постепенно отношения переросли во что-то большее. Я продолжала играть за "Астраханочку", когда мы с Колей стали жить вместе.
После того как Астрахань выиграла чемпионат России весной 2016 года, мне не предложили ровным счетом ничего. Подвернулся вариант в Азербайджане с клубом "Азерйол". Некоторое время играла за него, но потом решила, что отношения с Колей мне дороже, вернулась в Астрахань и стала работать фитнес-тренером. Попутно спросила у Михаила Серегина о возможности поддерживать форму с "Астраханочкой". Потому что Азербайджан не оставлял желания заполучить меня в сборную. Вышло так, что я подписала краткосрочный контракт с родной командой с ноября по май сезона-2016/17.
Как раз в середине мая в столице Азербайджана проводились Игры исламской солидарности, или Исламиада, как мы ее называли. И это было феерическое событие в моей карьере: потрясающая организация, парады открытия и закрытия Игр, спортсмены с разных континентов — все, как на настоящей Олимпиаде. В той команде Азербайджана играло немало других россиянок: Екатерина Пече, Алла Жуйкова (Чернышкова), Екатерина Артамонова, Анна Бурова, Оксана Орехова. Мы выиграли турнир довольно уверенно, в финале были сильнее турецкой сборной.
После этого мне предложили новый контракт в Азербайджане. Я попросила месяц на размышления. А потом был отпуск, мы полетели с Колей во Вьетнам, и там он сделал мне предложение. Свадьбу мы наметили на лето-2018, так что еще сезон я отыграла в чемпионате Азербайджана. Заранее решили, что свадебное путешествие совершим в США. Мужем и женой мы стали 15 июня, а уже через три дня улетели в Нью-Йорк.
Американская мечта
Как только прилетели в Нью-Йорк, сели в такси и поехали в отель, все вокруг стало напоминать нескончаемое американское кино. Сразу обратили внимание, насколько добродушны и приветливы все без исключения вокруг. Всегда спросят, как дела, или сделают какой-нибудь комплимент. Эмоции у меня просто били через край. Мы ездили повсюду: Бруклин, Манхэттен, Таймс-сквер, Кони-Айленд, Брайтон-Бич, смотрели на небоскребы и огромные экраны на главных улицах. В Нью-Йорке провели неделю, успели попасть во многие знаковые места, посетили музеи. Один Колин знакомый пригласил на вечеринку, где мы погрузились в настоящую творческую атмосферу, познакомились с интересными людьми. Я как-то сразу почувствовала, что Америка — то место, которое дает толчок для развития каждому, кто туда попадает.
Потом поехали в Бостон, где живет одна моя астраханская подружка. А оттуда рванули в Орландо, в "Юниверсал-парк". И это было что-то потрясающее, самый запоминающийся день всего нашего путешествия. Электронные браслеты, другие прикольные гаджеты, аттракционы и аквапарк — все очень тщательно продумано. Первое желание — вернуться туда. Именно тогда, после трех недель свадебного путешествия мы с Колей решили, что хотим переехать в Штаты жить.
Мувинг и клининг
Вернулись в Астрахань и стали постепенно продумывать наш отъезд, готовить к нему близких и готовиться сами. Тем временем я вернулась к работе фитнес-инструктора, которую раньше уже примеряла на себя. На этот раз погрузилась в нее довольно серьезно, "обросла" клиентами.
Время отъезда неуклонно приближалось. Мы заранее купили билеты: прямой рейс Москва — Лос-Анджелес. Дату вылета я запомнила, наверное, навсегда — 6 июня 2019-го.
Прилетели мы по туристическим визам, но приехали не отдыхать, а обустраивать новую жизнь, искать работу. Первое, что нашел муж, — мувинг. Это всевозможные услуги при переезде, что очень развито в Америке.
В России Коля работал не только тренером-инструктором, но и барбером. В Штатах ему представилась возможность показать на деле свои умения, и совсем скоро он смог устроиться в парикмахерскую. Его работу боссы сразу оценили, он у меня вообще талантливый.
Сама я первый месяц не работала, осваивалась, привыкала на новом месте. Потом пошла работать в клининговую контору, занималась уборкой. Признаюсь, это работа оказалась тяжелой, прежде всего морально. Потому что раньше я занималась любимым делом, которое доставляло исключительно удовольствие. Работала в клининге я на протяжении полугода — по два-три часа ежедневно. И постепенно искала себе клиентов в качестве фитнес-инструктора. А в марте 2020-го узнала, что беременна. И тут как раз грянула пандемия и начался общий карантин.
Маша-мама
Я стала мамой 19 ноября 2020 года. Малышку назвали Оливией. Это имя я услышала вскоре после нашего приезда в США, и оно мне очень понравилось. Заранее решила, что если родится девочка, то непременно будет Оливия. Коля поначалу был не то чтобы за, но потом согласился с моим желанием. По рекомендации доктора, который наблюдал беременность, мне сделали кесарево сечение. Все прошло очень хорошо, а Коля присутствовал на родах и потом был с нами в госпитале все три дня до выписки.
Наверное, мы родители-везунчики, потому что никаких проблем в первые недели и месяцы жизни Оливии не испытали. Дочка очень скоро вошла в режим, просыпалась для кормления один раз за ночь и регулярно позволяла высыпаться родителям до 9 утра. Никаких послеродовых депрессий у меня не было, но почувствовала внутреннюю перестройку организма. Заметила, что стала более ранимой и чувствительной. Самая банальная сцена в кино может вдруг растрогать до слез. С рождением дочери во мне проснулось столько любви, столько благодарности за то, что происходит в моей жизни...
Мы с мужем большие любители пляжей и пляжного отдыха. Сами понимаете, жизнь в Калифорнии буквально привязана к береговой линии. При первой возможности стараемся выбираться на пляж, быстро обзавелись всеми необходимыми аксессуарами. Оливия впервые поехала на океан, когда ей исполнилось только два месяца. Сейчас мы с ней можем просто сесть в машину и отправиться гулять на океанические пляжи. От дома нам ехать минут 30-40.
Жилищный вопрос
Первое наше жилье в Лос-Анджелесе — арендованная через знакомых русских квартира. Когда Коля уже зарекомендовал себя в барбер-шопе, хозяйка предложила снять у нее комнату в апартаментах. Мы согласились и прожили два месяца с соседями, семейной парой из Мексики. Это был, с одной стороны, непростой, но с другой — очень поучительный опыт. Мы замечательно общались с нашими мексиканцами (а их в Калифорнии очень много). Они рассказали нам много полезного и интересного о своей культуре, научили готовить некоторые национальные блюда.
Следующим нашим пристанищем стала студия в апартаментах с бассейном и тренажерным залом. В ней мы жили буквально до прошлой недели, а на днях переехали в более просторную и комфортную двухкомнатную квартиру. Район Лос-Анджелеса, где мы теперь живем, называется Вест Голливуд и считается отчасти русским. Здесь на улицах встречаются вывески на русском и недалеко есть магазин "Одесса", где можно купить украинские и русские продукты. Рядом с нами живут русскоговорящие семьи, но мы пока еще ни с кем не познакомились.
У меня здесь есть подружка, которая как-то раз решила познакомить нас со своим новым молодым человеком. Он при встрече представился: "Привет, я Толя! Родом из Астрахани". Сначала мы с Колей подумали, что он нас разыгрывает, но все оказалось правдой. Наш земляк уже 13 лет живет в Америке. Особенно забавно получилось, когда он угостил нас астраханской воблой. Даже не представляю, откуда у него такие эксклюзивные поставки.
Конечно, в нашем кругу общения в большей степени русскоговорящие люди. Но у меня есть фитнес-клиентка, ей около пятидесяти. Мы все больше и больше общаемся, постоянно находим общие темы, помогаем одна другой. Она очень интересная женщина, я узнала от нее много нового и полезного.
Когда у нас закончились американские туристические визы, мы запросили убежище. Сейчас стоим в очереди на так называемое "интервью" — собеседование, по итогам которого американские власти принимают решение, выдавать тебе или нет "грин-карту". С ней можно будет выезжать за границу. А пока невозможность увидеться с родителями — больная тема для нас с Колей. Конечно, не хватает общения с близкими. Пока непонятно, когда нас вызовут на "интервью". Одни наши знакомые уже пять лет стоят в очереди, а других пригласили через месяц. Так что в этом плане мы пока в подвешенном состоянии. Оливия при рождении стала гражданкой США, а нам с Колей для этого предстоит пройти еще долгий путь.
Американский handball
У американцев есть своя незамысловатая игра, которую они называют гандболом: бьют голой ладонью резиновый мячик об стенку. Поэтому когда представляюсь и говорю, что я в прошлом профессиональная гандболистка, то приходится терпеливо рассказывать, какую игру имею в виду. Причем объясняю это и новым русскоязычным знакомым.
Вскоре после того, как мы обосновались в Лос-Анджелесе, я стала интересоваться местными гандбольными тусовками. Сначала нашла пляжников, сама написала им в инстаграм, а потом пришла на тренировку. До этого опыта пляжного гандбола у меня было совсем чуть-чуть, причем не в России, а в Азербайджане. Моим новым знакомым игра с ходу понравилась, и они позвали меня на турнир. Помню, играли в августе 2019-го, съехались команды из разных американских штатов. Получила отличные эмоции и совершенно новый опыт. Конечно, американцы порадовали основательностью, с которой они подходят к организации таких турниров.
А потом переключилась на "классику". Тренировалась с командой раз в неделю под руководством тренера из Израиля, его супруга — бывшая гандболистка из Беларуси. Вскоре они зазвали меня на турнир со звучным названием "Кубок Калифорнии" в Сан-Франциско. Туда приезжали команды из Канады, Чикаго, Нью-Йорка, других городов.
Уровень, конечно, и близко не тот, к какому я когда-то была привычна. Поэтому тренер здесь использовал меня в качестве разыгрывающей, иногда по моей просьбе передвигал на край. В общем, играла в свое удовольствие. А еще запомнилась обратная дорога из Сан-Франциско в Лос-Анджелес. Мы ехали по трассе номер один, а там просто божественные океанические виды. Мы никуда не торопились, поэтому останавливались, где нам вздумается, чтобы полюбоваться и сфотографироваться.
Сейчас есть огромное желание вернуться после декрета к гандбольным тренировкам. Пока из-за переезда не могла заниматься этим, но уже совсем скоро пойду на тренировку пляжников, где главный идеолог и тренер — игрок сборной США по "пляжке" Джереми Удо-Удома. На открытом воздухе уже нет никаких ковидных ограничений, а вот в зале в Калифорнии по-прежнему заниматься нельзя.
На самом деле думаю о гандболе очень часто, действительно по нему скучаю. Готова ходить на тренировки чаще, хоть каждый день. Вполне возможно, попробую и тренировать. Все, что связано с гандболом, мне по-прежнему интересно.
Подруги из гандбола и гандбольные заслуги
Продолжаю держать связь с девочками-гандболистками. Прежде всего с моей самой давней астраханской подружкой Катей Сухановой (у нее теперь фамилия мужа — Левша). А еще с Эвелиной Аношкиной, Дашей Богдановой, Аней Буровой, Дашей Русиновой.
С Катей Левшой чаще всего болтаем о наших детках. Даша Богданова, как и я, работала фитнес-инструктором, а потом еще обучилась на нутрициолога, что мне тоже очень интересно. Про гандбол стараемся особо не говорить. Всем интересны мои рассказы о жизни в Америке. Сейчас уже никого не агитирую приезжать к нам в гости, понимаю, что у каждого свои обстоятельства. А в первые месяцы я прямо всем твердила, чтобы обязательно собирались в Америку.
Последнюю трансляцию российского гандбола посмотрела, когда еще была беременной. Помню, был еврокубковый матч "Астраханочки", но не скажу, какой именно. Сейчас у меня объективно нет возможности залипать у монитора, а если у нас выдается свободное время, то мы лучше потратим его всей семьей на осмотр каких-нибудь местных природных красот.
Может, кого-то это удивит, но главным своим достижением считаю победу на Исламиаде в составе сборной Азербайджана. Тогда я чувствовала себя важной гандболисткой, которая действительно принесла немало пользы команде. Когда выиграла золото чемпионата России с "Астраханочкой", таких эмоций не испытала, потому что играла совсем мало.
Молодежная сборная моего возраста, увы, серьезных успехов не познала, а в национальной я оказалась только однажды, и то в резерве. Астрахань тогда тренировал Михаил Серегин. Но я сломалась, перенесла операцию на колене, и применительно к сборной России обо мне уже никто не вспоминал.
Гандбольные университеты
Выделю трех тренеров на разных этапах моей карьеры. Сперва, конечно, первого наставника — Галину Викторовну Садовникову. Затем Вячеслава Владимировича Кириленко, который очень много в меня вложил и сильно повлиял на мою жизнь в гандболе. А третий тренер — это Георгий Алексеевич Воронов. Он родом из Запорожья, как и Кириленко, но долгие годы работал в Азербайджане, в том числе и с национальной сборной на победной Исламиаде в 2017-м.
За короткий период совместной работы Воронов дал мне очень много. Он легко доносил важные игровые истины — то, чего мне не хватало в изначальном гандбольном образовании. Георгий Алексеевич во всем мне доверял, мы отлично сработались. Бывало даже, что при нем я проводила командные тренировки. Когда засобиралась уезжать в Штаты, Воронов долго отговаривал и хотел, чтобы я еще поиграла. А потом просто по-человечески пожелал мне удачи. Насколько я знаю, он продолжает работать в Азербайджане.
Фотосессия, сделавшая знаменитой
Мне ни капли не стыдно за ту историю с фотосессией. Она мне по-прежнему нравится. Да, некоторые тренеры были недовольны, высказывались довольно жестко, но это их проблемы и их ограниченность. Для меня главное, что родители и молодой человек (нынешний муж) нормально все восприняли.
И совершенно не обидно, что благодаря той фотосессии многие узнали о гандболистке Рачителевой. Я свой уровень хорошо осознаю. Понимаю, что не лучший игрок России, не входила в условный топ-10. Но почему красивой девочке не показать свою фигуру, немного не покрасоваться?!
В Америке пока не было ни времени, ни возможностей сделать что-то подобное. Как получится, обязательно повторю. Да хоть еще десять фотосессий с удовольствием сделаю. Если муж не будет против.