Елена Чаусова могла стать одной из самых ярких звезд мирового гандбола, но предпочла обычную жизнь.
В 2001-м Елена Чаусова выиграла чемпионат мира в составе сборной России. Казалось, впереди долгая и успешная жизнь в спорте, множество громких побед. Но она выбрала другое направление. Сейчас Елена занимается бизнесом, связанным с мобильными приложениями, часто бывает в Нью-Йорке и о гандболе вспоминает лишь изредка.
— Про вас нет никакой информации. Чем занимаетесь, где живете, насколько далеки от гандбола?
— От гандбола я сейчас настолько далека, насколько это возможно. Работаю в совершенно другой сфере. Мы с мужем совладельцы бизнеса по разработке мобильных приложений, их раскрутке. Живу в России, в родном Волгограде, но очень часто бываю за пределами страны.
— Вы сами занимаетесь программированием?
— Ну нет, до этого дело не дошло. Есть хорошая команда программистов, которая воплощает в жизнь мои идеи. Я осуществляю общее руководство.
— Давно в этот бизнес погрузились?
— По завершении карьеры вышла замуж, отдыхала от спорта. После многих лет тренировок был такой довольно продолжительный отпуск. Мобильными приложениями стала заниматься лет пять назад, кажется. Как раз тогда они стали набирать популярность.
— Вас можно назвать бизнес-леди?
— Ни в коем случае! Мне это не нужно. Я обычный человек, который старается получать от жизни удовольствие. Понятно, что у всех есть какие-то нерешенные проблемы, которые вызывают определенное беспокойство, но я не жалуюсь. Я много путешествую, у меня уйма друзей и знакомых в разных странах, нормальный достаток, чтобы ни в чем не нуждаться и не смотреть на цены в магазинах.
— Где больше всего любите бывать?
— Мне очень нравится Нью-Йорк! Движение, жизнь, суета. Когда туда приезжаешь, как будто в фильме оказываешься. Мне там очень комфортно. На Манхэттене любой человек мира может найти то, что угодно его душе. Люблю бывать в Австрии, кататься на горных лыжах, смотреть на эти красивейшие пейзажи. Люблю на Кипр слетать, где живут наши хорошие друзья. Я всегда в движении: катаюсь на велосипеде, плаваю, увлекаюсь вейкбордингом, много гуляю с собакой.
— От гандбола вы далеки. Но как болельщица следите за игрой?
— Безусловно. Мне нравится смотреть Лигу чемпионов, болею за "Ростов-Дон". Мужу предлагала съездить во Францию на чемпионат Европы, поболеть за сборную России, взглянуть на гандбол с другого ракурса. Но не сложилось. Так что болею за команду на расстоянии. Иногда созваниваюсь с подругами по той нашей сборной. А летом многих видела в Волгограде. Правда, повод был печальный.
— Похороны Левона Акопяна?
— Да, попрощалась со своим любимым тренером. Мы работали с ним в "Роторе", куда перешла, когда развалилась "Россиянка". Это был великий человек, гениальный стратег с генетической хитринкой, отличный психолог. Он как-то иначе видел гандбол, не как другие. Вроде бы те же занятия, те же наработки, те же комбинации на тренировках. Но во время игры он мог нас перемешать и поставить каждую в нужное место. Акопян вел игру, словно варил вкусный борщ. Он мгновенно видел в игроках ту самую изюминку, которую никто другой не мог рассмотреть. Для российского гандбола это огромная потеря. На его похоронах много воспоминаний нахлынуло, конечно.
— В каком году вы окончательно попрощались с гандболом?
— В 2002-м после чемпионата Европы в Дании. На самом деле я ушла из спорта по окончании сезона-2001, когда мы выиграли чемпионат мира в Италии. Я уже не тренировалась, жила обычной жизнью. Но ко мне в Волгоград приехал Евгений Васильевич Трефилов, попросил помочь команде. Убеждал, что нужно просто съездить и хотя бы поприсутствовать. Насколько помню, в тот год были проблемы с составом. Я ответила согласием, восстановила форму, сыграла несколько матчей на турнирах, предшествовавших чемпионату Европы, а потом вместе с командой поехала в Данию. Правда, мы там только четвертыми стали. После этого из спорта я окончательно ушла.
— Но ведь у вас был статус молодой суперзвезды.
— Да, моя карьера только приближалась к пику. Но я уже была замужем. Передо мной встал выбор: нормальная семейная жизнь или спорт? Если второе, то это долгие разлуки с супругом. Большую часть времени я проводила бы либо в клубе, либо в сборной. Раньше в нашем чемпионате была туровая система. Бывало, больше месяца дома отсутствовала. Кому-то такая жизнь, возможно, и нравилась. Но мне — нет. Плюс стали сказываться спортивные болячки: плечи, колени…
— Говорят, у девочек из сборной на каждом крупном турнире спрашивали, куда Лена Чаусова пропала.
— Возможно, для кого-то мой уход оказался внезапным. Но у меня особо никто ничего не спрашивал. Если бы кто-то позвонил — все рассказала бы. Я просто поняла, что гандбол — не главное в этой жизни. Когда-то все равно придется заканчивать, до старости ползать по площадке не будешь. И хорошо еще, если обойдется без травм, которые не просто карьеру, а жизнь могут порушить. Я реализовала свою спортивную мечту и начала новую жизнь.
— Вы про золото чемпионата мира-2001?
— На самом деле я имела в виду звание заслуженного мастера спорта. Мне его дали за победу как раз на том самом чемпионате, когда мы выиграли все матчи и впервые в истории завоевали золото. Мы столько прошли на пути к нему... К сожалению, после чемпионата мира по футболу это звание нивелировано. За что его получили футболисты? Чего они добились? Абсолютно несправедливо! В других видах спорта даже за победу на крупных турнирах не всем присваивали.
— То есть о звании мечтали с тех самых пор, как пришли в гандбол?
— Я вообще-то в волейбол с этой мечтой сначала пришла. Детство в советские времена, уйма кружков, хочется все попробовать. С волейболом не сложилось. Меня, козу-дерезу, сильно поругали за что-то в секции — видимо, с тренером спорить начала, и я решила, что это не мое. Но по школам в Волгограде тогда ходили гандбольные тренеры, объясняли, что за вид спорта, как в него играть. Пришли и в нашу школу. Меня заинтересовала Ольга Юрьевна Лебедева, и я решила посмотреть, что это такое.
— И втянулись?
— Да, мне понравилось. Я долго выбирала, где мне играть: в воротах, на краю или в задней линии. Вскоре группу моего возраста перевели в Городище, где работал Виктор Леонтьевич Вяхирев. Добираться приходилось очень долго. От дома до дворца спорта примерно два часа ехала. Это сейчас дорожное сообщение стало намного лучше, а тогда на трамвае, на автобусе, в любую погоду, хоть в мороз, хоть в проливной дождь... Считаю Виктора Леонтьевича своим первым тренером. Он воспитал многих замечательных гандболисток и со мной успел поработать. Жаль, что у нас в России работа детских тренеров остается практически незаметной. Да без них никого в нашем спорте не было бы! Годы идут, а ничего не меняется…