Поводом для звонка 37-летнему голкиперу стала внезапная новость из Франции о прерывании отношений с "Дюнкерком". В неспешном разговоре Грамс фактически заявил о завершении карьеры.
— Первый вопрос напрашивается сам собой: почему решил прервать контракт за два месяца до его окончания?
— По ходу сезона "Дюнкерк" объявил, что я ухожу по окончании контракта. Но нигде не сообщалось, что прошлым летом мы сидели за столом у президента клуба Жан-Пьера Вандаля и обсуждали ближайшее будущее. Уже тогда я просил отпустить меня, но ответная просьба главы клуба остаться до конца контракта звучала убедительно, и я не решился поставить подпись под расторжением.
Поймите правильно: никакого конфликта ни с руководством, ни тем более с игроками "Дюнкерка" у меня не было и нет. Как, слава богу, нет и форс-мажора ни у меня, ни у моих близких. Просто все сложилось воедино: мое психологическое состояние, отсутствие задач у клуба — "Дюнкерк" не вылетает и не попадает в еврокубки... Новых контрактов никто не предлагал, да я и сам ничего не искал. Честно говоря, есть проблемы со здоровьем. Да и надоело это карантинное состояние.
Предыдущий розыгрыш чемпионата Франции, как вы знаете, был остановлен по весне, а в нынешнем копится все больше несыгранных матчей. Уверенности, что этот сезон доиграют, у меня, например, нет. Сколько раз случалось, что готовишься к игре, а в ночь перед ней приходит сообщение от тренеров, что ее отменили.
— Когда созрело решение уходить?
— Прошлой весной, во время первой коронавирусной волны я подхватил эту заразу. По всем признакам то была "корона", но удивительно, что ни один тест не показал положительный результат. Я болел довольно сильно, потерял около десяти килограммов. На фоне болезни повылезали разного рода проблемы со здоровьем. А из-за карантинных ограничений было очень сложно попасть к специалистам.
Помню, как ждал две недели, чтобы пройти самое простое обследование. Потом уже летом в Краснодаре усиленно ходил по врачам. Кстати, подтверждения, что переболел коронавирусом, не получил и дома. В общем, исходя из всей картины со здоровьем, решил, что пора заканчивать. Как я уже говорил, наш летний разговор с президентом заставил меня остаться, ну а сейчас я уже попросил отпустить меня загодя.
— С "Дюнкерком" ты попрощался, но остаешься во Франции. Почему?
— Надо утрясти банальные бытовые вопросы. Клуб снимал мне квартиру, причем ее владелец — бывший игрок "Дюнкерка". Мы в отличных отношениях, но надо подбить концы под всеми коммунальными и прочими платежами, которые автоматически снимались с моего счета. Во вторник собираюсь на домашнюю игру "Дюнкерка" с "Нимом", в последний раз посмотрю на ребят с трибуны. А к концу недели, надеюсь, смогу улететь домой в Краснодар.
— Прощальное видео, в котором поучаствовали чуть ли не все игроки "Дюнкерка", получилось трогательным. Что-то еще осталось за кадром?
— Последний матч за команду — с "Тулузой" — я сыграл 23 марта. После этого еще ходил на тренировки, просто у партнеров не было второго вратаря. 19-летний Кентен Уло, который займет мою позицию, оставался на карантине после перенесенного коронавируса.
И вот под конец одной из тренировок вся команда собралась в круг. Ребята подарили вратарский свитер и плакат в рамке с надписью "Спасибо, Олег" — все с автографами игроков и тренеров. Главный тренер, двукратный чемпион мира в составе сборной Франции Патрик Казаль сказал небольшую речь, которую закончил словами: "Приезжай, Олег, здесь твой дом".
Честно скажу, эмоций старался не показывать, что оказалось очень непросто. В душе все кипело, слезы накатывали. Думаю, что парни это прочувствовали. Я им очень благодарен и за такое прощание, и за все четыре года в Дюнкерке.
— Легко предположить, что свитер и плакат станут дорогими сувенирами в твоем доме.
— Это те подарки, которые я совершенно точно не закину на дальнюю полку. Вот сейчас говорю об этом, а мысли бессвязные, ком к горлу подступает. В "Дюнкерке" я провел очень теплые годы, и о них останутся только лучшие воспоминания.
— Судя по все тому же видео, в команде ты оброс несколькими прозвищами. Какое из них любимое?
— "Босс" мне не очень нравилось. Как-то уж слишком громко. Когда моя девушка впервые приехала ко мне во Францию, то спросила, как меня чаще всего называют в команде. Я и ответил: Босс. Она посмеялась и была в полном шоке, когда первый же повстречавшийся нам вместе игрок "Дюнкерка" именно так ко мне и обратился. Всегда больше нравилось прозвище Патрон". Тот же "босс" во французской интерпретации. Но звучит как-то приятнее.
А еще у болельщиков закрепилось прозвище Булег. Я не знаю, как это родилось. Но это смешение моего имени и слова "boulle", что означает "мячик", "шарик". Трибуны так иногда и скандировали в мою честь: "Бу-лег, Бу-лег".
— Что считаешь своим самым важным и статусным достижением в составе "Дюнкерка"?
— Конечно, это попадание в финал Кубка Франции-2018/19. Конец сезона, май и переполненный болельщиками знаменитый парижский "Берси" — просто потрясающе. У меня сразу нахлынули воспоминания, как в том же "Берси" мы со сборной России участвовали в подготовительном турнире к пекинской Олимпиаде. Тогда я играл против таких мощных фигур, как Жером Фернандес, братья Бертран и Гийом Жиль.
Помню, что жены и родители игроков "Дюнкерка" сделали тогда перед финалом сюрприз и записали видеонапутствия, которые мы увидели в раздевалке непосредственно перед игрой. Жаль, что тот матч против "Шамбери" мы с треском провалили. Но все равно он остался в памяти как ярчайшее событие.
Запомнил еще, что после финала меня забрали на допинг. Я вернулся в раздевалку и понял, что забыл в допинговом кабинете памятную кубковую медаль. Вернулся, все обыскал и ничего не нашел. Только потом выяснилось, что мою медаль вместе со своей прихватил партнер по "Дюнкерку", который тоже был на допинг-контроле.
— Со стороны "Дюнкерк" выглядит очень душевной командой с по-настоящему семейной атмосферой.
— "Дюнкерк" — единственная в элитном чемпионате команда с севера Франции. Город стоит прямо на Ла-Манше, и здесь распространено понятие "эспри дю нор", что означат "дух севера". И это не просто слова. Игроки и болельщики "Дюнкерка" действительно чувствуют это, гордятся своей обособленностью.
Очень ценят в клубе трепетное и внимательное, до самых мелких деталей, отношение к новичкам. До пандемии мы всегда участвовали в общекомандных активностях: это могли быть и картинг, и пейнтбол, и лазертаг — самые разные общие развлечения. Обязательно не реже раза в месяц — командный ужин. Каждый праздник, день рождения не проходил незамеченным. Честно скажу, в последний год мне этого сильно не хватало.
— С кем сдружился больше других за эти годы?
— С венгром Корнелом Надем. Он уже больше десяти лет в "Дюнкерке" и был в чемпионском составе сезона-2013/14. Корнел очень много помогал мне на первых порах, мы сразу стали очень тесно общаться. В свое время он выступал вместе с Женей Лушниковым за "Веспрем". Так вот, знаю, что Женя специально просил Корнела присмотреть за мной. Надь — настоящий лидер команды и на площадке, и за ее пределами. У него отличная семья: супруга — бывшая гандболистка — и двое детей.
Еще очень хорошо общаюсь с моим напарником вратарем Самиром Белласеном. Интересно, что мы с ним родились в один день — 20 февраля — с разницей в одиннадцать лет. Самир появился на свет в Монпелье и там начинал играть. Он очень любит вспоминать, как был одним из тех мальчишек, что протирали площадку во время знаменитого матча Лиги чемпионов между "Монпелье" и "Чеховскими Медведями". Тогда он смотрел за моей игрой от кромки площадки, а потом мы стали партнерами. Знаю, что Белласен испытывает ко мне огромное уважение. Он всегда очень доброжелателен.
Мой большой "косяк" в том, что за эти годы я не выучил как следует французский. Поначалу брался за язык, но потом стал обходиться своим ломаным английским. Если бы лучше владел языком, очевидно, и общения у меня в Дюнкерке было бы больше.
— Кто самый необычный персонаж в команде?
— Кого-то одного не назову. Но, например, наш капитан алжирец Абделькадер Рахим, кубинцы или выходцы из Конго и Гваделупы — очень забавные ребята. Любят баскетбол, слушают рэп и удивляют команду всякими невероятными прическами.
— Рискну предположить, что город Дюнкерк тебе тоже запал в душу.
— Любимое место — городская набережная, там 10-километровый пляж с белым песком и прекрасными морскими видами на Ла-Манш. Летом это настоящий курорт, куда приезжают не только французы, но и немцы, голландцы, бельгийцы.
Еще мне очень полюбился знаменитый дюнкеркский карнавал. Изначально он посвящен Дню рыбака. Его отмечали как начало сезона отлова трески. Это потрясающее зрелище, которое местные жители наблюдают на протяжении целого месяца на стыке февраля и марта. Как-то раз мы всей командой участвовали в карнавальном шествии, на мне был костюм пирата. Люди гуляют от души, и было очень прикольно видеть все это и тем более поучаствовать.
— Последним турниром в составе сборной России стал для тебя провальный ЧЕ-2020. С тех пор кто-нибудь из национальной команды связывался с тобой?
— Понимал, что такой возрастной игрок, как я, уже не будет призываться. Да и уходить из сборной хотел чуть раньше — сразу после отборочного турнира, когда сыграли последний матч со словаками в Питере. Чувствовал, что уже немного не тяну на уровень сборной. Но так вышло, что в Швецию все-таки поехал.
Сам турнир — это полный провал. Не хочу даже вспоминать какие-то подробности и искать оправдания. Не скажу, что были не настроены или в чем-то не готовы. Наверное, первая игра с венграми, которая закончилась минимальным поражением, не придала необходимых эмоций и уверенности. Не так, конечно, я хотел попрощаться со сборной.
— Бросок Миккеля Хансена по окончании основного времени матча с датчанами на олимпийском турнире в Пекине тебе часто припоминают?
"Если соперник не дотягивается, стреляй! Это правило безотказно". Судьба человека. Миккель Хансен
— Во Франции ребята постоянно подшучивали на эту тему. Никто сейчас и не вспомнит, что в матче Россия — Дания я отразил 22 броска. Но тот сумасшедший от Хансена все перечеркнул. Такова уж вратарская доля, ничего не поделаешь. Помню, тогда сидел после матча в слезах, а ко мне со словами поддержки подошел разыгрывающий Йоахим Трактор Болдсен. Вообще считаю, что в целом в Пекине отстоял очень неплохо.
Меня любит "потравить" Дима Ковалев, вспоминает другой курьезный мяч. "Чеховские Медведи" проводили лигочемпионский матч с "Фленсбургом". Левый крайний, игравший против него, датчанин Андреас Эггерт умудрился забросить мне правой с правого нулевого угла, да еще и когда "Фленсбург" действовал в меньшинстве.
— В прошлом году болельщики "Чеховских Медведей" признали тебя лучшим вратарем в истории клуба...
— Узнал об этом из соцсетей. Было очень приятно, все-таки клубу отдано больше десяти лет. Сейчас одно из главных желаний — приехать в Чехов и повидаться с давними друзьями: тем же Димой Ковалевым, Олегом Скопинцевым, Димой Павленко.
— Самый логичный вопрос на концовку: а что дальше?
— Пока до конца и не понял, что ушел из спорта. Возьму паузу, займусь здоровьем. А там будет видно. Возможно, получу дополнительное образование. Знаю точно, что в гандбольные тренеры или менеджеры не пойду. Но, может, и найду какую-то другую нишу в спорте.
А прямо сейчас очень рад, что совсем скоро посмотрю на краснодарскую весну. Двадцать лет не видел, как дома цветет черешня…
Олег Грамс
Вратарь. Родился в Краснодаре 20 февраля 1984 года.
Рост — 201 см. Вес — 103 кг.
Клубы: "Чеховские Медведи" (2004-2017), "Дюнкерк" (2017-2021).
Достижения: 13-кратный чемпион России (2005-2017), победитель Кубка обладателей кубков (2006), финалист Кубка Франции (2019).
В сборной России провел 155 игр (дебютный матч: Россия — Швеция в квалификации ЧМ-2007 в июне 2006 года, последний матч: Россия — Дания на чемпионате Европы-2020).
Участник Олимпийских игр в Пекине-2008, чемпионатов мира-2013, -2015, -2017, -2019, чемпионатов Европы-2008, -2010, -2012, -2016, 2020.
Фото: facebook.com/DunkerqueHandball.