СГАУ-"Саратов" отравился на ответный матч 1/8 финала Кубка ЕГФ в Эстонию. Одним из главных добытчиков сенсационной ничьей "Пылвы" на волжских берегах стал ее 33-летний полусредний из России.
Повторный матч 1/8 финала Кубка ЕГФ эстонская "Пылва" и российский СГАУ-"Саратов" проведут 20 февраля на арене "Mesikapa Hall" в Пылве. Начало в 19.00 (мск). Арбитры — Сами Киннари и Юхан Скогберг из Финляндии, делегат ЕГФ — эстонец Уромо Ситси. Результат первого матча (13.02, Балаково) — 28:28.
Кубок ЕГФ. Синхронно, да по-разному: питерский кураж и саратовские страдания
— Большая часть вашей карьеры прошла в Санкт-Петербурге. Эстонская страница открылась в ней четыре года назад. Как это вышло?
— Моя "Нева" регулярно проводила сборы в соседней Эстонии. И мы часто пересекались "Пылвой" в контрольных матчах, летних межсезонных турнирах. Постепенно эстонский гандбол стал мне неплохо знаком. А потом подошел к завершению срок моего питерского контракта, а поиграть еще хотелось. Вот, как видите, играю до сих пор…
— Стереотип восприятия в России гандбола стран Балтии: он полулюбительский.
— Не возьмусь говорить о ручном мяче во всем регионе. Но о клубе, в котором играю сейчас, сказать могу. Помимо игры в гандбол, у всей в команде действительно есть другой основной род занятий. На тренировки игроки собираются по вечерам, после работы.
— Когда вы пришли в эстонский чемпионат, там ведь уже играли россияне?
— Да, моим одноклубником стал Роман Айзатуллов, с которым в конце нулевых годов вместе выступали еще за "Неву". Были и русскоязычные легионеры из других постсоветских государств.
— Пылва — точка на гандбольной карте довольно приметная. Условия для тренировок и вся гандбольная инфраструктура там сравнимы с российскими?
— Дело в том, что до приезда сюда я все время жил и играл в очень большом городе. Пылва — это городок, который можно назвать деревушкой — около 4000 жителей, частный сектор. Поэтому какие-то сравнения с Питером едва ли имеют смысл. Что же касается инфраструктуры и ее доступности, с этим здесь полный порядок.
— А с заработной платой?
— Цифры называть не стану. Но скажу, что в моем клубе выплачивается все, что положено по контракту, и делается это в срок.
— Не было ощущения, что вы, игрок с опытом Лиги чемпионов, противостоявший звездам мирового гандбола, оказались, скажем так, на задворках?
— Слышать такое обидно. Я ведь пришел в "Пылву" не от безысходности, а потому что захотел продолжить карьеру, получить новый опыт. К тому же команда неплохо выступала и на внутренней арене, и в еврокубках. Конечно, не всегда успешно. Но смогла запомниться. Проходили несколько раундов, давали бои фаворитам.
— Игровой стиль похож на российский?
— Пожалуй, он все же иной. В России важны командные взаимодействия, которые специально готовятся, отрабатываются на тренировках. Здесь же больше индивидуальной игры, от которой отталкиваются и в тактике. А вот скорости сопоставимы.
— На какое место претендовала бы "Пылва" в российской Суперлиге?
— Борьбу навязала бы любому сопернику — это точно. Если же говорить об итогах в целом, то вблизи пятой позиции финишировали бы спокойно.
— Гандболист, говорящий по-русски, встречает в Эстонии языковой барьер?
— Поначалу мне помогали русскоязычные парни, игравшие в клубе до моего прихода. Потом выучил несколько рабочих фраз, чтобы было легче общаться во время игр и тренировок. Плюс многие эстонские игроки владеют русским языком, так же как тренеры и руководители. Сложнее с молодыми одноклубниками — вот они говорят либо на эстонском, либо на английском.
Кстати, английским владеет абсолютное большинство эстонцев независимо от возраста. Поэтому при решении бытовых вопросов все можно обсудить на нем.
— Как, кстати, решаются эти вопросы у легионеров "Пылвы"?
— В эстонской лиге точно нет гандболистов суперзвездного статуса, за которыми закреплялись бы некие персональные помощники. Даже не знаю, возможно ли такое в принципе. Когда приехал в клуб, мне нашли жилье, а все остальные вопросы должен был прорабатывать уже самостоятельно. Как говорится, уже большой мальчик, знаешь, куда и зачем приехал.
— Почему два года назад решили вернуться в Санкт-Петербург?
— С таким предложением выступил Дмитрий Николаевич Торгованов. Плюс важным обстоятельством стало то, что супруга ждала ребенка. Разумеется, хотелось больше времени проводить вместе.
— Но ведь задержались в Питере только на полгода…
— Я получал мало игрового времени. Тренер воспитывает новое поколение, и меня выпускали на площадку только для подстраховки. Все игроки на моей позиции были моложе, и наставник больше доверял, что было понятно. Я прямо ему сказал, что хочу играть больше, и в итоге мы мирно разошлись.
— Обиды на Торгованова не осталось?
— Какие обиды? Мы прекрасно общаемся, регулярно созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками.
— Все это время "Пылва" поддерживала с вами связь?
— Контакты, разумеется, сохранились. Продолжал общаться с главным тренером Калмером Мустингом. Когда стал вопрос о продолжении карьеры, первым делом позвонил ему. Коуч был очень рад снова видеть меня в команде.
— Здесь молодежь не поджимала?
— На мое место успели взять нескольких новичков. Но так получилось, что клуб накрыла эпидемия травм. Поэтому сразу пришлось включаться в работу и играть много.
— Срок действия вашего контракт?
— До окончания нынешнего сезона.
— Что дальше?
— Думаю, вернусь домой. Пандемии заставила задуматься о четкой системе приоритетов. Если что-то получится с гандбольной карьерой, буду только рад. Но все же возраст дает о себе знать.
Определенности касательно будущего пока нет. Тренерская деятельность? С одной стороны, нужное образование у меня есть — окончил питерский университет имени Лесгафта. Но с другой — практики тренера у меня никогда не было. Судить, моя ли это стезя, пока не берусь.
— Вы упомянули о пандемии. Как повлияла она на гандбол в Эстонии?
— 14 марта нам сообщили, что вводятся карантинные меры, и назавтра все было уже закрыто. Быстро собрались и поехали по домам. Я тоже успел вернуться в Санкт-Петербург.
А с июня тренировались в обычном режиме. Естественно, ограничиваем контакты при переездах, можно сказать, создали некий узкий круг общения. Тренировочный процесс все это время продолжается, как и матчи эстонского чемпионата. Отменялись только игры Балтийской лиги, потому что Литва и Латвия вводили ограничения при пересечении границ.
— Ваша команда впечатлила в еврокубковом матче против СГАУ-"Саратова".
— Старались по возможности тщательно изучить оппонентов. Готовиться начали за пару недель — просматривали видео, сначала в общем режиме. А за неделю до игры сосредоточились предметно. Там в календаре уже не было матчей национального чемпионата.
— Насколько удавшимся считаете первый матч?
— Для нашей команды ничья в России стала мощным эмоциональным стимулом. Хотя и не выиграли, долгое вели, и такой исход добавляет уверенности. Надеюсь, она поможет хорошо сыграть дома.
— Теперь "Пылву" можно назвать фаворитом пары?
— Ни в коем случае. Это была только первая встреча. Фактически разведка, прощупывание соперников. Мы узнали сильные стороны саратовцев, они увидели, что представляет собой наша команда.
Думаю, Александр Михайлович Алексеев провел тщательный анализ и предпримет нужные шаги — ответная игра будет для нас тяжелой.
— Стоит ли перед вашим клубом какая-то конкретная задача в еврокубковом розыгрыше?
— Никто не выходит на площадку с мыслями о проигрыше. Вот и мы стараемся побеждать. А до какой турнирной стадии будет получаться — это уж как повезет…