Признаемся: в серию материалов о ярких открытиях турнира в Хернинге линейную сборной Дании мы включили авансом. 27-летняя дебютантка чемпионата ничем особенным пока не запомнилась.
Почти 30 минут, сыгранных Майбритт Тофт Хансен в пяти матчах, и два заброшенных мяча — достижения более чем скромные. Но в канун такого важного поединка датчанок против сборной России пройти мимо столь занимательной биографии было бы явным упущением.
При изучении состава датской команды у неискушенного болельщика может пойти кругом голова. Сандра Тофт, Майбритт Тофт Хансен, Андреа Хансен, Анна-Метте Хансен способны запутать кого угодно.
Однако не спешите штудировать Википедию на предмет родства этих девчат. Его нет. Зато у каждой своя уникальная история. А наиболее звучная — у Майбритт, младшей сестры чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр Рене и Хенрика.
У нее есть еще младшие брат и сестра Аллан и Жанетт. И они — тоже гандболисты! Причем все, за исключением сестрички, линейные! Левша Жанетт, играющая на позиции правой полусредней, сейчас в отпуске после рождения ребенка.
За плечами 36-летнего Рене и 33-летнего Хенрика почти три сотни матчей на двоих в национальной команде. 24-летний Аллан засветился в молодежной и юношеской сборных. 20-летняя Жанетт провела больше десятка игр за девичью команду Дании. И только Майбритт до недавнего времени приглашений под красно-белые знамена в послужном списке не имела. "Вот такая я белая ворона", — сетовала высокая блондинка.
Касательно места рождения Тофт Хансенов в справочниках редкостная путаница. Чаще всего указываются Рюбьерг, Киркебю, Рослев и Скиве. Это все потому, что родительский дом, по большому счету, не относится ни к одному населенному пункту. Он стоит прямо на трассе 591, ведущей из Сундсере в Баллинг и разрезающей Центральную Ютландию с востока на юго-запад.
Семейное гнездо асов ручного мяча, скрытое в зеленом оазисе посреди бескрайних полей в компании гулливеров-ветрогенераторов, определить очень просто: по стареньким гандбольным воротам, стоящим у забора. Ржавые рамки с сеткой можно легко разглядеть на правом кадре снимка Google Maps. С них-то и началась карьера пятерых детей фермера Бейе и домохозяйки Бритты.
Для династий, зарабатывающих на жизнь земледелием и животноводством, преемственность поколений имеет значение едва ли не первостепенное. Там наследники довольно быстро становятся полноценными помощниками для родителей. И чем больше помощников — тем лучше.
Рене, самый старший из детей Тофт Хансенов, уже к семи годам научился чистить скотный двор, собирать солому и управлять трактором. Свободное время, которого было крайне мало, родители проводили с сыном на лужайке, играя в футбол и гандбол. Причем место в воротах занимала мама! Все потому, что в молодости Бритта Тофт Хансен выступала на позиции голкипера за гандбольный клуб HRH74 из соседнего Рослева. Там же начал практиковать ручной мяч и Рене. С тех самых пор, как стал ходить в школу.
Рене оказался своего рода катализатором, благодаря которому династия рядовых фермеров постепенно трансформировалась в самое известное в стране семейство гандболистов. По стопам старшего брата пошел сначала Хенрик, за ним — и Майбритт, и Аллан, и Жанетт. Хозяйство целиком легло на плечи папы. А мама только тем и занималась, что целыми днями развозила помешанных на гандболе детей в школу и на тренировки. Есть версия, что Бритте довелось побывать во всех без исключения гандбольных залах региона Саллинг. Друзья и знакомые в шутку называли ее "Rybjerg Taxi".
Логично, что Рене первым добился серьезных успехов: в 2003 году выиграл юношескую бронзу чемпионата Европы в категории U-18, в 2004-м — юниорское серебро в категории U-20, а в 2005-м — золото молодежного чемпионата мира U-21.
В сезоне-2011/12 старшие братья Тофт Хансены впервые объединились в одном клубе — "Копенгагене". Двухметровые линейные, чьи успешные взаимозаменяемость и взаимодополняемость не остались незамеченными, были включены Ульриком Вильбеком в состав сборной Дании на ЧЕ-2012.
На том турнире в Сербии скандинавы произвели фурор, заняв первое место. Рене стал лучшим в своем амплуа. А весной он вместе с Хенриком привел "Копенгаген" к победе в чемпионате страны. Фамилия Тофт Хансен почти на целое десятилетие стала синонимом удачи. А в лексиконе болельщиков появился новый термин "Sallingpower".
Впрочем, как и у любой медали, здесь тоже была оборотная сторона. Причем не блестящая. В то время, когда Хенрик и Рене покоряли вершины, заложницей фамилии стала 18-летняя Майбритт. Ее постоянно сравнивали с братьями и ждали чего-то экстраординарного. Она даже стала жалеть, что в юности предпочла гандбол бадминтону и футболу, которыми увлекалась поначалу.
"Я всегда наблюдала за братьями с восхищением. И мне хотелось делать то же, что и они. Но вместе с тем думалось, что таких способностей никогда не обрести. Я ощущала колоссальное давление в связи с тем, что могу не оправдать ожидания людей, знакомых с игрой Рене и Хенрика. Многие, услышав фамилию Тофт Хансен, ждали непременного фейерверка. Иногда даже казалось, что во время объявления состава болельщики приветствуют не меня, а Рене или Хенрика. Помогали только упорство и стремление к цели. У нас это семейное! Уж если сильно захотим чего-либо, то обязательно осуществим", — вспоминала Майбритт.
На протяжении пяти лет она боролась со своей неуверенностью и набиралась мастерства в скромном "Скиве", болтавшемся между высшим и первым дивизионами, где выступала вместе с полусредней Лине Хаугстед. Правда, сколько-нибудь значимым игроком Тофт Хансен не считалась.
Тем не менее 22-летнюю линейную заметили в Орхусе и пригласили туда — скорее, авансом, на перспективу. Парадоксально, что, пойдя на повышение, Майбритт продолжала заниматься тем же, чем и прежде — помогала клубу бороться за выживание в элите и поднимала заниженную самооценку. "Старшие братья следят, чтобы я была не слишком строга к себе, — признавалась видная "блондинка за углом". — В критических ситуациях я всегда могу позвонить им и обратиться за советом. Хенрик даже помогал мне в качестве агента. Когда мы где-то пересекаемся, то они обязательно дают мастер-класс, корректируют некоторые моменты. Братья всегда давали мне мотивацию и служили главной движущей силой. Я очень хотела быть похожей на них, но не смела и мечтать о покоренных ими вершинах. В обязательную программу входит просмотр матчей с участием Рене и Хенрика. Мне непременно нужно перенять у них какие-то новые элементы и интегрировать в свою игру".
Единственное, что ей никогда не удастся перенять, — это физическая мощь. В шутку Тофт Хансены говорят, что крепкое телосложение досталось им не только от родителей, а благодаря коровьему молоку и домашнему ржаному хлебу. Но при росте 183 сантиметров вес Майбритт никогда не дотягивал даже до 75 килограммов.
Для линейной, чья основная специализация — оборона, это почти ничто. Зато она берет игровым интеллектом и подвижностью. Имея всестороннюю помощь семьи, девушка заручилась и поддержкой тренеров, которые видят в ней не просто сестру знаменитых гандболистов.
Так Хайне Эриксен, работавший с линейной в Орхусе, признает, что еще пару лет назад Тофт Хансен не получала полноценного удовольствия от игры: "Ее карьера очень нетипична. Майбритт всегда считала, что если и добивается чего-то, то только благодаря фамилии. Вместе с тем она прекрасный игрок, самостоятельно сделавшая себе имя. Трудолюбие, воля, талант и лидерские качества еще не раз заставят нас говорить о ней в восторженных тонах".
В год, когда Рене и Хенрик стали чемпионами мира, Майбритт получила приглашение в один из ведущих клубов страны — "Виборг". Кстати, одновременно с Лине Хаугстед, с которой когда-то пересекалась в "Скиве" и вместе с которой вскоре оказалась в составе сборной.
Сама гандболистка признала, что раскрылась довольно поздно, но пообещала наверстать упущенное в тренировках и матчах. К тому же гандбол стал занимать всю ее жизнь. Но это рвение вышло боком. В первом же сезоне случилась тяжелая травма правого плеча, из-за чего Тофт Хансен оказалась вне игры на три месяца.
Она успела провести за новую команду всего 13 встреч. К тому же сезон в датской лиге пришлось экстренно свернуть из-за пандемии. "Виборгу" присудили третье место, и эта бронза сейчас является высшим достижением в карьере Майбритт.
Сезон-2020/21 складывается для нашей героини наиболее удачно. В национальном первенстве "Виборг" идет третьим, отставая на очко от лидирующего "Эсбьерга". Майбритт Тофт Хансен приняла участие во всех 13 матчах и отметилась 31 голом.
Кроме того, ей довелось дебютировать в еврокубке. Правда, знакомство с ним вышло болезненным: клуб Якоба Вестергорда в третьем квалификационном раунде Евролиги уступил румынской "Дунэре". Это, впрочем, ничуть не смутило тренера сборной Дании Йеспера Йенсена, искавшего перед чемпионатом Европы замену линейным Стине Бодхольт и Саре Иверсен, взявшим "бэби-паузу".
В двух осенних контрольных матчах Майбритт прошла проверку огнем: "Никогда не была так счастлива играть, как сейчас. Чувствую, что пришла моя очередь продолжить дело Тофт Хансенов в сборной. Это тяжелое бремя, но я к нему готова".
Поскольку новые сравнения с братьями оказались неизбежны, журналисты сразу завалили соответствующими вопросами и наставника, и гандболистку. "По игровой манере Майбритт похожа на Хенрика. У нее такие же ловкие руки, позволяющие вылавливать самые непростые мячи. Кроме того, она так же умело выбирает позицию в линии", — утверждает Йенсен.
В свою очередь Майбритт с годами стала в оценках прагматичнее: "Начнем с того, что я ниже братьев на 17 сантиметров и заметно легче их. Поэтому прямых параллелей делать нельзя. Да, прием мяча — пожалуй, единственное, что роднит нас с Хенриком. В остальном мы абсолютно разные. Я гораздо проворнее и быстрее! В этом моя сила".
Проверку водой Майбритт в Хернинге тоже успешно прошла. Завтра грянут медные трубы. Матч Россия — Дания — это, по сути, уже плей-офф. Если бы чемпионат проводился со зрителями, то нет сомнений: вся династия Тофт Хансенов собралась бы на трибуне. Но в этот раз родителям, братьям и сестре придется болеть у телевизора.
Скорее всего, это будет в семейном доме по адресу: Дания, шоссе Ribjergvej, 88. Датская ассоциация гандбола уже подумывает над особым статусом для этой локации…