Голосованием, затеянным ИГФ, швед Магнус Висландер провозглашен лучшим гандболистом XX века. Однако подобный опрос на родине он не выиграл. Там большинство — за другую звезду.
Всевозможные конкурсы и голосования для определения самых-самых всегда субъективны по сути. Как относиться к их итогам — дело каждого. Но результаты подобных выборов фиксируются в справочниках, становясь поводом для бурных обсуждений.
Шведское издание "Sportbladet" устроило свой опрос, о котором мы упомянули, в профессиональной гандбольной среде. Цифры сражали наповал: 54 процента — Стефан Левгрен, а блистательный универсал Висландер — только 12. Дабы сохранить уважение к обоим асам ручного мяча, скандинавские журналисты изменили наименование номинации, провозгласив многолетнего капитана шведской сборной Величайшим Лидером.
Интересно, что в документах шведской гандбольной легенды указана другая фамилия — Лефгрен. Путаница возникла "благодаря" бабушке и дедушке Стефана. Супружеская пара давным-давно проживала в многоквартирном доме в Гетеборге и решила подправить одну букву — из-за соседей-однофамильцев: их корреспонденция доставлялась все время не по тому адресу. С тех пор и тянется легкая неразбериха. В официальных бумагах числятся Лефгрены, а в обиходе — Левгрены.
Ларс-Йоран Левгрен слыл неплохим гандболистом, хотя до серьезного уровня не дотягивал. По стопам отца пошел старший сын Ян. А вот Стефан не видел для себя перспектив в этом виде спорта в Шеппланде, куда семья перебралась из Партилле. Мальчик мечтал о карьере профессионального футболиста с перспективой уехать играть в соседний Гетеборг.
Летом он гонял мяч ногами по траве, а зимой в зале практиковался в добывании голов руками — исключительно ради удовольствия. Но, чем взрослее становился наш герой, тем больше эта игра ему нравилась: "Я считал, что для гандбола мне недостает таланта. Поэтому для окончательного решения потребовалось время. Повлияло и то, что в футболе у меня получалось хуже и хуже. К тому же тренироваться зимой в зале было куда комфортнее, нежели на улице".
В 14 лет он едва не поставил на спорте крест. При формировании окружной команды тренер выставил Левгрена в коридор со словами: "Ты слишком маленький и худой и здесь только на тот случай, если кто-то получит травму". Конечно, мальчишке было обидно. Стефан вспоминал, что на какое-то время он перестал ощущать радость от игры.
Но вернуть мотивацию удалось. А в 16 лет выбор между футболом и гандболом стал окончательным. Почти сразу Левгрен заиграл в клубе третьего шведского дивизиона вместе со старшим братом и с 40-летним отцом.
Читателей, которые ждут рассказа о молниеносном преображении несостоявшегося футболиста в первоклассного гандболиста, будут разочарованы. Путь Левгрена-младшего к вершинам ручного мяча оказался тернист и весьма продолжителен.
На протяжении трех сезонов он играл за "Шеппланду" без каких-либо серьезных прорывов. Окончив школу, 19-летний юноша отчасти реализовал мечту, переехав в Гетеборг. Правда, не в одноименный футбольный клуб, только завоевавший Кубок УЕФА, а в одну из ведущих гандбольных команд страны "Редбергслидс", где затем в разные времена выступал вместе с Петером Гентцелем, Любомиром Враньешем и Хенриком Лундстремом.
"Левгрена отличали энергия, харизма, — вспоминал тренер Рейне Педерсен. — Оказавшись рядом, невозможно было не ощутить исходившую от него ауру. В трудных матчах Стефан не боялся брать на себя инициативу и морально разоружал соперников".
Первый из пяти титулов чемпиона Швеции Левгрен завоевал в 22 года. В том же возрасте перспективный левый полусредний дебютировал в сборной Швеции, миновав юношеский и юниорский уровни. Через восемь месяцев состоялся и дебют "человека из ниоткуда" на крупном турнире — то был первый чемпионат Европы в Португалии, на котором скандинавы одержали 7 побед в 7 матчах и увезли домой золото.
В финале Парни Бенгана (команда рулевого Бенгта Юханссона) беспощадно расстреливали Андрея Лаврова и в итоге уничтожили сборную России во главе с Владимиром Максимовым — 34:21. Ту встречу многие в Швеции по сей день считают лучшей за всю историю сборной.
Показательно, что сразу пять гандболистов одной команды попали тогда в символическую сборную турнира, что остается рекордом. Получавший максимум игрового времени Стефан успевал завершать позиционные атаки и грамотно отрабатывал в защите. Он, очевидно, тоже заслужил место в числе номинантов. Но организаторы решили, что это будет перебор, и на позицию лучшего левого полусреднего определили самого меткого снайпера турнира Василия Кудинова из России.
Континентальные чемпионаты, к слову, стали настоящей вотчиной Левгрена. Из пяти турниров, в которых ему довелось участвовать, шведы выиграли четыре! Рекорд по количеству титулов он делит с соотечественниками Магнусом Андерссоном, Олой Линдгреном, Стаффаном Олссоном и Магнусом Висландером.
Дома, в 2002 году, Стефан дождался-таки и включения в команду "All Stars". Кстати, его результативность в целом на чемпионатах Европы была гораздо выше, чем у гениального Висландера: 203 мяча против 126. До сих пор этот показатель остается лучшим в летописи скандинавской сборной.
Тремя годами ранее Lövet (прозвище, производное от фамилии, в переводе со шведского — "лист") добился наивысшего успеха в карьере, завоевав золото чемпионата мира в Египте и заслужив звание MVP (46 голов и 37 результативных передач).
Во время церемонии награждения случился эпизод, который любит вспоминать наш герой: "Мы очень удивлялись, что в Каире за решающим матчем президент Хосни Мубарак наблюдал из ложи, защищенной пуленепробиваемым стеклом. Таких мер безопасности на гандболе не было никогда прежде. И мы решили пойти на хитрость. Поскольку Мубарак участвовал в чествовании, вся наша команда обильно смазала правые ладони мастикой для мяча. Можете представить его ощущения во время рукопожатия? Впоследствии мы не раз проворачивали подобный фокус на других турнирах. Это стало нашей фишкой".
К тому времени Стефан уже более пяти лет капитанил в сборной. После ухода из команды Пера Карлена на роль вожака претендовали четыре старожила: Матс Олссон, Ола Линдгрен, Магнус Висландер и Стаффан Олссон.
Обычно нового капитана выбирали командным голосованием. Но тогда Юханссон принял волевое решение и отменил стандартную процедуру, опасаясь внутренних интриг. Тренер предполагал, что все претенденты получат голосов примерно поровну. И потому своим решением отдал повязку Левгрену.
Тот поначалу сопротивлялся и твердил, что нельзя нарушать традицию, что так игроки не станут его уважать. Но команда вердикт наставника приняла, споры угасли. Левет в шутку спрашивал, сколько Бенган заплатил парням за покорное согласие. Позже легендарный тренер утверждал, что это было, возможно, самым грамотным его решением за все 16-лет работы в сборной.
Единственный титул, который так и не покорился шведам, — олимпийский. В коллекции Левгрена два серебра, привезенных из Атланты и Сиднея. "До сих пор пытаюсь перевернуть эту страницу, но у меня не получается. Успокаиваю себя тем, что не так много гандболистов могут похвастать участием в двух олимпийских финалах. Трудно смириться с теми поражениями, но повернуть время вспять и что-либо изменить невозможно", — сокрушался двукратный призер Игр.
С 1993 по 2006 год Левгрен сыграл за сборную 268 матчей и забросил 1138 мячей. Это второй показатель в статистике команды. На первом месте Висландер — 384/1185. И если применить простейший математический прием, то легко обнаружить, что средняя результативность Стефана куда выше. Кстати, продолжая сравнительную характеристику двух мастеров, надо сказать, что и лучшим гандболистом Швеции Левгрен признавался чаще: три звания против двух.
Клубная карьера нашего героя также выдалась богатой и насыщенной. Каждый раз, возвращаясь с крупного турнира в Гетеборг с медалью, Левгрен получал уйму предложений из Европы. Но покинуть насиженное место отважился только в 27 лет.
"Я не чувствовал, что готов выступать в зарубежном чемпионате. Меня все устраивало в "Редбергслидсе", а переход куда-либо с перспективой стать полировщиком лавки не вдохновлял. К тому же супруга занимала хорошую должность. Да и мне удавалось подрабатывать продавцом офисной техники. Мы наслаждались жизнью! Катализатором переезда стала обычная прогулка: дойдя до перекрестка, я сказал Анн-Софи, что нахожусь на распутье и собираюсь рискнуть. Не хотелось жалеть потом об упущенной возможности", — делился мыслями Стефан.
Летом 1998 года Левгрен отправился в испанский Сантандер, чтобы подписать контракт с клубом "Каха Кантабрия", где протекцию ему сделал соотечественник-вратарь Матс Олссон. Все детали были уже улажены. Но в последний момент раздался звонок из Германии. На связи был другой партнер из сборной — Висландер.
Магнус посоветовал не торопиться и обратить внимание на бундеслигу. К разговору подключился и выступавший вместе со Шлангом в "Киле" Стаффан Олссон, сообщивший, что его бывшая команда "Нидервюрцбах" ищет игрока на позицию левого полусреднего.
Левет прислушался, быстро провел переговоры и заключил трехлетний договор с коллективом Йорна-Уве Ломмеля. С того дня гандбол стал для Стефана полноценной профессией: его зарплата в "Нидервюрцбахе" в семь раз превышала оклад "Редбергслидса"!
В Германии бесцветное прозвище Лист сменилось на более громкое — Лев. Немецким болельщикам не пришлось фантазировать — они по шведскому примеру взяли за основу начало фамилии. Причем Löwe в переводе оказалось куда звучнее!
"Я очутился в абсолютно новой реальности. Ежедневно было по две тренировки, а выезды на матчи были настоящими путешествиями. Поездка из Гетеборга в Стокгольм казалась легкой прогулкой по сравнению с тем, какие расстояния приходилось преодолевать в Германии. И все же это был фантастический опыт. Я исполнил мечту! Полные трибуны на каждом туре, звездные игроки, серьезные премиальные…
Удалось подружиться с отличными парнями: Кристианом Шварцером, Андреем Лавровым, Франсуа-Ксавье Уле. Очень благодарен им за помощь в адаптации. Кроме того, я научился разбираться в тактических нюансах и контролировать темп игры. Именно в "Нидервюрцбахе" пришло осознание, что в роли разыгрывающего я более полезен, чем на привычной позиции левого полусреднего", — откровенничал скандинавский легионер, забросивший 152 гола в 29 матчах.
Увы, насладиться в полной мере сильнейшим на ту пору чемпионатом Левгрену не удалось. В клуб пришли финансовые неурядицы. По итогам сезона-1998/99 "Нидервюрцбах" стал восьмым, но был вынужден сняться с турнира и отпустить игроков на вольные хлеба.
Так Стефан попал в "Киль", где провел еще десять лет — самых успешных в карьере. Снова не обошлось без Висландера и Олссона. Менеджер "зебр" Уве Швенкер вел переговоры с десятками игроков, но шведы убедили его дождаться Льва, и все от этого только выиграли.
В первый же сезон в составе "Киля" Левгрен стал чемпионом бундеслиги и обладателем Кубка Германии, а также принял участие в "Матче всех звезд".
"Мне импонирует здешняя тактическая схема. Для меня большая честь выступать со звездами, которых собрал "Киль". Пожалуй, именно здесь играют в самый передовой гандбол. Надеюсь, нам удастся завоевать еще много трофеев", — рассуждал швед.
Олицетворение элегантности в бросках и передачах, изумительная техника, неукротимая воля, креативность и природная скромность — так характеризовали Стефана немецкие журналисты.
В 2001 году, после ухода Висландера, он стал капитаном (читай — вожаком) "зебр", с которыми еще шесть раз выиграл чемпионат и по три раза — Кубок и Суперкубок Германии. Дважды "Килю" с образцовым капитаном Левгреном (это определение тренера Ноки Сердарушича) доставался Кубок ЕГФ, а в сезоне -2006/07 была достигнута высочайшая вершина — победа в Лиге чемпионов.
31 мая 2009 года Лев провел последний в карьере официальный матч. Ему очень хотелось поставить красивую точку: в ответной финальной игре Лиги чемпионов "Киль" встречался в гостях со "Сьюдад-Реалем". Дома немецкая команда добилась перевеса в 5 мячей, однако в Испании проиграла с разницей в 6 голов…
Спустя пару месяцев Левгрену устроили пышные проводы. В Киль съехались так много легенд со всего мира, что игроков набралось сразу на четыре команды и организовали не один, а два прощальных матча!
Все их участники выходили на площадку в форме с номером 10 и в масках героя торжества. Дети пели пронзительные песни. Зрители плакали и аплодировали стоя. В общем, все происходило по канонам классических мелодрам.
Когда у Стефана уточнили, не передумал ли он уходить из игры, ответ был таким: "Я безмерно благодарен всем, кто был рядом со мной все эти годы. Лучше уйду сейчас сам, чем потом кто-то меня об этом попросит. К тому же пока я без проблем встаю с постели по утрам. Хочу, чтобы так было как можно дольше". Прощальную автограф-сессию шведа посетили около полутора тысяч болельщиков. Он не отказал никому.
Вернувшись в Швецию, Левгрен первое время работал гандбольным инструктором частной гимназии в Уддевале и советником в агентской компании. Затем консультировал профессиональных игроков в их спорах с клубами, комментировал матчи на телевидении и занимал пост генерального менеджера сборных команд, курировал подготовку Швеции к ЧЕ-2016 среди женщин и ЧЕ-2020 среди мужчин.
Сейчас он член исполнительного комитета ЕГФ и генеральный директор Шведской гандбольной ассоциации. Говорят, ни один человек в гандбольном сообществе не осмелится проигнорировать его звонок.
А еще Стефан, который 21 декабря отпразднует 50-летие, записывает самый популярный в стране подкаст о гандболе и растит достойную смену: его 17-летняя дочь Тея и 20-летний сын Линус играют в ручной мяч.
Вопрос, какая проблема шведского гандбола наиболее остра, живая легенда парирует так: "Нужно сделать, чтобы молодые люди не просто приходили в гандбол, но и оставались в нем. У меня самого в душе по-прежнему сохраняется большая страсть к спорту. Это ничем не объяснимая любовь".
Сравнительно недавно издание "Dagens Nyheter" составило список 150 величайших спортсменов Швеции всех времен. Его возглавил теннисист Бьорн Борг, следом расположились футболист Златан Ибрагимович и игрок в настольный теннис Ян-Уве Вальднер. Гандбол представлен четырьмя персонами. Стефан Левгрен занял в рейтинге почетное 49-е место. Чуть ниже Висландера.