В конце ноября у Французской федерации гандбола появится новый руководитель. Жоэль Дельпланк, возглавлявший организацию на протяжении двенадцати последних лет, полномочия сложит.
Он вполне мог бы подать заявку на очередные президентские выборы и, учитывая обретенный в гандбольных кругах авторитет, наверняка выиграл бы их.
Однако бывалый управленец честно признался, что не готов баллотироваться просто для галочки: "Мой опыт подсказывает: чтобы нечто изменить и улучшить, требуется минимум десять лет. Мне уже 74 года! Как я могу выдвигать свою кандидатуру, если точно знаю, что не смогу реализовать ни один проект в течение следующих десяти лет? Новое поколение лидеров берет на себя руководство федерацией и несет ответственность за нее Мы встряхнули сферу обучения — проект, который все еще на начальной стадии и требует современных подходов".
…Один из самых успешных спортивных руководителей Франции родился через год после окончания Второй мировой войны в Деши, на севере страны. Родители Жоэля Дельпланка, как, впрочем, и большинство жителей небольшого шахтерского городка, добывали каменный уголь, и судьба детей, как правило, была определена с ранних лет.
Но в семье не желали такой участи для сына и без конца ему твердили: куда угодно, только не в забой! Мальчишка довольно быстро смекнул, что к чему, и успешно стартовал в начальной школе. Для молодых людей того поколения и, что еще более важно, того происхождения заветной жизненной целью было поступление из колледжа в École normale соседнего города Дуэ (в широком смысле — в "нормальную школу", образцовое высшее учебное заведение).
Но, если многие по понятным причинам предпочитали École des Mines de Douai, готовившую квалифицированные кадры для угольной промышленности, то Жоэль выбрал направление педагогическое — École normales d'instituteurs, выдержав строгие конкурсные испытания.
Обучение педагогическому ремеслу Дельпланк проходил с 15 до 19 лет. Процесс заметно отличался от наших представлений о классических вузах. Главное отличие — в наглядном характере обучения.
Начинающие преподаватели, помимо изучения базовых предметов, каждый день посещали начальную школу. Там они устраивались на задних партах и наблюдали за работой педагогов-наставников. Упор делался именно на практику. Со временем студентам разрешали ведение 5-минутной части урока в тех же классах, затем они работали 10, 15 и более минут. Четырехлетний курс заканчивался экзаменом на степень бакалавра. Именно с него, кстати, в России гораздо позже скопировали ЕГЭ.
В École normales d'instituteurs Дельпланк учился не только профессии, но и мироощущению. Постигнутые в ту пору жизненные ценности он сохранил по сей день: "В школе были огромные коридоры. И однажды я увидел, как в дальнем конце появился директор. Мы шли навстречу друг другу, а вокруг не было ни души. Поравнявшись, он приподнял шляпу и сказал: "Здравствуйте, месье". Мне было 15 лет, а ему, наверное, за 60! Это было настоящим потрясением и одновременно щедрым уроком. Он разговаривал со мной как с равным. Рассказал, как во время войны был единственным учителем для 120 детей… Увидеть в каждом человеке личность без скидок на возраст, пол, цвет кожи, происхождение, вероисповедание — важнейшее качество, без которого никак нельзя".
Удивленный читатель, добравшийся до этих строк, наверное, уже задался вопросом: а где же в жизни Дельпланка спорт и, в частности, гандбол? Где детская секция, тренировки, судьбоносная встреча с кем-то из знаменитых игроков или тренеров?
Ничего этого и не было. Жоэль не практиковал ручной мяч ни в каком виде. Хотя в представлении обывателя руководить той или иной спортивной организацией непременно должен человек с подходящим бэкграундом — якобы для того, чтобы лучше понимать специфику.
Но это не обязательно так. И пример многолетнего успешного президента Французской федерации гандбола в таком контексте абсолютно показателен.
В студенческие годы Дельпланк увлекся регби. Игра захватила его, но не настолько, чтобы резко сменить сферу деятельности. И все же знакомство с овальным мячом кардинально повлияло на судьбу Жоэля. Постепенно он понял, что физическое воспитание детей очень значимо для общества, и переключился на преподавание физкультуры.
В начале 70-х, кажется, само провидение свело его с Нельсоном Пайю — бывшим гандболистом, вице-президентом НОК Франции и главой федерации гандбола. Несмотря на 22-летнюю разницу в возрасте их сближали два обстоятельства. Во-первых, Пайю тоже был учителем по профессии (преподавал литературу в школе имени Гюстава Эйфеля в Бордо). Во-вторых, идентичными оказались их идеи относительно развития детского и юношеского спорта.
И ничего случайного не было в том, что вскоре Дельпланк стал советником авторитетного функционера, с которым тесно сотрудничал без малого четверть века, трепетно называя его Адмиралом.
Первой знаковой победой тандема Пайю / Дельпланк называют участие французских атлетов в летней Олимпиаде-1980. Президент Франции Валери Жискар д’Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт изначально договорились о присоединении к бойкоту Игр в Москве. На национальные олимпийские комитеты оказывалось колоссальное давление, и в итоге западногерманские спортсмены в СССР действительно не поехали.
А вот команда из Франции в количестве 121 человека, пусть и под олимпийским флагом, все же отправилась в Москву. И во многом это заслуга Пайю — тот не побоялся пойти наперекор правительственной директиве.
Фрагмент его речи часто цитируют во французской прессе, когда появляются идеи всякого рода бойкотов: "Абсолютно немыслимо, чтобы родина барона Пьера де Кубертена, основателя современного олимпизма, не выполнила своих обязательств! Франция обязана присутствовать на олимпийском празднике в Москве".
Дельпланк, оставшийся в той истории в тени, уверен, что во многом благодаря такому взвешенному подходу МОК доверил Альбервилю зимнюю Олимпиаду в 1992 году. Символично, что именно Пайю возглавлял на ней французскую делегацию.
В 1980 году Жоэль получил в команде Пайю первую официальную должность — возглавил директорат Французской федерации гандбола. Там он трудился на протяжении двух лет, параллельно занимаясь вместе с боссом реформами на высшем уровне.
По следам истории с принуждением к бойкоту московской Олимпиады вице-президент НОК Франции сосредоточился на утверждении авторитета и независимости спортивного движения в стране. Была инициирована практика публичных слушаний, обязательных выборов глав ассоциаций и изменений уставов. Запускались проекты по олимпийским и неолимпийским видам, мультиспортивной, школьной и детской направленности.
Венцом перемен стало избрание Пайю президентом Национального олимпийского Комитета. Дельпланк остался его верным оруженосцем, получив пост главы администрации, чьей задачей были коммуникация и взаимодействие с многочисленными спортивными федерациями.
Олимпийское движение активно интегрировалось в образовательную программу. Внимание к молодежи воспринималось как данность. Уже тогда, в середине 80-х, Пайю и Дельпланк реализовали идею юношеских Олимпийских игр, пусть и на местном уровне, в общеобразовательных школах.
"Мы провели с Нельсоном Пайю около 25 лет профессиональной жизни в мире спорта, где совместно анализировали происходившие процессы, изменения, реагировали на вызовы. Нам ежедневно доводилось выполнять одно и то же рутинное, но очень полезное действие: проводить сравнительный анализ публикаций в ведущих СМИ страны: "Liberation", "L'Equipe", "Le Monde", "Le Figaro". Какие спортивные события отражались в них? НОК упоминался в положительном или отрицательном контекстах? Что за реакция, перспективы, решения? В конце концов, есть ли вообще спорт на страницах газет?
Нам пришлось решать главный вопрос: как в эпоху профессиональных клубов управлять системой спорта, оказавшейся на пороге раскола из-за стремления определенных лиц к автономии? Многие команды преследовали исключительно экономические цели, не задумываясь о какой-либо образовательной миссии. Риск заключался в том, что при поддержке влиятельных экономических партнеров и гарантированной финансовой прибыли участники спортивно-коммерческих инициатив теряли связь с реальностью.
Сговор таких персон, как Бернар Тапи, Сильвио Берлускони, их английских, испанских, голландских коллег мог привести к организации крупных футбольных турниров вплоть до чемпионата Европы в обход общенациональных структур. Причем транслировались бы они на каналах, подконтрольных тем же толстосумам. Спортивному движению в таком случае отводились бы роли второго плана с непонятными перспективами. Руководители федераций, приверженные фундаментальным ценностям, должны были защищаться от любых посягательств на присвоение спорта кем бы то ни было", — вспоминал Дельпланк.
Пути двух новаторов, изменивших систему координат во французском спорте, разошлись в 1992 году, когда завершился третий срок полномочий Пайю. Он уступил место бывшему ватерполисту Анри Серандуру. От услуг Дельпланка тот отказываться не стал, поручив курировать подготовку сборных к зимней Олимпиаде-1994 в Лиллехаммере и летним Играм-1996 в Атланте.
Однако всего через год и десять месяцев Жоэль покинул НОК, услышав упреки в свой адрес за неудачное выступление в Норвегии, где французы взяли всего одно серебро и четыре бронзы.
Но карьерная лестница не сломалась. Спрос на специалиста такого калибра был велик. Так Дельпланк на три года стал директором регионального центра народного образования и спорта в Монпелье.
А в 1997 году министр по делам молодежи и спорта Франции Мари-Жорж Бюффе назначила его техническим советником. При активном участии бывшего учителя физкультуры был создан новый консультативный орган — Национальный совет по делам молодежи. Спустя два года Дельпланк стал директором по спорту в министерстве, а в 2002 году — генеральным инспектором по делам молодежи и спорта.
К гандбольным истокам Жоэль вернулся в 2004 году, когда его пригласил в советники президент FFHandball Андре Амьель. Так, по признанию блестящего педагога и новатора, началось новое приключение. В 2007-м Дельпланк возглавил апелляционное жюри, а осенью 2008-го предпринял радикальный шаг: покинул все посты (в том числе в министерстве) ради участия в выборах нового главы Французской федерации гандбола.
Этот ход полностью оправдался, поддержка оказалась колоссальной: уроженец Деши из шахтерской семьи набрал 96 процентов голосов!
"Всегда говорил, что моя самая большая гордость — педагогическое образование. Как руководитель федерации я стремлюсь объединить молодежь и заслужить доверие родителей. Гандбол тесно связан с системой образования, и я считаю, что именно в школе закладывается культура обучения, являющаяся основой основ.
Наша задача состоит в том, чтобы поддержать развитие новых практик и повысить профессиональный уровень с помощью специалистов новых профессий. Иногда мне твердят, что я хочу объять необъятное, берясь за слишком многое в сразу нескольких сферах. Но для полноценного развития мы должны иметь всеобщий согласованный подход и задействовать все возможные рычаги. Спорт — это инструмент для социальной интеграции, сплоченности. Преуменьшать его значимость было бы преступлением.
Болельщики должны ходить на гандбол семьями, заполняемость трибун зависит и от СМИ, где надо больше рассказывать об игре. На карту поставлен наш авторитет, и каждый сотрудник федерации должен быть вовлечен в работу от замысла до его реализации.
Если бы мне пришлось сформулировать свою программу в одном предложении, оно звучало бы так: пусть сохранится дух гандбола, столь драгоценный для каждого из нас. FFHandball славится большими достижениями, и для меня большая честь представлять ее интересы и выступать от ее имени. Спасибо тем, кто уже играет в гандбол, и тем, кто начнет практиковать его завтра. Отдельная благодарность учителям школ, колледжей, лицеев. Именно вы зарождаете любовь к нашему виду спорта и прививаете столь важные ценности 170 тысячам молодых людей. Мы полностью в вашем распоряжении, можете рассчитывать на нашу посильную помощь.
Нужно постараться усилить образовательную функцию, которую гандбол выполняет в эпоху социального неравенства. Спасибо за доверие всем голосовавшим делегатам, за подаренный момент личного счастья. Я постараюсь сохранить его, чтобы до конца срока делиться им", — эмоционально говорил Дельпланк после победы.
За время его президенства мужская и женская сборные завоевали 16 наград топ-турниров, 9 из которых — золотые! Клубы выиграли пять еврокубков. Французская федерация гандбола объединяет около 2500 клубов и насчитывает более 500 тысяч лицензированных игроков. И это число увеличивается каждый раз, когда команды Пятой Республики получают очередную медаль.
Международные гандбольные организации не так давно доверили Франции два крупных топ-турнира подряд: мужской чемпионат мира-2017 и женский чемпионат Европы-2018 (с рекордными показателями посещаемости и телеаудитории).
В этом тоже немалая заслуга месье Дельпланка, между прочим, кавалера Ордена Почетного легиона. Его особой гордостью стал Дом гандбола, возведенный за 41 миллион евро. Этой идеей Жоэль заразился еще в молодости, когда на его глазах Нельсон Пайю реализовал амбициозный проект НОК, добившись постройки Дома французского спорта в Париже.
Дом гандбола в Кретее на улице, названной в честь легендарного гандбольного тренера Даниэля Костантини, был сдан эксплуатацию в 2019 году. Комплекс, где базируется теперь федерация, занимает 14 тысяч квадратных метров. В нем есть игровая арена с трибунами на 500 мест, тренировочный зал, актовый зал для заседаний на 300 мест, пять переговорных комнат, два ресторана, 72 гостиничных номера, официальный магазин атрибутики и музей французского гандбола. На открытии присутствовал президент Франции Эмманюэль Макрон.
…На кресло Дельпланка претендуют нынче три кандидата. Фаворитом президентской гонки специалисты называют Филиппа Бана, с 1999 года занимавшего пост технического директора федерации. Его основным конкурентом считается Оливье Жиро, руководитель Национальной лиги гандбола, которая организует мужской чемпионат Франции. Еще один претендент — теперешний вице-президент Жан-Пьер Фейан.
28 ноября на ассамблее в По лидеры 20 региональных лиг и 96 ведомственных комитетов назовут нового главу организации. Но уже сейчас можно сказать: преемнику Дельпланка не позавидуешь. Ведь его всегда будут сравнивать с предшественником. А не снизить планку — задача не из легких.
Сам Жоэль точно не заскучает без дела. С 2009 года он трудится в ИГФ, дослужившись от генерального секретаря до первого вице-президента. Кроме того, именно ему доверена организация гандбольного турнира на парижской Олимпиаде-2024.