Рассказываем об успешном возрождении давних спортивных традиций и между делом напоминаем, что ручной мяч и гандбол исторически — не совсем одно и то же...
На днях в Санкт-Петербурге финишировала гандбольная Спартакиада вузов Министерства обороны Российской Федерации. За награды турнира боролись 26 команд со всей страны, а главный приз отправился в Ярославль.
На взгляд неискушенного читателя — новость вполне проходная. Ведомственные состязания, которые интересны разве что самим их участникам да горстке маньяков от современного ручного мяча, выискивающих на просторах интернета информацию о любом событии, начиная с первенства приготовишек. Сыграли и сыграли будущие офицеры — молодцы. Теперь давайте-ка нам свежие истории из жизни Суперлиги.
А вот на взгляд людей, знакомых с прошлым российского гандбола, у нас на глазах возрождается еще одно большое, незаслуженно отброшенное в сторону дело.
И зачем только ломали?
Просто многие уже успели забыть (а кто-то и не знал), что армейские соревнования и армейские команды всего лишь несколько десятилетий назад были важной частью гандбольного пейзажа. Клиническая смерть наступила с распадом Советского Союза, после чего "пациент" еще лет пять пытался цепляться за существование. Последними были турниры среди команд военно-воздушных сил — уже российских.
— В 91-м я судил в Киеве последний чемпионат вооруженных сил СССР — соревновались команды военных округов и групп войск, — вспоминает вице-президент ФГР арбитр международной категории Виктор Поладенко. — То, что потом осталось чуть-чуть у летчиков, проводивших первенство среди своих вузов и чемпионат ВВС, закончилось примерно в 1996 году. И все. С того времени и до 2016-го (двадцать лет!) это просто мертвое, выжженное поле.
Действительно, здесь есть о чем пожалеть. В союзные времена гандбол был вложен в единую систему воинской физподготовки. Через армейский гандбол прошли заслуженные мастера, легенды. К примеру, Евгений Васильевич Чернышев — победитель Олимпиады в Монреале, серебряный призер Олимпиады-80, многократный чемпион СССР. В начале ноября его бюст появился на Аллее Славы ЦСКА в Москве.
Чернышев в свое время поиграл сразу за несколько военных вузов. Далее были команды Группы советских войск в Германии, Южной группы войск, потом — ЦСКА и сборная СССР. В начале 90-х он некоторое время был главным тренером команды вооруженных сил страны.
Похожим путем, ступенька за ступенькой, пусть и не завоевав стольких наград, двигались многие. Система!
Участниками Спартакиады вузов Минобороны СССР были крупнейшие военные академии, ну а страсти на тех турнирах кипели… Учебные заведения начали "отваливаться" в 80-х: слишком накладными стали перевозка и размещение команд, да и сами спортивные игры потихоньку исчезали из сферы военных интересов.
Не пощадили вихри перемен всю пирамиду армейского спорта, камешек за камешком расшатывая кладку. Дольше всего продержался, как мы уже отметили, "взрослый" чемпионат вооруженных сил. Чуть раньше приказали долго жить юношеские и молодежные соревнования.
Да, это была четко выстроенная система — та же в принципе, что и в современном нашем "гражданском" гандболе, разве только с некоторой военной спецификой. А если учитывать, что тогда через армию проходило практически все мужское население страны, то можно сказать, что для развития игры и пресловутой массовости армия делала очень много.
Не только она, разумеется. Каждое спортобщество в Союзе имело такую систему, такую пирамиду — маленькую или большую. Из этих пирамид и пирамидок складывалась махина советского спорта.
Ну и нельзя не добавить, что армейская пирамида помогала армейским же командам с разной степенью успеха выступать в чемпионате СССР среди команд мастеров. ЦСКА, минский, киевский и львовский СКА, одесситы, бакинцы, рижане…
— Система работала. Чемпионат вооруженных сил СССР собирал полтора десятка команд — от флотов, военных округов и групп войск. И к каждому округу была "приписана" команда СКА, игравшая в союзных соревнованиях. Понятно, что гандбол культивировали не везде — дальневосточных армейцев, например, не было. Нельзя не упомянуть и о международных соревнованиях. Например, о чемпионатах дружественных армий, в которых принимали участие спортсмены стран Варшавского договора. Даже на Кубе военнослужащие играли в гандбол. И наши ребята летали туда на матчи, — рассказывает Виктор Поладенко.
А еще Виктор Владимирович вспомнил кое-что интересное из истории. Оказывается, гандбол на протяжении многих лет был вполне себе военно-прикладным видом спорта. Точнее — ручной мяч. Когда-то это были совершенно разные понятия:
— После Великой Отечественной войны система подготовки в армии пересматривалась, итоги войны тщательно анализировались. Принимались и соответствующие времени наставления по физподготовке. Ручной мяч в них попал совсем не случайно.
В него играли "11 на 11" на футбольном поле. А гандбол — это как раз привычная нам нынешняя игра "7 на 7". Международная федерация гандбола раньше культивировала обе дисциплины. Ручной мяч был незрелищным, требовал больших затрат. И к началу 60-х от него отказались, на уровне сборных соревнования проводить перестали.
А у нас он по-прежнему оставался — и чемпионат СССР, и чемпионат вооруженных сил. Почему в него играли армейцы? Я нашел ответ в записях офицеров, которые прошли войну. Ручной мяч моделировал действия мотострелка на поле боя. Что делал солдат в условиях сражения? Бежал с автоматом, прыгал через окопы, метал гранату.
Теперь перекладываем все это на ручной мяч. Игрок/солдат пробегал по полю большие отрезки. Помимо того, он совершал прыжки, боролся с соперником. И бросок мяча — на вооружении советской армии были гранаты, которые бросали точно тем же кинематическим движением, что и гандбольный мяч.
То есть бежать, прыгать и метать — основные действия солдата. И поэтому ручной мяч был заложен в 1948 году в наставления по физподготовке. Потом уже в армии стали играть именно в гандбол, хотя в наставлениях по-прежнему фигурировал ручной мяч.
Но это все дела прошлого, о которых можно и нужно говорить долго. Естественно, будем копаться в архивах, вспоминать и рассказывать о самом интересном нашим читателям.
Однажды, много лет спустя
Но сейчас перемахнем через два десятка лет вытоптанной земли, где кругом разбросаны камни и камешки. Вот уже третий год их собирают и аккуратно укладывают заново. Получается симпатично.
— В 2015 году мы с Игорем Степановым, оба — выходцы из военного спорта — вышли на диалог с армейским начальством, нашими старыми товарищами, — продолжает Виктор Поладенко. — И уже в апреле 16-го в Санкт-Петербурге, на базе Военной академии связи имени Буденного, прошел Кубок вооруженных сил по гандболу среди вузовских команд.
Участниками того турнира, дебютного для нового времени, стали всего четыре команды. Достойную конкуренцию трем питерским коллективам составили гандболисты из Саратовской области — представители Вольского военного института материального обеспечения вернулись домой с серебром. Победу праздновали хозяева-связисты.
Через год Военная академия связи им. С.М. Буденного принимала уже чемпионат по гандболу среди вузов Министерства обороны России. Чтобы завоевать второй трофей подряд, хозяйской команде пришлось затратить куда больше усилий. И не только потому, что на этот раз в Питер съехались уже одиннадцать коллективов. В спорте, как известно, детали напряженных баталий быстро забываются, а вот золото в памяти остается.
Второе место в 2017-м заняли воспитанники Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, третье — гандболисты питерского Военного института физической культуры.
Дальше — больше. Здесь мы, наконец, добрались до дел сегодняшних. Состязания вновь сменили вывеску на более солидную, а суть осталась той же. Большой гандбол мощными шагами возвращается в армию. Нет, не так — уже вернулся.
Завершившийся буквально на днях гандбольный турнир Спартакиады вузов Министерства обороны почтили присутствием 26 команд. А высших военных учебных заведений, заметим, в стране всего 32. Стало быть, чуть не дотянули до полного комплекта. С местом встречи оригинальничать не стали — вновь выбрали Санкт-Петербург, где созданы все условия.
Помимо хозяев, за почетный трофей сражались молодые спортсмены из самых разных уголков России, причем не только традиционно гандбольных: Краснодара, Ярославля, Челябинска, Воронежа, Серпухова, Вольска, Пензы, Сызрани, Москвы, Рязани, Тюмени, Смоленска, Череповца, Севастополя, Твери, Костромы, Казани. Новосибирска. География круче, чем в национальном чемпионате.
Жаль только, что соревнования проходили на режимной территории и гражданским любителям гандбола посетить-полюбопытствовать-поболеть не удалось. Ничего не поделаешь — армия. А ведь зачастую именно студенческие и юношеские соревнования дарят такой набор эмоций, какой соберешь не на каждом матче высокого уровня. Дарят не только спортсменам, но и болельщикам. Впрочем, добавим — редким, даже когда вход абсолютно свободный...
Без групп поддержки в Питере команды, естественно, не остались. Сочетание армейской дисциплины с интересом к игре и любовью к "своим" имело эффект. В хорошем смысле.
Кроме атмосферы на трибунах, порадовала и сама игра. Безусловно, были явные аутсайдеры — дело для многих новое, учиться и учиться. Но вот выкладывались на площадке гандболисты без остатка, независимо от того, за какие места шла борьба.
Это относится и к занявшей 12-е место команде Михайловской военной артиллерийской академии, представителям Санкт-Петербурга. Тренирует "канониров" Владимир Банников — человек в российском гандболе известный. Специалист, много работавший с детьми, один из адептов пляжного гандбола. Теперь вот — новый вызов:
— На меня вышли незадолго до турнира, так что готовились в авральном режиме. Успели провести всего восемь тренировок в октябре — и все. В основном ребята без опыта, не гандболисты. Один первокурсник — мой кубанский земляк, вратарь — из Ставрополя.
Расстраивает только, что студенты-иностранцы (так называемый спецкурс) права выступать не имели. Есть белорус из Бреста — может тренироваться, а играть — нет. Есть неплохой армянин — переживает очень по этому поводу. Получается нелогично: военными тайнами мы с ними делимся, а в занятиях спортом ограничиваем. Мои воспитанники учились в немецкой школе — играли во всех первенствах и за школу, и за город. А что за проблема в нашем случае?
— С учетом всех обстоятельств результатом довольны?
— Пятьдесят на пятьдесят... У кого-то получалось не очень, кто-то переоценил возможности и разочаровался. Но вот несколько парней пришли после игр, попросились в команду. Половина соперников были без должной подготовки, как и мы. Но первая шестерка — довольно неплохая. Сильнейшие питерские коллективы играют в первенстве города.
— Это серьезный уровень?
— Сам еще не видел. Но, судя по игре этих военных команд, довольно неплохой. Мы на "город" уже не успели заявиться, да и непонятно, потянем ли физически. Мало игроков. Мячей у нас всего пять, добавляем для тренировок волейбольные. Сейчас решаем вопрос по переводу команды из режима авральной подготовки на более или менее постоянную.
— Тренеру с такой командой интересно работать? Из уже почти взрослых, но в целом "нулевых" игроков.
— Хочется хоть кому-то быть полезным. Это для меня интереснее, чем с малышами возиться. Вижу много огрехов в подготовке даже игравших ребят, пытаюсь поправить. Зато с дисциплиной проблем нет. Ребята сами захотели заниматься, а я им помогаю.
— Вы с армейскими соревнованиями были знакомы и до этого. Правда, в качестве игрока.
— В конце 60-х служил в ПВО. Собственно, там и познакомился с гандболом. Поучаствовал в зональных и финальных играх округа. Финал был в Баку, за хозяев тогда играл известный впоследствии арбитр Валерий Худоерко.
— Если сравнить те времена с нынешними — большая разница?
— Уровень стал значительно выше. Теперь за ведущие команды играют выпускники ДЮСШ. Борьба тоже интереснее, а на финальных играх сейчас стоял такой шум, какой не всегда на Суперлиге бывает.
— Старых знакомых на Спартакиаде встретили?
— Много кого. Команду Краснодара привез мой воспитанник из Старощербиновской, а играл за них младший Шкуринский. Из Выселок парень здорово выступал за Смоленск. Знакомый тренер из Севастополя подошел. Спортивный мир тесен.
— Если говорить глобально, что дает такой турнир гандболу? И что гандбол дает армии?
— Как я понимаю, выпускники ДЮСШ имеют возможность применить навыки в армии, а выпускник-офицер имеет больший авторитет, если он хороший активный спортсмен. Своеобразная преемственность. А что это дает гандболу, кроме массовости... Надо помнить, что не человек для спорта, а спорт для людей!
Решающие же матчи получились упорными. Бронзу разыграли петербуржские команды. Со счетом 18:15 команда Военной академии материально-технического обеспечения имени Хрулева взяла верх над гандболистами Военного института физической культуры. Этот вуз, к слову был единственным профильным, спортивным учебным заведением из представленных на турнире.
Ну а финал получился — загляденье. В бескомпромиссной битве за главный приз сошлись прекрасно знакомые по прошлогодним сражениям воспитанники Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны и Военной академии связи имени Буденного. Питерцам не удалось в третий раз подряд стать лучшими в стране — соперник добился победы с разницей всего в мяч — 21:20.
— То, что мы делаем, — это попытка возродить громкую славу армейского спорта. Многие курсанты подходили и спрашивали после турнира чуть ли не со слезами на глазах: а что, больше не будет гандбола? Ходят, мол, слухи, что его заменят другим видом. Но нет, у нас есть перспективы.
На Спартакиаде мы увидели, что уже сейчас вполне реально создать сборную и отправиться на чемпионат мира среди военнослужащих. Уровень ребят, считаю, позволит достойно там выступить. Плюс есть интерес людей, кто может поддержать эту затею, в том числе и финансово.
Конечно, не все так просто. Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы сохранить гандбол в программе армейской Спартакиады. Да, есть и другие виды, но мы показали себя. И показали с лучшей стороны. Точно так же мы присоединились когда-то к Президентским спортивным играм. Гандбол два года был там необязательной дисциплиной, а теперь все просят, чтобы нас оставили на постоянной основе. Очень большая популярность. Сами участники хотят, чтобы гандбол был. Это главное, — резюмирует Виктор Поладенко.
Вузовскими армейскими состязаниями в ФГР и Минобороны ограничиваться не думают, методично выстраивают ту самую пирамиду спортивной подготовки. Второй год подряд проводится первенство вооруженных сил среди кадетов.
В ноябре такой турнир проходил в Краснодаре для 16 команд. Здесь стоит выделить представителей не самого гандбольного Владивостока, занявших довольно высокое восьмое место, а также ставших пятыми омичей.
Что касается тройки призеров, то бронза досталась Санкт-Петербургскому кадетскому военному корпусу, серебряные награды завоевали ставропольчане, а победу праздновали хозяева — Краснодарское президентское кадетское училище.
Фото: пресс-служба Федерации гандбола России, cska.ru.