Он отдал сборной Франции 24 года, но расстался с ней при обстоятельствах, до конца не проясненных. Отставка рулевого была отчасти объяснима, но все же внезапна.
С нынешнего января мировая и, в особенности, французская гандбольная общественность не устает обсуждать персону отставного тренера сборной Франции Дидье Динара. Если выдаваемые ему характеристики послушает человек неподготовленный — впору будет задуматься: как же такому некомпетентному и конфликтному наставнику доверили управление фантастически титулованной командой?
…Дидье Динар родом с острова Гваделупа. И — банальная история — именно там в раннем детстве он увязался на гандбольные тренировки за старшим братом. Рослого и не очень прыгучего мальчика использовали на позиции левого крайнего, которую необходимо было кем-нибудь закрыть.
В пятнадцать лет парня заметил тренер Аллен Кинталь и попробовал задействовать его в других амплуа, пригласив переехать из заморского департамента в метрополию. Однако завершил формирование и во многом определил будущее место Динара на площадке бессменный многолетний тренер "Монпелье" Патрис Канайе.
Первым клубом во Франции для шестнадцатилетнего Дидье стал "Дижон". Затем в 19 лет линейный перебрался в "Монпелье" и попал в сборную Франции Даниэля Костантини.
Патрис Канайе считает, что, помимо развития выдающихся спортивных навыков, Дидье еще и самостоятельно выковал свой характер: "Неукротимый, тихий и самодостаточный тип. Он гордится своим делом и положением. Ему удалось стать настоящей звездой, исполняя не обласканную зрительским вниманием роль защитника".
Однако в первые годы в "Монпелье", парню, обладавшему прекрасной антропометрией и готовностью умереть на шестиметровой линии, пришлось несладко. Дело в том, что линейного постоянно преследовал призрак экс-лидера "Монпелье" и сборной Франции — Паскаля Маэ по прозвищу Калу.
"Он был очень похож на меня, — вспоминает Маэ. — Помимо физических качеств и наглости на площадке, Дидье такой же сдержанный парень вне ее. Думаю, это связано с недооценкой работы защитника окружающими. Этот человек отвечает за большой объем в действиях команды".
"Долгое время у меня была репутация грязного, жесткого игрока, — говорил Динар. — Но это из-за того, что меня просили делать, когда я только присоединился к сборной. Костантини сказал: возьми в качестве примера Калу, делай все, как он. Меня преследовал Калу. Но однажды я сказал: "Меня зовут Динар. Дидье Динар".
…Впрочем, это недоразумение на старте карьеры в сборной никак не помешало Динару до недавного времени успешно работать в национальной команде с сыном Паскаля — Кантеном Маэ, разыгрывающим венгерского "Веспрема".
После "Монпелье" в карьере Динара был долгий легионерский отрезок. Целых девять лет линейный провел в испанском "Сьюдад-Реале", где трижды стал триумфатором Лиги чемпионов, пять раз выигрывал чемпионат Испании, трижды Кубок короля и шесть раз – Кубок лиги ASOBAL.
"Я научился гандболу поздно, лет в 28, — говорил Динар. — Именно в "Сьюдад-Реале" я изучил основы игры благодаря Таланту Дуйшебаеву и Раулю Гонсалесу. До этого я действовал как мясник — просто грубо отрезал соперникам ноги".
Завершить карьеру Дидье довелось на родине — сезон-2012/13 он провел в "Пари Сен-Жермен".
Динара совершенно заслуженно называют одним из самых выдающихся игроков защитного плана в истории гандбола. И уж точно — наиболее успешным французским атлетом во всех командных видах спорта.
Гандболист участвовал в четырех Олимпиадах, на двух из которых стал чемпионом. В его активе также три золота и две бронзы чемпионатов мира, два золота и бронза первенств Европы.
Успехи сборной Франции неразрывны с именем Динара. Но при этом по среднему показателю заброшенных мячей за время выступлений в национальной команде легендарный линейный находится на предпоследней строке реестра — 0,42 гола за матч. Из тех, кто вообще забрасывал, позади оставлен лишь непревзойденный вратарь Тьерри Омейе.
Динар сделал из гандбольной защиты настоящую философию — чего стоит видео, где эксперт объясняет тонкости игры в обороне, расставляя по позициям… печенье.
Этими знаниями и умениями он всегда стремился делиться. Завершив карьеру, Динар естественным образом присоединился к штабу Клода Онеста как специалист по игре в защите.
Изначально он не должен был становиться преемником главного тренера — на эту роль готовился ассистент Сильвен Нуэ. Однако помощнику поступило предложение возглавить сборную Туниса, и тот его принял, покинув французскую команду.
По твердому убеждению Онеста, тренер сборной команды не имеет права работать наставником клуба. Именно поэтому штаб команды покинули Патрис Канайе и Филипп Гардан. Из-за личных трений Онеста не выдвинул на тренерскую позицию и своего ученика Жерома Фернандеса.
Дидье, в свою очередь, чувствовал повышенную ответственность за происходившее, находясь еще на площадке: по собственным ощущениям, примерно с 2011 года он фактически выполнял роль играющего тренера, подсказывая партнерам.
"Когда он берет слово на тренировках и собраниях, мы обязательно его слушаем, — говорил тогда Никола Карабатич. — Он очень компетентен и многое нам дает. Но когда мы вне игры, Дидье все тот же наш друг и шутник".
Но все же с точки зрения общения с коллективом переход в наставники дался Динару легко — близость с большинством игроков, которые прошли бок о бок с ним много лет, сглаживала острые углы.
Воспринимая игру как защитник, он сталкивался с новыми вызовами.
"Помогать команде решать задачи в обороне мне понравилось, но теперь придется выяснять, что же не так в атаке", — прокомментировал Дидье переход к обязанностям ассистента.
Онеста не называл конкретной даты или повода, после которого он покинет сборную. Но из того, как он стремился плавно передать полномочия и что говорил относительно собственной усталости, следовало, что решение об уходе было принято загодя.
При этом для наставника было невероятно важно отдать команду в сильные руки. Если поначалу тренер доверял Динару всю черновую работу — нарезку видео, составление плана тренировок и другую рутину, а непосредственно матчи вел сам, то со временем Клод стал редко подниматься со скамейки и позволял Динару полностью управлять игрой.
При этом между учеником и учителем возникали жаркие споры. "Иногда ему трудно понять, что моя подсказка — это не претензия, — говорил Онеста. — Я пытаюсь дать ему варианты, расширить горизонты, но порой он слишком переживает".
Самостоятельно управляя сборной, Динар завоевал золото домашнего чемпионата мира в 2017 году, а также бронзу европейского первенства годом позже. В 2019-м французы стали третьими на чемпионате мира.
А затем что-то пошло не так. На нынешнем чемпионате Европы подопечные Динара сенсационно уступили команде Португалии — тогда еще никто не знал, что эта сборная произведет фурор на турнире. Затем "эксперты" попали на будущих обладателей третьего места норвежцев, которым также проиграли, а после этого взяли верх над сборной Боснии и Герцеговины в матче, который ничего уже не решал.
Пресса и болельщики устроили сборной расправу в публичном пространстве в интонациях товарищеского суда, причем главным злом был назван именно тренер.
После провального чемпионата Европы руководство национальной федерации заверило, что Динар обязательно останется у руля команды. Это не вызывало сомнений, поскольку практически всегда во французской сборной наставникам давали время на преодоление тяжелых этапов. Однако 27 января было объявлено об окончании сотрудничества со специалистом.
Из последовавших реакций сложилась картина глубоких проблем в коммуникации всех заинтересованных сторон. Похоже, тренер утратил доверие и авторитет у ключевых игроков, а также персонала, о чем свидетельствует обмен резкими репликами с новоиспеченным рулевым Гиоймом Жилем.
Важным штрихом в характеристику работы Динара во главе сборной стали слова его учителя. Онеста признал, что кризис в команде назревал все последние годы. Если учесть, что ко времени отставки Дидье управлял сборной чуть больше трех лет, слова о длительных проблемах обретают тон вполне конкретного упрека.
Если волевому и темпераментному Динару не удалось договориться с игроками и провал ЧЕ-2020 вскрыл все слабые места, то как справится со строптивыми "экспертами" внешне куда более спокойный и мягкий Жиль? Это теперь самое интересное.
Несколько недель назад был назван адрес продолжения карьеры Динара. Патрис Канайе предложил бывшему воспитаннику присоединиться к тренерскому штабу "Монпелье".
Перезагрузка карьеры в клубе, если таковая пройдет успешно, как минимум остановит поток обвинений со стороны тех, кто считал недопустимой работу в сборной без успеха на уровне национального чемпионата.
А затем, возможно, гандбольный мир наконец увидит Колосса Динара не на глиняных ногах и получит нового сильного тренера, наблюдать за карьерой которого будет снова очень любопытно.
Фото: hrsphoto.photodeck.com, liberation.fr, eurosport.fr, sport.fr.