После четырех сезонов в составах венгерского "Балатонфюреда" и финского "Кокса" левый полусредний возвращается в "Неву". Расспросили его об истории перехода и намеченных целях.
— Когда на вашем горизонте появился вариант перехода в "Неву"?
— Оставаться еще на сезон в финском "Коксе" не хотелось. Дорога в Лигу чемпионов клубу была закрыта, в Балтийской лиге он тоже не выступит. Оставался только национальный чемпионат, уровень которого невысок. Стал вместе с агентом прорабатывать возможности продолжения карьеры. Были пару предложений, но по разным причинам они мне не подошли.
А затем последовал запрос от румынского "Бухареста". Мы провели переговоры, пришли к общему знаменателю, и я начал заниматься оформлением необходимых документов. Но через пять месяцев у меня заканчивается срок действия загранпаспорта. В связи с этим я не смог бы получить в него годовую румынскую рабочую визу.
Уже хотел было подать заявку на оформление нового документа. Но когда агент еще раз переговорил с менеджером клуба, ему сообщили, что преодоление всех бюрократических препятствий все равно растянется на несколько месяцев, то есть в лучшем случае я прибуду в расположение клуба только к концу сентября. А тогда уже не только предсезонная подготовка пройдет, но и чемпионат Румынии стартует.
Тогда я и решил: раз "Бухарест" ждать меня не планирует, то нужно искать другие выходы из положения. Время уже поджимало, и я позвонил Дмитрию Николаевичу Торгованову. Он был очень рад моему звонку. В течение двух дней мы обсудили все вопросы — и вот я здесь.
— Чемпионат Финляндии, в котором вы выступали, можно сравнить с Суперлигой?
— В финской лиге восемь клубов. И ровно у половины из них уровень неплохой. Возьмем в качестве примера мой бывший клуб "Кокс". Насчет перспектив нынешнего состава ничего не скажу — уж больно много народу поменялось. Но команда прошлого сезона в чемпионате России точно вошла бы в топ-4.
— Насколько велик интерес финнов к гандболу? Все-таки не хоккей и не лыжи…
— Мне на отсутствие интереса жаловаться грех. В Риихимяки гандбол довольно популярен. Понятно, хоккей вне конкуренции, но и про ручной мяч не забывают. На матчи Лиги чемпионов трибуны вообще очень хорошо заполняются, на ключевые игры финского чемпионата — тоже.
— Стал ли проблемой языковой барьер?
— Нет, до перехода в "Кокс" я три года отыграл в Венгрии. Разговаривать там можно было либо по-венгерски, либо на английском. Со ним у меня особых проблем нет, уровня вполне хватало для общения. Поэтому финский я особо и не учил. Да и по-русски было с кем побеседовать — в клубе сразу несколько белорусских игроков.
— Зарплаты в финском гандболе сопоставимы с российскими?
— Затрудняюсь ответить. Точных цифр не знаю, но, думаю, в среднем в Финляндии они выше. Хотя в "Чеховских Медведях" или ЦСКА гандболисты могут получать и намного больше. Ну а для меня при возвращении в Питер финансовые условия главным фактором не были. Хочется просто играть.
— Остаться в "Коксе" предлагали?
— В контракте имелась такая опция — и до 30 марта надо было объявить о своем решении. Руководители клуба убеждали продолжить играть у них, но я сказал, что пойду другой дорогой.
— Насколько строгими были карантинные меры в Финляндии?
— Когда возникла вспышка коронавируса, был очень жесткий двухнедельный карантин. И все его соблюдали — улицы выглядели пустынно. Да и вообще во всей Европе с соблюдением ограничительных мер был порядок. Когда государство полностью и вовремя возмещает ущерб своим гражданам, побыть две недели в изоляции — не проблема.
Ну а затем рамки стали все больше расдвинаться. Когда я уезжал, уже открывались кафе, рестораны, торговые центры. Страна входила в рабочий ритм.
— "Физика" за это время не просела?
— Вряд ли. Мы ведь продолжали тренировки практически до конца мая. Сначала просто бегали, а потом с ослаблением карантина появились и другие возможности поддерживать форму. Длительных ограничений, подобных российским, в Финляндии не было.
— Вы вернулись в Питер спустя четыре года. Что изменилось в клубе за это время?
— Общий уровень мастерства. Он заметно вырос. Изменения или постоянство игровой модели оценить пока не могу — это лучше сделать на следующем сборе, когда начнутся полноценные занятия с мячами. Если же говорить о партнерах, то с некоторыми я играл в одной команде, против других выходил на площадку.
Что касается прошлого состава "Невы", в котором выступал я, то ко времени возвращения в нем остались двое неизменных — Павел Кунгуров и Эльдар Насыров.
— Где вы сейчас на сборе?
— В Ленинградской области, недалеко от Финляндии. Здесь есть база отдыха у озера Зеркального. Условия хорошие, есть все для тренировочного процесса. В плане комфорта, питания тоже никаких нареканий.
Тренировки у Дмитрия Николаевича, пожалуй, наиболее тяжелые из всех, с которыми встречался за карьеру. Но выдерживаю — а куда деваться, это моя работа.
— Чего нужно добиться, чтобы новый сезон вы посчитали успешным?
— Во-первых, помочь команде. Все-таки мне через десять дней уже тридцатник стукнет. Пора делать ставку на опыт, тем более что и главный тренер, учитывая, что я поиграл за границей в неплохих клубах, ждет от меня и подсказок молодым партнерам, и умения взять игру на себя.
Еще хочу привлечь внимание нового штаба сборной России. Я еще не слишком старый, охота и в национальной команде засветиться. В зарубежный период карьеры меня туда не звали. Возможно, здесь я буду больше на виду и, если получится доказать игрой, заслужу хотя бы вызов на общий сбор.
Фото: ehfcl.com; пресс-служба ГК "Нева".