Очередная глава из цикла заметок трехкратной чемпионки мира Надежды Муравьевой — попытка дорисовать важные штрихи-пояснения к феномену клуба из Тольятти.
Новые вызовы вынуждают подвести промежуточные итоги того, что пройдено и что непозволительно обидно забыть. Уже за горизонтом, в начале 2000-х, осталось рождение тольяттинской "Лады" — гандбольного клуба из числа таких, что создаются на века.
Почему сразу, с места в карьер, с такими громкими оценками и выводами? Право на них, пожалуй, дают мне годы причастности к клубному коллективу.
Мы жили в нем как одна дружная семья, где праздники и горести делились на всех. Они были общими не только для игроков и тренеров, но и для президента, директора, спонсоров, работников бухгалтерии и других клубных служб. И каждый случай такого единения делал нас крепче и роднее.
Мне кажется, в семьях электриков, готовивших к игре оборудование зала, дела "Лады" обсуждались так же часто и заинтересованно, как дома у гандболисток, выходивших на площадку.
…Раз уж цикл моих заметок отнесли к жанру мемуаров, поделюсь воспоминаниями на заданную тему, очень дорогими для меня. Они о том прекрасном июньском дне, когда на нашу свадьбу в Волгоград, преодолев на микроавтобусе 800 километров, пожаловали в гости все работники клубного офиса. Это было очень трогательно!
Не так давно прочитала интервью Алекса Фергюсона. В нем легендарный рулевой футбольного "Манчестер Юнайтед" рассуждал все больше не на темы концепции игры или новинок в ее индустрии. Его речь была о первостепенной важности единой системы взаимоотношений всех членов огромной клубной семьи.
Могут меняться принципы игры, тактика и состав команды, но прочно выстроенные взаимоотношения остаются компонентом определяющим и незыблемым.
Сэр Алекс провел во главе "МЮ" 27 лет. Он умел идеально адаптировался к особенностям имевшихся в его распоряжении игроков и выстроил несколько команд, абсолютно не похожих одна на другую стилями игры. Но с каждой из них добивался ярких побед.
Все, кто стоял у истоков "Лады" и связан с клубом поныне, стараются хранить родившийся тогда уникальный дух клубного патриотизма. Он выражается порой даже в дорогих каждому мелочах.
К примеру, никто из нас не станет надевать на игры наряды темных тонов. Я с тех давних пор навожу дома идеальный порядок перед каждым выходом на матч. А если еду туда на машине, она должна быть непременно вымытой. Даже в таких маленьких прихотях — сгустки той энергетики и веры, которые хочется передать девчатам, выходящим на площадку.
Эти связи во многом причудливы и в чем-то наивны. Но они выстраивались годами. И это ведь тоже проявления единомыслия и общей идеи, без которых не бывает великого коллектива.
Как ремарка к моим рассуждениям — история, о которой в бытность игроком даже не знала. Услышала о ней лишь недавно на встрече с коллегами по работе в УСК "Олимп". Оказывается, по итогам первого чемпионского сезона "Лады", в 2002 году, премиальные вознаграждения получили не только игроки и персонал клуба, но и каждый работник спорткомплекса: контролеры манежа, администраторы, монтировщики трибун… Все, кто был причастен к большущему событию, принес домой его отголосок, ощутил себя важным фрагментом в мозаике общего успеха.
Я мечтаю, чтобы величие "Лады" продолжалось и оставалось таким же огромным мозаичным панно, где грандиозная картина составлена из стараний и радостей многих.