Трехкратная чемпионка мира Надежда Муравьева продолжает повествовать о знаменательных памятных днях, ярких эпизодах и неповторимых эмоциях своей гандбольной карьеры.
На чемпионате мира 2003 года в Хорватии мы проиграли француженкам матч, закрывший для нас "полуфинальный" вопрос.
Время — вечер. Настроение — ночь. Утром — с чемоданами на выход: переезжаем в гостиницу для неудачниц. Разнос от Трефилова гулом разносится по всем этажам высотного отеля. Он останется в памяти надолго.
Впрочем, с грозовыми раскатами Евгения Васильевича в громкости и пронзительности вполне сравнимы хоровые возгласы радости на корейском. Всегда скромные в поведении азиатки не в силах сдержать восторг по поводу своего полуфинального прорыва. Для них — это проход на Олимпиаду в Афины.
Для нас — удар под дых. Мы не спали всю ночь и упражнялись в роковой арифметике. До заветной мечты не хватило мяча (!) общей разницы — одного заброшенного, одного не пропущенного. Хотелось кричать, все вернуть, переиграть, переделать, пересмотреть, перетренировать…
В те пару дней решающего загребского уик-энда, проходившего уже без нас, все вокруг было одного цвета. Хорошо помню то впечатление плоской картинки: еда без вкуса и запаха, предметы без объема, серые одежды окружающих…
Расстояния от поражений до побед — это сотни тренировок. Те чувства неудовлетворенности и настроение беды нужно в себе хранить — чтобы не допустить их возвращения.
Впрочем, выходить из депрессии тоже нужно быстрее — оставаться в номере наедине с ней невыносимо. Наматываю любимый шарф в полоску и сбегаю из "камеры пыток" на улицу.
Там — гудящий поток машин, устремленный в сторону игрового дворца. Там — скоро финал. Венгрия — Франция. И потому венгерские флаги с вызывающим трепетом выглядывают из каждого авто. Ощущение, что это не Загреб — Будапешт.
У нас командный уговор — на эти чужие игры-праздники не ходить! Но проснувшийся азарт и желание побывать на матче переполняют. Да и чего можно добиться таким запальчивым бойкотом?
В дворце я одинока. Но удачно встречаю давно симпатизирующих нашей команде журналистов из Германии. Они проводят меня в ложу прессы и находят там местечко в тесных рядах своих собратьев, пишущих и говорящих о финале. Это в пяти-шести рядах позади скамеек. Это так волнительно и необычно!
И это шанс максимально вжиться в образ людей другой гандбольной профессии, примериться к совсем иной роли — по другую сторону площадки.
И я понимаю, что мне захватывающе интересно. Глотаю эту особую атмосферу. Удивляюсь тому, как в репликах и замечаниях соседей всплывают нюансы, о которых мы, играя, никогда не задумываемся.
И для меня все это вдруг оборачивается нежданной возможностью снова оказаться в игре, вновь насладиться ею и этими чистейшими эмоциями большого спорта. И как подарок — волевая победа в исполнении симпатичных француженок.
Именно тогда, по дороге из зала в отель, я поймала себя на полном убеждении, что когда-нибудь буду так же сидеть в невысоком ряду у монитора, переживая такой же матчевый "валидол", подмечая нюансы, делясь ими и рассказывая болельщикам о спортсменах и тренерах, находящихся в пылу борьбы.
… Я очень признательна Сергею Николаевичу Приголовкину. Однажды он стал мягко подталкивать меня к тольяттинским гандбольным эфирам, потом стал звонить с ненавязчивым разбором моих первых эфирных опытов.
"Надя, подбирай больше синонимов к одному слову… Не играй! Ты ведь уже смотришь и рассказываешь о том, что происходит… Пиши каждую неделю, пусть даже в стол, для себя, но тренируй навык работы со словом — пригодится… Сегодня молодец, уже было лучше…"
Эти наставления становились в разы ценнее с учетом того, в каком жесточайшем графике занятости гуру-комментатор находил для них время.
Работать в Тольятти на матче евроотбора Россия — Румыния для "Матч TB" в компании дуэта Приголовкин — Шмельков я готовилась в страшном волнении.
Макияж — для уверенности, новый гардероб — тоже. Суперэрудит Маша Болотько в роли пристрастной оценщицы подготовленных мною к матчу записей…
Увидев их перед игрой, Сергей Николаевич с улыбкой сказал:
"Все важное и необходимое записано у меня. А ты просто говори обо всем, что подметит твой профессиональный взгляд". Фу-у-ух — выдыхаем — старт…
Идти в бой с такими наставниками молодому бойцу не в страх — в удовольствие. Тот матч в моем послужном комментаторском списке стоит особняком.
Не забуду, как Приголовкин прихватывал за локоть, давая сигнал вступать в диалог. Как Артем поддерживал по возможности лайтовое настроение, видя мои переживания за результат. По волнам эфира они пронесли меня на руках — и это незабываемые впечатления…
Мои комментаторские успехи пока скромны. Но как же приятно узнавать, что они замечены, от Миши Поленова, Ромы Нагучева, Сергея Новикова! Их комплименты — аванс, который надо оправдывать, но именно они неимоверно заряжают на продолжение этой работы.
С первого крупного турнира, проведенного мною у микрофона, если таковой случится, непременно привезу талисман для Игоря Гречушникова. Это он, глава пресс-службы "Лады", рекомендовал меня как клубного комментатора для интернет-трансляций.
И еще. Теперь я тверже знаю: любая мрачная ночь может обернуться ясным и бодрым утром. Сейчас в это важно поверить всем.
С Надеждой. Чемпионские мемуары. Санкт-Петербург-2005: вершина без одуванчиков