Третий эпизод комментаторских баек от Артема Шмелькова переносит нас в Казань. В июле 2018 года столица Татарстана принимала восьмой чемпионат мира по пляжному гандболу.
Этот турнир — вполне весомый повод для комментаторских воспоминаний. Те несколько казанских дней действительно запали в душу.
Замечу, что на пляж в пойме реки Казанки отправлялся с подсознательным настроем на заслуженный отдых — за пару недель до этого в России отгремел футбольный мундиаль, на котором довелось оставить немало комментаторских эмоций и энергии.
На день приезда в Казань мой профессиональный багаж в области "пляжки" равнялся круглому нулю: ни одного комментария этой своеобычной игры, ни одного матча на песке, увиденного вживую.
Правила, конечно, вызубрил, с регламентом разобрался. Но сами понимаете, как маловато этого для моментального "вката" на уровень чемпионата мира.
Но случилось удивительное: с первых минут вблизи игровых площадок, с первых эфирных мгновений на канале "Матч! Наш спорт" атмосфера турнира неодолимо засосала в свой круговорот.
В чередовании событий мужской и женской частей программы сразу впечатлило идеальное сложение большинства королей и королев казанского пляжа. В классическом гандболе этот выигрышный фактор во многом маскирует экипировка спортсменов, которой в "пляжке" на них гораздо меньше.
Даже песок для игровых площадок в Казань завезли особый: он был очень мелким и блестел, словно алмазная крошка. А главное его достоинство — он меньше привычного прилипал к рукам, ногам и телам игроков.
Добавьте в зрелищный замес предельную динамику и обилие красивейших голов — будь то комбинации "парашют" или броски с пируэтом на 360 градусов.
В игровом плане, кстати, такой гандбол показался куда "смотрибельнее" пляжного футбольного собрата: при обилии чудесных голов скорости футболистов на песке совсем не те.
Как вы уже поняли, впечатлительный комментатор влюбился в новую для него игру с первого взгляда. Отлично работалось с казанской трансляционной бригадой "Матч ТВ" под предводительством режиссера Ильдуса Каримова.
С каждым следующим часом трансляций ребята открывали для себя игру все полнее, и телевизионная картинка, выражаясь профессиональным жаргоном, все больше "звенела". Высокое качество показа отмечали и иностранные коллеги, и представители ИГФ.
На чемпионате четко работали все организационные службы. Не хватало разве что одной, но крайне важной составляющей — интереса зрителей.
Разумеется, в Казань подтянулись энтузиасты "пляжки" из других российских регионов. Но по-настоящему трибуны кипели только в вечер открытия. А во все другие дни большинство аудитории составляли… сами участники чемпионата, судьи и другие официальные лица.
А ведь Казань — город чрезвычайно спортивный. Там множество самых современных стадионов и арен. Уверен, проведи организаторы турнира его мало-мальски звучную промо-кампанию, казанской публики на трибунах было бы предостаточно для полного успеха чемпионата.
…Моей огромной творческой удачей в те дни стала совместная работа с легендой нашего гандбола, трехкратной чемпионкой мира и трижды мамой Надеждой Муравьевой.
Надя давно и уверенно комментирует "классику" у себя в Тольятти. В эфире "Матч ТВ" мы впервые побывали вместе в марте того же 2018-го. Тогда на берегах Волги сборная России еще с Евгением Трефиловым во главе играла отборочный матч чемпионата Европы против румынок Амброса Мартина.
И вот несколько месяцев спустя снова довелось сесть рядом у пульта. Надежда, человек потрясающей энергетики, увлекла с собой в Казань пару подруг. Они запросто прыгнули в машину и примчали смотреть "пляжку" за 350 километров от дома.
Мы с Муравьевой как-то легко и непринужденно поймали волну одного настроения. Надя призналась, что была так же впечатлена миром пляжного гандбола, когда впервые погрузилась в его "нутро".
В "пляжке" все очень по-свойски. Ее действующие лица открыты для общения в любую минуту. А для титулованной и неимоверно харизматичной Муравьевой никаких преград не существовало в принципе. В паузах между играми она непринужденно общалась и с игроками, и с чиновниками, и с персоналом арены.
Надя до сих пор находит поводы благодарить за тот нежданный комментаторский опыт. А я остаюсь очень благодарен ей за простой и в то же время яркий русский язык, за украшение эфира такими непосредственными эмоциями. И готов повторить: Муравьева — давно состоявшийся гандбольный комментатор.
В последний день чемпионата, когда сделано это фото, в Казани похолодало — причем резко.
А до этого стояла почти тропическая жара. Игры на трех кортах проходили с раннего утра до позднего вечера. Не везло тем, кто попадал в дневной слот: температура на песке доходила до 50 градусов.
В один из дней добегался на казанской жаре и ваш рассказчик. Дело было в разгар основного раунда, когда определялись участники четвертьфинала. Как всегда, мужские матчи сменяли женские, а я копил силы для предстоявших ближе к вечеру поединков сборных России.
Но вдруг по ходу встречи команд Бразилии и Омана заметил за собой странности: круги перед глазами, заторможенные мысли и речь. Кое-как закончил эфир и решил спуститься к умывальнику, чтобы привести себя в норму.
Не вышло! Как только оторвался от стула, повело в сторону. Находившиеся поодаль помогли не упасть. А Виктор Поладенко, нынешний вице-президент ФГР, под руку отвел к машине "скорой помощи", которая дежурила прямо у трибуны.
До ближайшей трансляции оставалось 40 минут. Объяснил это врачам, которые измерили давление, дали пару таблеток и обложили льдом. "Тепловой удар, молодой человек. Работать вам сегодня противопоказано", — объяснили медики.
На это у меня были свои контраргументы, но они натыкались на элементарную неспособность стать на ноги. Спасибо коллеге Юре Димчуку: ближайший в расписании матч — россиян против вьетнамцев — он отработал за товарища.
Тем временем подействовали лед и таблетки. Матчи, которые вывели в четвертьфиналы и мужскую, и женскую сборные России, комментировать я уже смог. Однако всполошившиеся казанские коллеги сразу после трансляций взяли меня под пристальную опеку и не ослабили ее до тех пор, пока не довезли до гостиницы и не уложили в постель.
Главные воспоминания — всегда люди. Пусть не обижаются парни из мужской сборной России под руководством Владимира Калашникова и Владимира Полетаева, но женская команда запомнилась мне больше. Особенно реакцией на немедленную отставку Виталия Волынченко с поста главного тренера после неудачи в четвертьфинале.
Девчата, не сговариваясь, заговорили, что сохранить Виталия Владимировича для "пляжки" жизненно необходимо.
В той команде пробовали себя на песке девушки, знакомые с летним гандболом весьма поверхностно, но зато известные в "классике" — Кристина Кожокарь и Анастасия Макина (теперь уже Зотина).
А для меня настоящим открытием стала игра ставропольчанки Елены Устич. Оказалось, она несколько лет капитанила в "пляжной" сборной. А сыграть на этом чемпионате мира ее долго уговаривали подруги из команды и Виталий Волынченко.
По всему было видно, какой Лена умный командный игрок. И какая же жестокая спортивная несправедливость была в том, что именно ее промах с пенальти разрешил четвертьфинальный спор в пользу гречанок. И после той неудачи Устич все-таки окончательно ушла из гандбола.
Те пять пляжных казанских дней провел на одном дыхании. В заключительный вечер, естественно, игрались финалы.
Но остаться на мужской никак не получалось — его комментировали коллеги из Москвы. Все дело в том, что мне пришлось срочно передислоцироваться на футбол — в стартовом туре чемпионата страны казанский "Рубин" принимал "Краснодар".
Тот матч на "Казань-Арене" выдался откровенно бедным на события, не в пример пляжно-гандбольному "экшну" по соседству. Поэтому за полтора футбольных часа в эфир у меня раз пять прорывались отсылы-сравнения к игре на песке.
Телезритель наверняка тихо недоумевал по поводу таких комментаторских параллелей. А вот трансляционная "банда" была в восторге. Потому что и в ней работали универсалы из бригады Каримова — люди, успевшие проникнуться одной со мной любовью.