Почетный президент краснодарской "Кубани" завершает нашу линейку интервью, в которых итоги досрочно завершенного сезона подвели руководители клубов женской Суперлиги.
— У "Кубани" на финише остановленного чемпионата — шестое место. Ваша оценка результата?
— Поставлю "неудовлетворительно". А потом поставлю запятую.
— А что после запятой?
— А после запятой наговорю сейчас много.
Положение "Кубани" можно описать так: между небом и землей. По части финансовой поддержки от администрации Краснодарского края у нас полный ноль уже три года. В связи с этим — огромная дыра в бюджете, не позволяющая содержать юных спортсменок в возрасте от 17 до 21 года. Центр олимпийской подготовки у нас закрыли четыре года назад. А значит, другие регионы имеют возможность забирать подготовленных спортсменок, которых выпускает наша ДЮСШ.
Часть этих гандболисток могла бы пополнить "Кубань". Но они разъезжаются по городам и весям: Москва, Ростов, Астрахань, Тольятти — уже в 16 лет! Проявляют интерес и начинают обхаживать даже некоторых 15-летних спортсменок. Вот так и получается, что мы, имея такие традиции, вынуждены искать гандболисток на стороне.
Но как мне их приглашать, когда мы сами не особо понимаем принадлежность команды? Нас полностью (подчеркну — полностью) на свои личные деньги содержит президент Федерации гандбола России Сергей Николаевич Шишкарев. И за это ему низкий поклон.
Я на эту тему подшучиваю. Говорю: если он от нас откажется, нам даже заявлений на увольнение будет не написать: не останется ни бумаги, ни карандаша, ни стола. Смешно? Но это чистая правда.
Что такое сейчас "Кубань"? Памятник без пьедестала. На чем держаться? Основа — это дети, их подготовка.
Вот бизнесмен Сергей Галицкий создал с нуля футбольный "Краснодар". Сначала опирался на варягов, а сейчас в составе все больше воспитанников собственной академии. И некоторых уже потихоньку продает. Понимаете? Продает, ведет бизнес.
А что могу другим предложить я, чтобы заработать какие-то деньги? Только игроков основного состава "Кубани". Молодых же игроков не могу ни продать, ни удержать в Краснодаре.
Сейчас пытаюсь вновь открыть в городе женское гандбольное отделение в ЦОПе. Губернатор Вениамин Иванович Кондратьев дал соответствующее поручение, назначил ответственным своего зама Василия Александровича Швеца. Но пока мы не сдвинулись с места, хотя общий язык нашли, и сделать что-то они пытаются.
Препятствий в крае никто мне не чинит. Но хочется все решить быстрее, пока есть силы. Жизнь ведь уходит.
А здесь еще этот чертов коронавирус все карты спутал! Сейчас все регионы решают другие проблемы, отнюдь не спортивные. Снова надо набираться терпения.
ЦОП у нас не работает уже четыре года, а это огромный пробел — целое поколение. Как бы я ни уговаривал детей и их родителей оставаться, они уезжают. Человек остается человеком — ему хочется нормально жить. Светлого будущего уже не пообещаешь. А в очередной раз заводить речь про патриотизм… Хватит уже эксплуатировать этот лозунг. Надо просто порядок навести.
Сейчас идет формирование новой команды. Происходит все крайне трудно. Я не могу точно сказать людям, что будет с "Кубанью" завтра.
Но это одна сторона. Есть и другая. Когда уходят два ведущих игрока, а скоро с большой вероятностью команду покинет и третья, о каком результате может идти речь? Да пусть придет хоть какой великий тренер (себя к таковым не причисляю), поставить команду на ход в такой ситуации и он не сможет.
— Поговорим про уход лидеров. Удалось ли получить финансовую компенсацию за Ярославу Фролову и Антонину Скоробогатченко?
— О какой компенсации можно говорить в отношении Скоробогатченко? Она ушла в команду, опекаемую Сергеем Шишкаревым, который и так компенсирует нам все.
Фроловой "Ростов-Дон" начал интересоваться во время чемпионата мира в Японии. Бюджет ростовского клуба превосходит бюджет "Кубани" в семь раз. Аргументы были весомые. Если бы переход состоялся не зимой, а по окончании сезона, Ярослава ушла бы бесплатно. А так да, Фролова переехала в Ростов-на-Дону за финансовую компенсацию.
Но в этом случае я допустил ошибку. Нужно было устраивать обмен, добиваться, чтобы к нам перешла Валерия Маслова. Из этой девочки можно растить очень сильную гандболистку. Вот только, боюсь, обмен все равно не состоялся бы. На Маслову там как на икону смотрели, а теперь она в Черногории играть будет…
— Вы сказали о возможной потере еще одного лидера. Имеете в виду Викторию Калинину?
— Да. Но хочу призвать болельщиков относиться к ее возможному уходу спокойно, уважительно. Вика отдала "Кубани" очень многое и вправе принимать любое решение.
Покидает команду и правая полусредняя Юлия Гаряева. Конечно, мне хотелось бы еще с ней поработать, поковыряться. Но у нее истекает срок контракта — что я здесь могу сделать? Удачи Юле в Астрахани.
— Кто из нынешнего состава точно продолжит выступления за Краснодар? Кто добавится?
— Ну, кто-то же останется. А как я могу о чем-то говорить в плане приобретений, если не могу ничего гарантировать даже тем игрокам, которые сейчас в команде? Конечно, на самотек ситуацию не пущу. Есть девочки, на которых делаю ставку.
Хотя как что-то планировать, обещать? Спасибо министерству просвещения, которое разрешило нам тренироваться в зале ДЮСШ, возглавляемой Натальей Анисимовой. Это огромная поддержка, поскольку мы не платим денег за аренду. А дальше что? Дальше тишина.
Меня многие будут упрекать: вот зачем он опять всего этого наговорил? А чего же молчать? Я же правду говорю.
А про меня столько грязи пишут — вообще ужас. Недавно показали заметку, где один умник написал, что у "Кубани" нет денег, потому что Трефилов пустил их на личные нужды. Даже не знаю, как реагировать. Плакать? Смеяться?
Чтобы уменьшить расходы, мы уже сократили часть сотрудников клуба. Остались директор, бухгалтер, два инструктора и пресс-секретарь. Два тренера, врач, массажист работают на полставки. И пока, спасибо им огромное, продолжают с нами сотрудничать.
Уговорил (да, именно уговорил) девчонок на 30-процентное сокращение заработной платы. Речь только об основном составе, потому что у дублеров и сокращать нечего. Они и так копейки получают, а они ведь должны и на тренировки добираться, и питаться не святым духом.
— В такой ситуации можно ждать и других потерь в составе.
— О том и речь! Если сейчас часть игроков захотят уйти, мне даже закрыться будет некем. Потому что с ликвидацией женского отделения ЦОПа нарушилась преемственность, за счет которой выжил, к примеру, мужской СКИФ.
Надеюсь, с уходом коронавируса наши совместные потуги по возобновлению работы ЦОПа дадут плоды. И тогда смогу гарантировать, что женский гандбол на Кубани будет жить и развиваться. Мне очень хочется комплектовать команду доморощенными игроками.
Вот только игроков не аисты в капусту сбрасывают, а воспитывают тренеры. У нас же вопросу их подготовки уделяется не такое уж большое внимание.
Мне, кстати, часто ставят в вину, что не подготовил себе преемника в сборной или клубе. Да работал я с молодыми специалистами! Вот только они не горели особым желанием такое сотрудничество продолжать. Не привыкли получать по башке. А я в свое время и от Владимира Салмановича Максимова, и от Александра Ивановича Тарасикова, и от Левона Оганесовича Акопяна получал так, что до сих пор загривок трещит. Зато мозги стали на место. Сплошного сахара нигде не бывает.
— В качестве примера отличного частного бизнес-проекта в спорте вы упомянули Сергея Галицкого. Может, вам к нему обратиться? Ведь есть же гандбольные подразделения в составе больших спортивных клубов — "Барселоны" и "ПСЖ"…
— Подозреваю, гандбол Галицкому не интересен. Насколько понимаю, он уже взял под опеку женский футбол.
Честно сказать, мечтаю, чтобы в России была такая структура, как "Барселона". Поживем — увидим. Может, что и сложится.
Хотя "Краснодар" — чуть ли не единичный пример большого частного клуба. А остальные в любом командном спорте без государевой поддержки на выживут. А бюджеты регионов не бездонны.
— В завершившемся сезоне игры команды вы не вели. Так будет и впредь? Сосредоточитесь на деятельности вице-президента ФГР?
— Игры не вел, а тренировочный процесс контролировал. Но мне нужно сесть на скамейку! Этого мне не хватает. Только пока не разрешают врачи. В "Кубани" продолжу работать главным тренером — втихую, а хотелось бы открыто.
А в качестве вице-президента очень хочу поднять на самый высокий уровень наши младшие сборные. На их сборах буду видеть лучших молодых игроков. Может, и для "Кубани" в этом будет какой-то плюс.
Что скрывать, будучи главным тренером сборной России, я точно так же видел всех лучших и успевал комплектовать клубы, в которых работал.
Может, и не стоит делать это признание, но так было. Можно вспомнить, как в Тольятти приходили Ирина Полторацкая, Нигина Саидова, Оксана Роменская и другие. Держал руку на пульсе, действовал.
Еще на посту в ФГР мне бы хотелось добиться, чтобы все игроки, получающие вызовы в национальную команду, обязательно приезжали на сборы. Без исключений. Если не могут играть из-за травмы, это должны решать врачи сборной, а не клубов.
— Вас устроил вариант с досрочным завершением сезона?
— Этот шаг напрашивался раньше, но мы не могли о нем объявить до календарных решений ЕГФ. Хочу поздравить чемпионов и призеров Суперлиги, пожурить уступивших.
Важно, что новый сезон мы начнем в привычные сроки, а перед стартом Суперлиги проведем кубковый "финал четырех", а потом еще и Суперкубок между "Ростовом" и "Ладой". Через эти матчи подготовим ростовскую команду к Лиге чемпионов, в которой она все-таки рассчитывает сыграть.
— Ближайшие планы "Кубани"?
— Отправляем игроков в отпуск. Причем предлагал сделать это еще до решения ЕГФ, чтобы потом получить лишний месяц на подготовку. У нас же обычно отпуск у игроков в июне, а так можно было начать его в середине апреля, а с началом лета уже спокойно тренироваться.
В ФГР меня не поддержали. Ну и ладно. А для моей молодой команды лишний месяц подготовки значит многое. Главное, что работать хочу и буду. Куда я денусь?
Фото: пресс-служба ГК "Кубань".