Виктория Польшикова из Анголы: "Пыль налипает на мастику — приятного мало"

22:02, 25 апреля 2020

Опытная вратарь из России оказалась в Африке, едва успела дебютировать за "Петру де Луанда", как села на карантин и уже хочет домой. Уникальная история из первых уст.

Виктория Польшикова: "Было обидно. Но когда сказали, что остаюсь в команде, "отпустило"

— Внимание к твоей персоне было приковано в разгар плей-офф прошлого сезона. Ты была заявлена за "Кубань", сыграла в четвертьфиналах против "Динамо-Синары", а к последующим матчам тебя не допустили. Что было потом?

— Краснодар — мой родной город, а "Кубань" — мой второй дом. Пришла в команду потренироваться после возвращения из Израиля, хотела просто поддержать форму. Но, к моему удивлению, руководители клуба попросили помочь в плей-офф. Для меня пусть даже минимальное участие в судьбе команды было честью. В конце сезона за вклад в результат вместе со всеми получила бронзовую медаль. Она у меня первая в карьере!

Виктория Польшикова из Анголы: "Пыль налипает на мастику — приятного мало", изображение №1

Знала, что после сезона "Кубань" на меня не рассчитывала. Новый клуб стала искать еще зимой, находясь в Израиле. "Маккаби" из Ришон-ле-Циона решил распрощаться со мной из-за травмы плеча.

Я занимала позицию одного из легионеров, число которых лимитировано регламентом. И мне быстро нашли замену. На то время со мной работала агент-румынка, но от нее долго не было новостей.

Пришло лето, и я уже перестала ждать. Подумала, что пора заканчивать играть, двигаться дальше. Давно хотела стать школьным учителем физкультуры, имею соответствующий университетский диплом.

При этом поддерживала переписку в соцсетях с бразильянками Жаклин Анастасио и Габриэлой Пессоа, с которыми играла за "Маккаби". Они и посоветовали связаться с их агентом Далибором Брайдичем. Мы поговорили, и тот в середине августа озвучил единственное предложение: ехать в ангольский клуб "Петру де Луанда".

— Твоя первая реакция?

— Честно говоря, смех. Подумала, что это розыгрыш. Но оказалось, что все вполне серьезно. Понравилась реакция моих давних краснодарских подруг: ну что, Вика, в те края тебя еще не заносило!

Агент прислал готовый контракт на год — с сентября по сентябрь. Внимательно его изучила и подписала. Должна была помочь "Петру де Луанда" в решающей стадии национального чемпионата, сыграть в африканской Лиге чемпионов. Но отправилась в Анголу только в феврале…

— Как так?

— Все уперлось в бюрократическую путину. Собирала документы, переводила их на португальский — но это еще ерунда. Когда все необходимое оказалось в Анголе, уже от клуба потребовалась уйма согласований и одобрений. Очень помогал Далибор — постоянно был на связи, объяснял, что еще необходимо, просил набраться терпения.

Виктория Польшикова из Анголы: "Пыль налипает на мастику — приятного мало", изображение №2

— И каково же это — почти полгода промаяться в ожидании?

— Спасибо давней подруге Наташе Скорченко. Она работает в обычной школе, ведет гандбольную секцию у мальчишек, позвала к себе. Стала на регулярной основе ей помогать. Получала от занятий с детьми большое удовольствие. Параллельно бегала, старалась держать себя в форме.

— Времени представить, что ждет тебя в Анголе, было предостаточно. Как соотнеслись эти представления и реальность?

— Конечно, знала, что Ангола — страна вполне гандбольная, постоянно представленная на Олимпиадах и чемпионатах мира. Понимала, что уровень игры там приличный, ожидала увидеть сплошь атлетичных гандболисток.

Играя в шведском "Бодене", подружилась там с португалкой. Та рассказывала, что ангольцы — люди очень веселые и жизнерадостные. И это оказалось правдой. Как, впрочем, и то, что никто из них не знает английского. И весь мой лексический багаж, накопленный за сезоны в Швеции и в Израиле, никак не пригодился. Пришлось браться за португальский.

С командой, считаю, повезло. Все девочки добрые, всегда готовы помочь. Только понять друг дружку нам по-прежнему сложно. На помощь приходят гугл-переводчик или тренер. Наш наставник Вивалду Эдуарду, бывший рулевой сборной Анголы, английским минимально владеет. По крайней мере может меня понять.

В команде немало игроков национальной сборной. Самая известная и колоритная — моя напарница Тереза Алмейда Ба, которую телезрители могли запомнить еще по Олимпиаде в Рио благодаря ее нетривиальным габаритам.

Виктория Польшикова из Анголы: "Пыль налипает на мастику — приятного мало", изображение №3

Помимо меня, в "Петру де Луанда" всего одна легионерка. Это Шанель из Конго. Вот кому приходится еще сложнее, потому что она говорит только на французском и родном конголезском наречии.

— Наверняка тебя окружает сплошная экзотика. Какова она в проекции на гандбол?

— Главная особенность — регулярные тренировки на открытых площадках. Это из-за жары. При этом уборку делают редко, поэтому наши "поляны" постоянно в пыли.

Вот и представьте: жарко, мяч быстро становится грязным — пыль налипает на мастику. Конечно, ко всему привыкаешь, но, согласитесь, приятного мало.

Кстати, игровой зал клуба, по сути, тоже открытый. Есть крыша-навес, а все трибуны продуваются. Поэтому и на игровом поле постоянно слой уличной пыли.

— Что удивило в повседневной жизни?

— Очень сильное социальное расслоение. Ангола богата нефтью, алмазами, другими природными ресурсами. Столица страны Луанда, где я живу, местами выглядит как очень богатый город. Но на улицах полно бездомных, которые спят на тротуарах и умываются в лужах.

Бросается в глаза грязь и неухоженность большинства улиц. Все это впечатлило еще при первой поездке из аэропорта. Бараки, трущобы — жуть. Но в центре города хватает и симпатичных мест, где немного людей и можно комфортно погулять. Мне, например, понравился военный музей в древней крепости.

— Если ты оказалась в Анголе только в феврале, то получается, сыграла совсем немного. Ведь сезон у вас начался в марте.

— Все верно. Как это ни смешно, сыграла за "Петру де Луанду" всего два матча. Первый был событием прямо-таки грандиозным — мы спорили за Супекубок Анголы с извечным соперником "Петру", клубом "Примейру де Агушту".

Атмосфера была под стать большому футбольному дерби: толпы болельщиков, все раскрашены в клубные цвета, флаги, трубы. Мы, увы, проиграли. К сожалению, я играла совсем немного и команде не помогла.

Виктория Польшикова из Анголы: "Пыль налипает на мастику — приятного мало", изображение №4

А второй мой матч — это как раз старт чемпионата. Он был на выезде, и я прочувствовала весь местный колорит. Во-первых, мы больше запланированного ждали, пока освободят площадку игравшие перед нами. Во-вторых, потом наскоро переоделись в каком-то закутке и, толком не размявшись, выскочили на площадку.

Потом из разговоров с девочками поняла, что в Анголе это в порядке вещей. Вообще чемпионат страны проводится для восьми команд, и шесть из них базируются в Луанде.

— После тех игр вас тоже накрыла волна карантина?

— Да, сидим по домам с 22 марта. Тренируюсь по мере сил дома, бегаю на кафельной плитке по двадцать минут. Можно совершать пробежки и на улице, как делают мои подруги из команды. Но я боюсь выходить лишний раз, потому что точно не смогу объяснить полицейским, что делаю на улице, если меня вдруг остановят. Не хочу доставлять лишних хлопот менеджерам клуба.

Состояние подвешенное: сезон только начался, поэтому вряд ли решат не проводить его вовсе. Но даже не представляю, когда все возобновится.

— С командой как-то общаешься?

— Тренер устраивает командные онлайн-конференции в программе TeamLink. Это своего рода теоретические занятия. Просматриваем игровые эпизоды, а потом отвечаем на его вопросы.

Виктория Польшикова из Анголы: "Пыль налипает на мастику — приятного мало", изображение №5

— Судя по всему, общения на русском ты в Луанде совсем лишена.

— Один раз услышала русскую речь от пожилой пары в супермаркете. Была еще трогательная история. Мы приехали на тренировку и проходили мимо площадки, где бегали мальчишки-футболисты. И вдруг их тренер, мужчина лет шестидесяти, обратился ко мне по-русски: "Здравствуйте! Как ваши дела?"

Оказалось, он когда-то давно учился в Советском Союзе. С тех пор всегда с ним здороваемся, встречаясь у тренировочной площадки.

— Странно, что никакой помощи не предложило посольство.

— Со мной оттуда никто не связывался, а сама я помощи не искала. Честно говоря, до сих пор не стала на учет, хотя должна была. Однажды клубный менеджер привез меня к посольству, но оказалось, что там все уже перешли на удаленную работу из карантина.

— На бытовые условия не жалуешься?

— Устроилась хорошо. Живу в безопасном районе в трехэтажном частном доме. На первом этаже размещается семья хозяйки, одна из ее дочерей говорит по-английски и иногда помогает мне по мелочам.

На втором этаже моя квартира. Третий занимает еще одна семья. С моего этажа есть прямая лестница во внутренний дворик.

Мне полюбились прогулки до океана и обратно. Дорога занимает примерно час двадцать минут. Приятно было прийти и полюбоваться Атлантикой: в Луанде она красива и спокойна. Набережной как таковой нет — асфальтированная дорога переходит в пляжную полосу. Говорят, близится зима, к середине мая должно похолодать, станет меньше двадцати градусов. Но пока даже ни разу не надевала толстовку.

— Планы на ближайшее будущее?

— Уже решила, что не стану оставаться в Анголе дольше, чем предусматривает контракт. А он до сентября. Получается, в любом случае, когда бы ни возобновился чемпионат, полный сезон здесь не проведу. Похоже, пришло время все-таки заканчивать карьеру. Морально к этому я уже готова.

Фото: пресс-служба ГК "Кубань", facebook.com/atleticopetroleosluanda.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»