Было бы непростительно, если бы в эти скудные на события и богатые на досуг дни мы не уговорили давнего друга БЦ Надежду Муравьеву сесть за клавиатуру и вспомнить о былом.
Впрочем, к реализации даже столь традиционной идеи трехкратная чемпионка мира подошла нетрафаретно: для старта она выбрала турнир, который сборная России выиграла… без нее — чемпионат мира 2005 года в Санкт-Петербурге. И переложила роли мемуаристов на его звездных победительниц
Справка БЦ. В тот домашний триумф сборная России уложила безукоризненный сериал из десяти побед: над командами Уругвая (43:16), Китая (36:20), Нидерландов (34:22), Хорватии (29:28), Японии (34:24) — в предварительной группе, Южной Кореи (32:27), Норвегии (26:22), Венгрии (35:33) — в основном раунде, Дании (31:24) — в полуфинале и Румынии (28:23) — в финальном матче.
Состав сборной России: вратари — Татьяна Ализар, Мария Сидорова; полевые игроки — Ирина Близнова, Людмила Бодниева, Полина Вяхирева, Анна Кареева, Анна Курепта, Екатерина Маренникова, Елена Поленова, Ирина Полторацкая, Людмила Постнова, Оксана Роменская, Елена Сергеева, Эмилия Турей, Яна Ускова, Наталья Шипилова.
Надежда Муравьева: "Мне кажется, расспрашивать о победах проще и приятнее всего тех, кто их добывал".
Людмила Постнова
— События того чемпионата остались в памяти все больше какими-то эмоциональными эпизодами. Это был мой первый победный чемпионат на уровне сборных.
— Твой вклад в финальную победу был очень весом — семь голов. Неужели и это не вспоминается ясно и отчетливо?
— Знаешь, из голов того матча помню только один, который забросила, оказавшись на месте правой полусредней. Наверное, потому что эпизод оказался сложным. Вот, пожалуй, и все. Отдельно за какие-то моменты меня тогда не хвалили. Да ты ведь помнишь, что нас вообще не хвалили…
Сейчас, было бы интересно в качестве эксперимента сыграть матч под руководством Трефилова, который на многое смотрит уже иначе, нежели тогда.
Мария Сидорова
— С каким-то особым теплом вспоминаю нюансы, которые тот чемпионат окружали. Команды жили в одной огромной гостинице в центре Питера. Хотя таким ее расположением мы пользовались мало. по городу особо не гуляли — так часто бывает на больших турнирах.
Но атмосфера того гостиничного муравейника впечатляла. В большом ресторане постоянно было много гандболисток, тренеров, журналистов — тех, кто, по сути, и создавал этот праздник. Все было оживленно и красочно.
Стремились опередить всех в приготовлении своих особых блюд азиаты с мультиварками. Не отставали от них скандинавы со своими неизменными кашами. И все это складывалось в непрерывное движение — добавлявшее событию яркости.
Эмилия Турей
— Да, я тоже припоминаю этот праздничный гул огромного ресторана и гостиничных холлов, где всегда было полно спортсменок. К тому времени мы еще не побывали на олимпийских форумах. Может, и поэтому тот размах нас так впечатлял.
Эмилия Турей: "Я словно внезапно оказалась перед пропастью. Но вперед не шагнула"
Людмила Постнова
— Тяжелее других далась, пожалуй, победа над датчанками в полуфинале. С одной стороны, давили тогдашние громкие титулы оппоненток, а с другой — с самого начала чемпионата мы чувствовали, что домашний топ-турнир — это особенная ответственность. Понимали, что должны сделать все, чтобы не подвести болельщиков. Это был сквозной настрой на весь чемпионат. И по большей части вспоминается именно он.
Эмилия Турей
— Пожалуй, не припомню особой усталости. Полуфинальный матч — он всегда сверхответственный. Но к тому дню трибуны Ледового дворца стали заполняться до отказа, был открыт еще один верхний ярус. Зал гудел, заводил и гнал нас вперед.
Надежда Муравьева: "К решающим встречам болельщики стали подтягиваться со всех концов страны. На клубном транспорте в Санкт-Петербург прибыла и делегация "Лады" из Тольятти: Юрий Борисович Степанов, спонсоры команды, работники офиса.
Автобусами подвозили ребят из гандбольных школ Москвы и Питера. Запомнила волнующееся людское море вокруг огромного дворца и ощущение, что ты в нем утопаешь.
Скромно поздоровавшаяся при входе в зал тогда еще совсем молодая Катя Андрюшина… Родители игроков, их родня — близкая и дальняя…
Я смотрела финал на трибуне с питерскими родственниками — двоюродным братом отца и всей его семьей. Нам достались места как раз на дополнительно открытом ярусе. Рассмотреть оттуда можно было не все. И потому я старательно добавляла впечатлений: рассказывая истории про игроков, раскрывала нюансы, которые решают порой судьбы великих команд.
Как примеры выбрала истории про то, как самой малости не хватало нам для попадания в олимпийские Сидней и Афины. Рассказала, как рвутся девчата реабилитироваться за те неудачи. "Это по-настоящему твоя команда… Как круто, что она у нас есть", — слова, которые сказал мне дядя на прощание под впечатлением той золотой игры против румынок".
Мария Сидорова
— Самым ярким впечатлением остался тот хор голосов многотысячного зала. Он пробирает до мурашек при воспоминаниях даже сейчас. Гимн перед финальным матчем Россия — Румыния исполнялся а капелла всеми, кто пришел поддержать нас. В едином порыве наша команда пела с болельщиками, по традиции взявшись за руки…. Нет, ничего ярче о том турнире я и не вспомню.
Эмилия Турей
— Когда важная и трудная задача решена, сдерживать эмоции ни к чему. Мы прожили этот долгий турнир одной большой семьей. Имею в виду всех спортсменок. И если до его финального дня мы исподволь присматривались к соперницам в том же ресторане, при пересечениях на тренировках или на прогулках, то после последней сирены оставались только самые открытые и чистые чувства.
— Говорят, на прощальном гала-ужине ты покорила всех своей пластичностью еще и в танцах: "Если бы не гандбол, она была бы прекрасна на сцене". Вспоминаешь тот вечер?
— Эмоции переполняли. Это было наслаждение. Ха, хорошо, что в ту пору еще не придумали инстаграм. И жаль, что на тот ужин наша команда попала не полным составом…
Мария Сидорова
— Да, толком отпраздновать ту свою победу мы не смогли — это было легким разочарованием от того турнира. Девчата из "Лады" успели только наспех сложить сумки и поспешили к поезду на Самару. Впереди были игры чемпионата России…
Надежда Муравьева: "Евгений Трефилов на бегу общался с журналистами, которых пригласил еще и в командный автобус. Он снова скажет об ощущениях, будто вскарабкался на высокую гору и не знает, куда ползти дальше. Со временем тренер украсит эту метафору смелым упоминанием об одуванчиках, хотя те, как известно, не растут на горных вершинах.
После той победы он останется так же строг к команде и неуступчив в вопросах дисциплины. Будет снова сокрушаться, что побоялся лишнего выходного для своих изрядно уставших учениц.
А тогда, в вечер триумфа, пустяковым казалось все, кроме одного: у России снова была классная команда.
Что до меня персонально, то я не могла пропустить тот турнир, оставаясь дома в ожидании первенца. Поездку в Питер запомнила как сплошной гандбольный праздник.
Вот Невский проспект. Иду по нему, не выискивая среди встречных лица питерских знаменитостей и не отвлекаясь на архитектурные изыски фасадов.
Это так непривычно: добрая треть в потоке улыбающихся прохожих — это люди, которых собрал здесь наш гандбол. Судьи, игроки с пакетами сувениров, журналисты, вылавливающие их на Невском для интервью, и постоянные приветствия друг другу".
Эмилия Турей
— Когда нас везли на игры с кортежем сопровождения, мы чувствовали себя королевами гандбола и самыми главными лицами этого чудесного города.
Надежда Муравьева: "Все так, Мила. Домашний чемпионат — он всегда особенный. И потому так хочется снова заполучить для такого турнира российскую прописку.
Ведь та победа в Питере была общим праздником, объединившим и обновившим команду России. Она снова сделала ее сильной и уверенной в себе".