Лучшим голеадором СГАУ-"Саратова" в регулярном сезоне Суперлиги (97 мячей) стал линейный. Впрочем, еще год назад он играл на левом краю…
Суперлига. Вратарь Валерия Христенко: "К игре в защите готовилась всего неделю"
— Вы выступали за "Виктор", добивались успехов в "пляжке", а потом пошли в армию. Ощущения?
— Так получилось, что я закончил учиться в нашем УОРе. В принципе никогда не боялся службы в армии. Пошел по своему желанию. Было интересно узнать, как там в реальности. В итоге действительность оказалась даже немного легче, чем я себе представлял. А может, все из-за того, что я хотел служить в военно-воздушных силах, а попал в железнодорожные войска недалеко от Ставрополя, в городе Невинномысске.
— За год в армии хоть раз брали в руки гандбольный мяч?
— Во время увольнений приходил на тренировки и занимался с ребятами. А бывало, что и сам Иван Фаддеевич Фиев приезжал в часть и забирал меня, чтобы я мог потренироваться.
— Почему после армии отправились в Саратов, а не вернулись в Ставрополь?
— У нас с руководством "Виктора" слегка не совпали мнения по поводу нового контракта. Я хотел лучшие условия, в результате пришлось уехать. К тому же за год в армии в команде выросла конкуренция, появились новые гандболисты. Разумеется, хотелось играть, а не сидеть на лавочке. Потому что год я и так потерял, дополнительный простой еще сильнее сказался бы на форме.
— Почему именно в этом сезоне случился прорыв?
— Первый сезон после армии был втягивающим. Хотел сразу проявить себя в новой команде, но что-то не получалось. А в этом сезоне повлияла еще и смена амплуа. На летних сборах Александр Алексеев подошел ко мне и сказал, чтобы готовился выступать на позиции линейного, потому что Павел Елистратов прооперирован.
Попробовали. И с первой же игры как-то стало получаться, проходили взаимодействия с Сергеем Болотиным. Я подсматривал за признанными мастерами, чтобы понять, как в принципе играть в линии. Возможно, мне было проще, потому что на позиции крайнего тоже подразумеваются действия на этом участке, например, при входах. Плюс мне подсказывали и тренер, и Елистратов. Вот так потихоньку от матча к матчу прибавлял, и получился неплохой результат.
— Соперники в линии чаще всего более мощные...
— Вообще не страшно было. Но когда предстояли встречи с "Пермскими Медведями" или тем же "Виктором", у которых центральные защитники — парни весьма немаленькие, надо мной подшучивали. Мол, готовься, поезд за тобой приехал.
Но я был готов к физической борьбе. Гандбол — контактный вид спорта, потому я его и выбрал. Есть цель доказать, прежде всего самому себе, что могу играть на любой позиции. Руководство клуба уже шутит: может, тебе на следующий сезон на всякий случай заказать вратарскую форму?
— После матчей много синяков на теле?
— Хватает. Если сравнивать позиции крайнего и линейного, то у второго ссадин не в пример больше. Я еще не сразу приспособился к манере игры в линии, группировался неправильно, поэтому падать было больно. Но со временем стало легче, спасибо Елистратову, который мне очень помогал.
— Против кого играть было тяжелее всего?
— Знаете, наверное, труднее всего далась именно первая игра. Мы встречались с питерской "Невой", я вышел на замену. А здесь еще и матч складывался неудачно, как и в целом игры с петербуржцами в этом сезоне. Хотелось помочь команде догнать соперника. И борьба с центральными защитниками оппонентов — это было для меня впервой. Очень плотная оборона, постоянный физический контакт... Плюс надо было следить за партнерами, предугадывать направление возможной передачи. В общем, требовалась предельная внимательность, и держать концентрацию было нелегко.
— Линейные — гандболисты зависимые. Когда у вас полетело, тренеры сказали больше играть на Трофимца?
— Я даже не скажу, что штаб заострял внимание на количестве заброшенных мячей. Гандбол — командная игра, нельзя завершение атак отдать на откуп одному гандболисту. Потому что все это быстро пресекается.
Просто говорили: обращайте внимание, где-то в линии Андрей останется один. Я невысокий игрок, но с неплохой скоростью. Подорвался, открылся... Полноценными заслонами мои попытки назвать, конечно, сложно, но и они помогали партнерам. Однако указания играть конкретно на меня точно не было.
— А с кем в клубе лучшее взаимопонимание?
— Конечно, с нашим разыгрывающим Сергеем Болотиным. Мы постоянно с ним разговариваем на тренировках, обсуждаем, как ему удобнее отдавать пас, где мне лучше открываться. Пытаемся привнести какие-то свои фишечки. Даже из баскетбола — смотрим ролики, в которых показывается, как действуют лучшие игроки мира. Особенно если дело касается скрытых, невидимых для противника передач. Если кто-то подсмотрел запоминающийся эпизод, то сбрасывает видео товарищу: мол, круто вышло, надо такую же тему замутить в гандболе.
— Лучший ваш матч в этом сезоне?
— Трудно выделить одну встречу. Были матчи со стопроцентным показателем реализации. Та же игра с "Невой" выдалась результативной. Но вообще лучший матч еще впереди — это должен быть поединок, в котором команда выиграет медали.
— Обидно, что сезон прервали?
— Конечно. Хотелось доказать в плей-офф, что мы готовы соперничать с командами из первой четверки. Допустили оплошность, расслабленность в матче с волгоградским "Каустиком". Не проиграй мы тогда, поменялись бы местами с москвичами и заработали бы преимущество своей площадки в четвертьфинале. Было очень досадно. Но ничего ужасного не произошло — мы способны рубиться с ними и в такой ситуации.
— Как поддерживаете форму на карантине?
— В полном объеме это делать сложно. Меня даже порой жена заставляет: давай, мол, не ленись, нужно работать. Для поддержания кондиций делаю упражнения на пресс, отжимания. Тренеры присылают персональные задания. Они еще перед уходом нам говорили: ребята, тренируйтесь, потому что чемпионат может быть продолжен.
— Недавно вы подписали новый контракт со СГАУ-"Саратовом". После такого успешного сезона были другие предложения?
— Не было. Но в любом случае остаться в клубе — взвешенное решение. В прошлом сезоне у меня родился сын, я перевез семью в Саратов. Не хотелось, только обосновавшись, тут же вновь срываться с места. Нужно задержаться минимум на сезон, чтобы все устаканилось, ребенок подрос. Меня все здесь устраивает, зачем что-то менять?
— По "пляжке" скучаете?
— Есть тоска, хочется снова сыграть на песке. Я сам родом из Павловского района. Как-то местный тренер Ян Викторович Пихтерев позвонил мне и спросил, не желаю ли я поиграть в "пляжку". Ответил, что с удовольствием съезжу. Я, правда, тогда сыграл только в одном туре, но все равно было классно.
— Вы теперь уже линейный или все-таки остаетесь крайним?
— Трудно сказать, потому что решать все равно тренеру. Я готов играть на любой позиции. Но сильнее хочется в линии. Там больше игрового времени. Да и постоянно участвовать в контактной борьбе мне очень понравилось.
Суперлига. Александр Алексеев: "Чем играть летом, лучше узаконить итоги "регулярки"
Фото: Дмитрий Марочкин; пресс-служба ГК СГАУ-"Саратов".