Эта публикация увидела свет в нашем журнале больше года назад. Такая поправка, впрочем, мало что меняет: интервью знаменитой разыгрывающей интересно и в чем-то неожиданно.
Трехкратная чемпионка мира Ирина Дибирова-Полторацкая завершила карьеру игрока почти десять лет назад. Кому-то казалось, что слишком рано. А она считает, что в самый раз.
Сегодня Ира хранительница домашнего уюта и мама двух детей в звездном гандбольном семействе. Отец этого семейства, игрок сборной России и македонского "Вардара" Тимур Дибиров, продолжает блистать на площадках Европы.
А его супруга решилась взяться за тренерское ремесло в женском "Вардаре". Минувшим летом у Ирины Полторацкой-Дибировой был карьерный вариант присоединиться к штабу национальной сборной России под началом Евгения Трефилова. Но там не срослось. И после свертывания проекта женского "Вардара" Ирина снова переключила всю энергию на дом и детей.
Мамины дни
— Сегодня вы прежде всего мама. Обычный ваш день в Скопье — какой он?
— Просыпаемся, как правило, в полседьмого. Когда Тимур дома, он отвозит в школу сына Мурада, а я занимаюсь Тианой. Еще завтраки-обеды, всякая домашняя суета. Потом забираем Мурада из школы и везем на занятия — у него сейчас теннис и изучение языка. Тиана при этом, конечно, всегда со мной. Если расписание Тимура позволяет, могу сходить в тренажерку, заняться собой. Вечером все по-семейному: папа приезжает с тренировки, садимся ужинать вместе, не забываем про уроки Мурада.
— Разница в возрасте детей четыре года. Мураду шесть, Тиане — два с хвостиком. Кто сейчас требует больше маминого внимания?
— Младшая. Вы даже не представляете, сколько у нее энергии! В сравнении с Тианой Мурад просто тихоня, интеллигентный ребенок. Ему сказали "нет" — значит, нет. А дочка — настоящий каскадер, за ней глаз да глаз нужен. Мы в семье прозвали ее ВДВ! У нее каждый день приключения на ровном месте.
— Например.
— Самое привычное — рассечь губу. Или вот вспоминаю, как в два года частично откололись оба передних зуба: Тиана просто неудачно поиграла. Теперь в доме от греха подальше все острые углы обклеены мягкими тканями.
— Выбрали для десантницы вид спорта?
— С ее боевым характером гандбол — самое то! Сейчас у детей множество развлечений, привить им любовь к спорту значительно сложнее, чем раньше. У нас дом полон всевозможных мячей: волейбол, баскетбол, теннис, футбол. И гандбол, конечно.
— Как складываются отношения между Мурадом и Тианой?
— Это называется просто — любовь. Мурад уже научился относиться к сестре как к младшей. Во всем уступит и поможет.
— После тенниса Мурад может оказаться в гандболе?
— Для этого он еще маловат. Теннис очень подходит для общего развития: мышление, реакция, координация. Никаких конкретных задач там у нас нет. А время гандбола, может, еще придет.
Мурад учится в американской школе. Там все преподавание на английском. Дополнительно учит македонский. С общением на иностранных языках у него поначалу был психологический барьер, но годам к пяти он его преодолел. Сейчас никаких проблем.
Еще у нас замечательная няня, с ней очень повезло. Она с нами шестой год — с тех самых пор, как мы приехали в Скопье. У нее отец македонец, а мать русская. Она говорит на многих языках, но у нас дома — только по-русски.
— На море вырываетесь часто? От Скопье это не так далеко.
— В этом плане я практична. У нас традиция: во время летнего отпуска ездить в Грецию, на Халкидики. Там на полуострове Кассандра очень комфортный отель для отдыха с детьми. Место, очень популярное у российских туристов.
"Вардар" как заслуга
— Тимур часто говорит в интервью, как важна для него ваша поддержка.
— Я просто жена, которая прекрасно знает и чувствует все нюансы жизни спортсмена такого уровня. Сама прошла через все это как игрок. Понимаю, когда Тимуру нужен отдых и лучше увести детей в сторонку.
В других семьях, наверное, сложнее распределить домашние обязанности. Но у нас так: всю нагрузку по детям по возможности беру на себя, все бытовые вопросы — тоже, чтобы Тимуру было максимально комфортно, когда он оказывается в кругу семьи.
— Ему нужны советы от вас как от гандболистки, от тренера?
— Что-то конкретное по игре подсказываю Тимуру редко. Бывает, он сам заводит разговор на ту или иную игровую тему. Я высказываю мнение. Он, как правило, прислушивается. Но это не советы. Это взгляд со стороны и собственный опыт, который я приобрела, когда уехала в середине нулевых играть в Данию.
А муж шестой год выступает за один из лучших европейских клубов. В "Вардаре" он стабильно держится на очень высоком уровне игры. Считаю, в этом наша общая семейная заслуга.
— За годы в "Вардаре" Тимур сильно изменился как гандболист?
— Он стал намного более "командным" игроком — это на сто процентов. Индивидуальные показатели отошли на второй план. Если раньше у него прямо по ходу игры бывали явные срывы, он мог неоправданно потянуть на себя одеяло, то теперь он себе такого не позволяет. Для Тимура — для меня это очевидно — сейчас важнее всего общий результат.
Популярная фамилия
— Нам, журналистам, сложно определиться. Вы то ли Полторацкая, то ли Дибирова, то ли Дибирова-Полторацкая. Как все-таки правильно?
— Вообще-то еще в 2011 году я стала Дибировой. К смене фамилии отношусь очень спокойно. Фамилия родителей мне очень нравится, но это уже в прошлом. Вы же знаете, как популярен гандбол в Македонии. Поэтому здесь меня знают только как жену игрока "Вардара" Тимура Дибирова.
— Кто и как подвиг вас попробовать себя на тренерской работе?
— "Не сиди дома. Давай пробуй помогать", — это слова хозяина "Вардара" Сергея Самсоненко. Сказаны уже давно, еще Мурад был совсем маленьким. Я тогда отказалась. Прежде всего из-за того, что ребенок был крохотный, да и домашние дела затягивали.
Шло время, я постоянно ходила на игры "Вардара". На женскую команду поставили Давида Дависа. Стала присматриваться к его работе, мне всегда была интересна испанская тренерская система.
Самсоненко разглядел мой интерес, снова предложил себя попробовать. И тогда я согласилась. Но на работу именно ассистентом главного, потому что не чувствовала себя готовой на большее.
И вот по ходу сезона-2016/17 после двух поражений в основном раунде Давис по каким-то своим причинам вернулся в мужскую команду "Вардара". Это произошло в феврале-марте, надвигалась самая ответственная часть сезона. Я стала главным тренером. И в то время мне очень помог знаниями и опытом спортивный директор "Вардара" Эдуард Кокшаров.
— Через всего пару месяцев "Вардар" с вашим тренерским участием вышел в финал Лиги чемпионов. Первый опыт получился удачным. Решили продолжить?
— В новый сезон мы вошли вместе с македонским тренером-ассистентом Ацо Станковским. Он отличный мотиватор, хорошо справлялся на доверенных ему участках нашей совместной работы. Но я быстро почувствовала, что не могу осилить необходимый тренерский функционал. Меня элементарно не хватало на все. Например, не успевала просматривать в нужных объемах видео. Следовательно, недостаточно глубоко анализировала соперника. Надо было не забывать про дом, где годовалая дочка, да и сын еще маленький.
Пришла к Самсоненко и честно сказала, что мне нужна помощь. Уже вместе с президентом поговорили с главным тренером мужской команды Раулем Гонсалесом. И он предложил в помощники Роберто Гарсию Паррондо. Тот согласился. И я снова стала работать в тандеме с испанским тренером, как было поначалу при Дависе.
— С Паррондо у вас снова был "финал четырех". И снова поражение от "Дьера" в решающем матче. Непокоренная вершина?
— Не воспринимаю так эти проигранные финалы. Мы уступали самую малость, совсем чуть-чуть в достойной компании. Все очень старались взять трофей, но не вышло. Это спорт. В нем должен быть и побежденный. Но мне есть с чем сравнить ощущения: как тренеру эти переживания делись мне намного проще, чем раньше как игроку.
Уйти красиво
— Вы ведь заведомо знали о предстоявшем минувшим летом роспуске женского "Вардара". Это придавало ситуации особый драматизм?
— Не сказала бы. Ведь нам объявили об этом решении еще в январе. Так что осознание ситуации происходило постепенно. И, чем ближе был майский "финал четырех" в Будапеште, тем больше команда хотела выиграть. Уйти красиво, вписав победную главу в историю клуба.
Мне запомнилась наша последняя встреча по окончании сезона. Девчонки собрались попрощаться, прежде чем разъезжаться по новым клубам. Не скажу, что это были поминки, но общее настроение получилось пронзительно-грустным.
— Общаетесь по-прежнему с бывшими "вардарками"?
— Почти со всеми. С Дудой (это Амандин Лейно), с Алекс Лякрабер. Со всеми, кто подался в "Бухарест": Йованкой Радичевич, Андреа Лекич, Драганой Цвиич. Хотя все они мастера высочайшего уровня, менять клуб в такой ситуации и для них было стрессом. Теперь у них новые команды, новые тренеры со своими амбициями и требованиями, свои честолюбивые планы. Думаю, что нашему десанту в Бухаресте все-таки проще: там ментальность очень близкая к балканской.
— Ваша лучшая подруга Инна Суслина после того сезона решила завершить карьеру...
— Инна сейчас в замечательном положении: все мысли связаны с предстоящим весной рождением ребенка. Она хочет насладиться этой радостью. Инна, как было всегда, больше меня общается с людьми из гандбола. Она ходит на матчи "Вардара", вообще смотрит много мужского гандбола. Для меня, кстати, мужской гандбол тоже более привлекателен. Когда смотришь женский, часто отвлекаешься, потому что знаешь и замечаешь слишком много нюансов. А от игры мужчин просто получаешь эстетическое удовольствие.
— А можно вообразить в мужском гандболе тренера-женщину?
— Ну, это должна быть такаааая личность!.. И все-таки нет. Я из России, у нас так не принято. Женщине в принципе сложно руководить мужским коллективом, а если у нее еще семья и дети. Нет, это чересчур.
Вопрос желания
— Одно время активно обсуждался вариант вашего назначения помощницей Евгения Трефилова в сборной...
— Вскоре после "финала четырех", когда "Вардар" перестал существовать, последовало предложение от Евгения Васильевича и президента ФГР Сергея Николаевич Шишкарева попробовать себя в роли ассистента. Я как-то легко восприняла этот вызов, ответила согласием. Но потом прошел отпуск, закрутились семейные дела, и взглянула на ситуацию по-другому. Решила отказаться.
— Кажется, Трефилову вообще сложно представить рядом с собой тренера-женщину.
— Да, у него такой склад характера, что с мужчинами ему комфортнее. По последней работе Евгения Васильевича мы видим, что он продуктивен, все у него в порядке. С другой стороны, летом мы наблюдали, как Любовь Сидоричева привела к золотым медалям на чемпионате мира нашу сборную девушек.
— Может, наше гандбольное сообщество, или спортивное сообщество в целом, не готово доверять женщинам-тренерам?
— Не верю, что кому-то в нашем гандболе не дают себя проявить. Если человек действительно хочет, он обязательно добьется. Это и доказывает пример Сидоричевой. Сколько лет она готовила прекрасных девочек в Волгограде! И вот заслуженно получила пост главного тренера в девичьей сборной и с блеском выиграла чемпионат мира.
— Кто из игроков вашего поколения, бравших трофеи в мировом гандболе, мог бы добиться тренерских высот?
— Да едва ли не каждая! Было бы желание, уверена, получилось бы у всех. Люда Постнова, например, стала бы тренером не слабее своего мужа. Или Оксана Роменская, Екатерина Маренникова, Ирина Близнова… Многих еще могу назвать.
Испанский акцент
— О чем из своей тренерской практики довелось пожалеть?
— Мне казалось, что главной задачей было, как у врачей, не навредить. В клубе уже были устоявшиеся правила, подобраны прекрасные игроки. По большому счету, не жалею ни о чем. И с удовольствием вспоминаю, с какими классными тренерами довелось поработать.
— Кто из них сильнейший?
— Очень нравится работа Рауля Гонсалеса. Но вообще все испанцы, работавшие в "Вардаре", — профессионалы высочайшего уровня. Исключительно грамотные тактически, усердные, въедливые, готовые постоянно втолковывать свои наставления. Все они — и Рауль, и Роберто, и Давид — настоящие пахари, заняты делом с утра до ночи. В мою бытность игроком таким же был Виталий Павлович Крохин. Ну а сильнейшим нашим тренером неоригинально назову Владимира Салмановича Максимова.
— Сейчас много говорится о феномене испанской тренерской школы. В чем он, по-вашему, заключается?
— Испанцы не просто настоящие труженики. Они умеют расположить к себе коллектив. Причем в случае с "Вардаром" важно, что это коллектив многонациональный. Испанцы любят общение семьями, большими компаниями. У них это в крови.
Спокойные сны
— Кто из гандболисток сейчас сильнее впечатляет?
— Здесь я патриот. Мои любимые игроки — Аня Вяхирева и Даша Дмитриева. Они уникальны. Мне кажется, убери их из сборной, и можно кого угодно пробовать на тренерское место — все равно ни у кого не получится.
Даша — вообще воплощение идеальной гандболистки, и дома мы называем ее Мини-Карабатичем. Она очень умно играет в задней линии при наступлении, и при этом она же — незаменимая центральная защитница. То есть занимает ключевые позиции и всегда выдает очень высокий кпд.
У Ани Вяхиревой потрясающая техника — спасибо папе-тренеру Виктору Леонтьевичу! Показывает интеллектуальный гандбол, очень интересно смотреть. Обратила на нее внимание, когда она еще совсем юной появилась в "Звезде".
Если бы Трефилов стал раньше воспринимать Вяхиреву как игрока задней линии, то она, мне кажется, могла бы сыграть и на Олимпиаде в Лондоне. Ее всем миром изучают, держат в каждом матче в четыре руки, но наша маленькая Аня все продолжает удивлять.
— Гандбол вам снится?
— Никогда. Когда закончила карьеру игрока, будто с чистого листа начала жизнь. Иногда кажется, что не играла вообще — настолько органично и спокойно вошла в семейную жизнь как жена и мама. Недавно стала свидетелем, как тренер по теннису рассказывал Мураду, какой его мама была гандболисткой. Сын слушал долго и внимательно. И все никак не мог понять, о чем речь: ведь, по его представлениям, гандболист в семье один — папа.
— Ирина Полторацкая вернется в большой гандбол?
— Я никуда и не уходила. Всегда в нем — благодаря мужу. В гандболе мне по-прежнему все интересно. Даже загадывать не берусь, когда и в каком качестве вернусь. Может, это будет работа с детьми или молодежью. Всему свое время. И дорога у каждого своя.
Фото: tass.ru, личный архив Ирины Дибировой