Екатерина Хорошева. История и практика гандбольного счетоводства

12:04, 30 марта 2020

Статистическое обеспечение соревнований под эгидой Федерации гандбола России сегодня одно из лучших в мире. Убедиться в этом можно легко.

Достаточно хотя бы раз — любопытства ради или с конкретной целью — посетить общедоступные закрома в интернет-хранилище Екатерины Хорошевой. Ее штатную должность "начальник информационно-аналитического отдела ФГР" совершенно справедливо переиначить на "главный статистик российского гандбола".

Она же стояла у истоков того отлаженного компьютерного хозяйства, которое безотказно помогает сегодня в работе тренерам и журналистам, готово стать ценным и добрым подсказчиком для любого болельщика.

— Когда в нашем гандболе были сделаны первые шаги по созданию компьютерной статистической программы?

— Вы похвально точно сформулировали вопрос, сделав акцент на слове "компьютерная". Конечно же, статистика в гандболе была всегда, без цифр он просто невозможен. Долгое время их учитывали вручную, на бумаге.

Нам еще памятны времена, когда такими подсчетами занимались комплексные научные группы советских национальных сборных, в клубах — тренеры-ассистенты или обслуживающий персонал.

На международных соревнованиях, например, на Играх Доброй воли 1986 года, статистика велась силами судейского корпуса нашей федерации. Обрабатывались данные тоже вручную: писались статьи и аналитические справки, строились тактические модели. Как и нынче, велись поиски формулы "полезности" игрока.

Но вернемся к "новой", компьютерной, истории. Все началось в 2002 году, с Международных юношеских игр. Они проводились в Москве. Соревнования были богато обеспеченны финансово. Специально для них российская фирма "Инжис" разработала компьютерную программу гандбольной статистики.

Составить техническое задание для этой программы президент Союза гандболистов России Александр Борисович Кожухов поручил мне. Видимо, с учетом моих двух высших образований: технического (МАИ) и физкультурного (РГАФК).

В те времена в нашем офисе было только два персональных компьютера: один — подарок от ЕГФ, который использовался для учета контрактных игроков, а второй — общий, на котором поначалу только я и работала…

Екатерина Хорошева. История и практика гандбольного счетоводства, изображение №1

— Как разрабатывались статистические стандарты в российском гандболе?

— Программы статистики игровой деятельности, разработанные в России, всегда имели и имеют базовый набор параметров, которые используются в программе Международной федерации гандбола. В наш набор статистических параметров входят и все параметры статистики ЕГФ. Так решается одна из важных задач — обеспечить сопоставимость данных, полученных в российских и международных соревнованиях.

Чтобы была возможность сравнения, список базовых параметров и их трактовки должны совпадать.

Существуют, впрочем, и некоторые различия. Поскольку нынешняя российская гандбольная программа создавалась на базе российской баскетбольной, то в наследство нам достался такой показатель, как "подбор".

При этом в российской программе, например, нет параметра "индивидуальный прорыв". Это обозначение эпизода, когда игрок создает и реализует голевую ситуацию в одиночку. Таким приемом часто пользуется, к примеру, Анна Вяхирева.

Иными словами, имея базовый набор параметров из статистики ИГФ, российская программа и ее аналоги в других странах содержат дополнительные возможности, которыми отличаются одна от другой.

Как вы поняли, велосипед мы не изобретали. Но список базовых параметров тогда, в 2002 году, важно было перевести на язык программистов, согласовать с ними систему сбора и внесения информации. Система, кстати, поначалу была своеобразной, в ней было на одну фазу больше нынешней.

Сегодня в обеспечении полной версии нашей программы на одном матче работают два оператора: одного мы называем "мышечник", другого — "диктующий". На вооружении у них ноутбук.

Располагаются статистики рядом с площадкой — в идеале за дополнительным столом на возвышении за судейским столиком. Важный фактор качества данных — возможность видеть игру с удобного ракурса.

Работа "диктующего" существенно не менялась с давних пор. Важными качествами здесь по-прежнему остаются концентрация, понимание гандбола и умение повторно пересказать ситуацию.

Во времена, о которых мы вспоминаем, доступных ноутбуков еще не было. Программа была сделана на платформе DOS. По-моему, тогда еще не было и Windows. Ни о каком графическом интерфейсе речи быть не могло, информация вносилась кодами.

Компьютер размещали где-нибудь в каморке в под трибуной. Информацию переносили с бумажных носителей, которые волонтеры приносили с арены по мере их заполнения. Пачки бумаги хватало на пару игр. Была разработана таблица со списком типовых событий, куда со слов диктующих заносили информацию в кодированном виде. К примеру: забросил — "1", не забросил — "0".

Екатерина Хорошева. История и практика гандбольного счетоводства, изображение №2

— Как долго пришлось волонтерам носить записи в каморки?

— В 2003 году в Тольятти проходил молодежный чемпионат Европы. Меня отрядили туда на подготовку статистического обеспечения. Представители ЕГФ привезли польскую программу из Гданьска за пару месяцев до старта турнира.

Надо было с ней разобраться, обучить волонтеров-статистиков, организовать их дальнейшую самостоятельную подготовку. Там в нашем распоряжении был уже персональный компьютер, который размещался рядом с площадкой.

Стало гораздо удобнее, но все равно интерфейс для заполнения оставлял желать лучшего. Пришлось изрядно потренироваться, чтобы набить руку. Но зато во время игр проблем не было. Тогда как раз появилось обозначение "-7" — номер совершившего фол. Оно используется у нас и сейчас.

— Кого готовите на важные роли "диктующих"?

— Как правило, это бывшие игроки, тренеры молодежных команд клуба. Например, в Ростове — Ольга Мишула, в Волгограде — Ольга Буянова, в Краснодаре — Юрий Садовский, в Москве — Ольга Больших.

К сожалению, из-за отмены соревнований не состоится и семинар, куда должен был приехать на обучение Алексей Пшеничный, только завершивший выступления за "Виктор".

Довольны мы работой молодых ребят. Евгений Сафонов, Петр Снопов, Станислава Герасимова, Иван Барановский и многие другие уже ничуть не уступают старшим коллегам.

— Как организовано обучение статистиков?

— Первичное обучение все проходят на семинарах во время многодневных соревнований. Мною подготовлены руководства, разработаны обязательные теоретические тесты — отдельно для "диктующих" и "мышечников".

Руководство для диктующих так и называется — "Трактовка и отражение событий гандбольного матча в программе "Handball.Online". Но самое главное — практика. Нужно отработать как минимум пять-шесть игр. Затем сдать теоретические тесты и обеспечить самостоятельно статистику матча.

Мы не дремлем по ходу сезона. У нас есть группа в WhatsApp, где мы размещаем видеоролики, разбираем интересные ситуации.

Есть задумка создания отдельной экспертной "вратарской" группы с привлечением как бывших, так и действующих голкиперов и, обязательно, тренеров вратарей — для просмотра ситуаций и выработки единых трактовок. Очень важно, чтобы во всех городах они совпадали.

Екатерина Хорошева. История и практика гандбольного счетоводства, изображение №3

— Что интересного есть в программах ваших коллег?

— Много чего. Например, наши сборные привозили статистические отчеты, сделанные французской программой. С большим интересом их изучаю. Скажем, если в нашей программе есть результат броска "мимо", то у них "мимо" разбито на девять (!) областей вокруг ворот. Можно увидеть, куда конкретно полетел мяч. А в Норвегии есть программы с автоматическим распознаванием лиц.

На женском молодежном чемпионате мира-2016 в Москве познакомилась с китайской разработкой. Она отличается от нашей тем, что у нас бросковые зоны фиксированные (их девять, не считая отметки пенальти), а там оператор обозначает точку броска на виртуальной площадке и тянет стрелку в область ворот.

Разработчики предлагали внести такие изменения в нашу программу, так сделано в баскетболе. Но не вижу в том смысла. Во-первых, как это диктовать (8 м 40 см, под 30 градусов от левой штанги?). Во-вторых, какой смысл переносить в таблицу точки?

И толкаются у нас при броске не вверх, как в баскетболе, где точка толчка практически совпадает с проекцией места вылета мяча. У нас же, скажем, при атаке с края игрок с мячом подлетает иной раз едва ли не вплотную к вратарю.

Изумительную "фишку" применяют немцы. Причем их программе уже много лет. Ее отличие — в формате просмотра итоговых данных статистики. Нажимая на цифру в отчете, вы переходите на видеоролики. Например, у игрока три броска с края, и мы видим все три в формате видео.

— Какие выигрышные особенности у нашей программы?

— Мы, например, детализировали раздел "технические ошибки". Отдельно фиксируем: просто ошибки (отбор мяча по свистку), фолы "на игрока" (включая неправильные заслоны), потери мяча (ошибки ловли-передачи). В отчете они потом суммируются. В программе ЕГФ этого нет.

Екатерина Хорошева. История и практика гандбольного счетоводства, изображение №4

— Российская программа видоизменяется?

— Если говорить о параметрах, то, например, в прошлом году добавили в броски уточнение "с опоры". Это отражается в "карте бросков". Опередили ЕГФ в трактовке голов в пустые ворота. Они подсчитывают просто результативные броски, а у нас дается и процентный показатель реализации таких попыток.

Важно, что наша программа статистики — это модуль большой информационно-аналитической системы (ИАС) национальной федерации. Туда входят также база данных физических и юридических лиц, модуль "мероприятия" (формирование календарей, автоматический подсчет положения команд), система назначения судей, электронные протоколы. Ведь игроки и официальные лица попадают в программу именно из ИАС ФГР, через электронный протокол.

В этом сезоне произошел вообще грандиозный сдвиг. Все игроки спортивных школ, участвующие в первенстве России и всероссийских соревнованиях прошли регистрацию в ИАС ФГР. Их допуск к турнирам осуществляется только в соответствии со списками, запрошенными из системы.

И здесь надо поблагодарить Сергея Николаевича Шишкарева. Глава федерации оценил важность этого шага и поддержал его финансово.

— Что побуждает к нововведениям и изменениям в статистической программе?

— Корректировка правил и технические возможности. Вспомните, как раньше статистические отчеты размещались на сайте только в формате "pdf ", причем не сразу — мне нужно было вручную сформировать их из программы и загрузить на сервер, подцепить к странице. А сейчас статистика идет в онлайн, опережая видео. Что, кстати, не всегда хорошо. Был даже казус на этой почве.

— Как дифференцируются броски с дальней и ближней дистанций?

— Мы фиксируем место отталкивания бросающего. Отсчет идет от 9-метровой линии.

Екатерина Хорошева. История и практика гандбольного счетоводства, изображение №5

— Как подсчитываете голевые передачи?

— Думаю, всем понятно, что не каждая передача, предшествующая взятию ворот, может считаться голевой. В отличие, скажем, от хоккея. Возьмем пас в отрыв. Мы, как правило, не считаем передачу голевой, если убегающий в отрыв игрок берет мяч под контроль еще на своей половине площадки.

И пасы при "скресте" могут оцениваться по-разному. Отдал мяч и поджал защитника — получи плюс, вытащил на себя блок и вывел партнера из-за спины — еще один.

А вот при оценке скидок в линию мы разделили передачи на голевые и атакующие. В чем разница? Если бросок после сброса в линию завершился сэйвом, то передача будет считаться "атакующей". В трактовке этого показателя есть тонкости. И здесь многое зависит от «диктующего».

— Эффективность защитных действий оценивается гораздо меньшим числом показателей.

— Да, здесь все гораздо сложнее. Нас порой упрекают, что у нас мало показателей для оценки обороны. Но, на мой взгляд, анализ защиты — это в большей степени предмет внимания тренеров.

Существуют программы, предназначение которых — ведение статистики для одной команды. Именно в них, по моему мнению, персонал клуба должен отслеживать действия в защите.

Нашим статистикам, например, никак не определить, вовремя ли сделал выход "второй". И подобных моментов великое множество.

Разобраться в таких тонкостях могут лишь профессиональные тренеры. Мы же оперируем простыми понятиями: блок, перехват, подбор.

В Португалии, например, практически все вторые тренеры сидят с планшетами и ведут свою статистику. Она дает возможность собрать сводные данные сезона.

Как-то я обратилась к тренерам с просьбой дать предложения по совершенствованию нашей программы. И вы знаете, они отнеслись к этому с большим интересом. Высказались многие. Что-то мы взяли на вооружение, что-то отвергли.

И все же, какой бы ни была программа статистики, все зависит от "диктующего". От того, как он видит и понимает игру.

Екатерина Хорошева. История и практика гандбольного счетоводства, изображение №6

— Например?

— Один известный тренер доказывал, что успешным блоком можно считать лишь ситуацию, при которой мяч остался у защищающейся команды. Пришлось с ним не согласиться.

Еще вопрос: засчитывать ли вратарю, пропущенный мяч, когда он уходит на замену и оставляет ворота пустыми. Остановились на таком варианте: если вратарь перемещается между скамейкой и воротами, не имея возможности сделать сэйв, то пропущенный гол ему не засчитываем, статистику не портим.

Иное дело, когда голкипер покидает позицию, чтобы попить водички, как это было однажды с Дмитрием Павленко из "Чеховских Медведей". В таких случаях гол остается на совести вратаря.

— А как рассматриваются ситуации, при которых вратарь отбивает мяч, но назначается семиметровый?

— Сэйв ему не засчитывается. А вот если отбивается мяч, летящий в створ ворот от блока, то мы почти всегда считаем это сэйвом. Спорили об этом и приняли в итоге мнение тренера вратарей юношеской сборной России Эдуарда Седова.

— Подобной программой вооружена вся Россия?

— Все взрослые соревнования, кроме первой лиги.

Есть у нас и мини-версия. Ее работу обеспечивает один оператор. В ней не фиксируется, откуда производятся броски, в какую область ворот влетает мяч, нет голевых передач. Но дается полная статистика по броскам, соответственно и вратарская статистика отражается в полном объеме.

Технические ошибки команд подсчитываются, но не персонализируются. Эта программа активно используется на детских соревнованиях. Она тоже передает данные на сайт в режиме онлайн, там можно следить за счетом и видеть электронный протокол. Данные далеко не полные, но знаю, что родители играющих детей внимательно за ними следят.

Екатерина Хорошева. История и практика гандбольного счетоводства, изображение №7

— Что ценное из чужого опыта пока трудно реализовать?

— На последних чемпионатах Европы ЕГФ представила интересный отчет, где в формате таблиц отражены все сочетания игроков на площадке и количество заброшенных и пропущенных во всех сочетаниях мячей. У нас такого нет и, вероятно, не будет. Причина? Нужны дополнительные люди для учета замен.

Зато мечтаю о тех временах, когда мы сможем просматривать видеоролики по запросу из статистического отчета.

Есть задумка делать отдельные отчеты по фиксации пробежек. Это будет и неплохим подспорьем судьям. Ведь, если игрок регулярно делает лишние шаги, то это изъян в его технической подготовке, о котором арбитрам полезно знать, чтобы не пропускать такие нарушения.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»