На заседании совета Международной федерации гандбола в Дохе принято решение об увеличении до 32 числа команд на первенствах планеты во всех возрастных категориях.
Нововведение начнет работать уже на турнирах 2021 года. При этом пока в общедоступных источниках не озвучивались ни хотя бы наметки обновленного регламента, ни квоты для континентальных конфедераций. Это дает время и право порассуждать, какой новый формат розыгрыша наиболее оптимален и реален со спортивной, финансовой и организационной точек зрения.
Сразу заметим, что соревнование 32 команд сильно сужает варианты их стартового деления на пулы. Ведь это число, в отличие от прежних 24, не делится без остатка ни на 3, ни на 6.
Поэтому в случае применения группового этапа тренерам, игрокам, журналистам и болельщикам придется изучать состав либо квартетов, либо восьмерок. Иного не дано.
Но об этом поговорим чуть позже. А для начала вспомним еще один способ выявления победителя, ныне давно забытый.
Прямая олимпийская система
Восемь десятков лет назад схема прямого выбывания проигравших применялась на двух подряд футбольных чемпионатах мира. Правда, тогда на них играли по 16 сборных. В гандболе же "олимпийка" не пользовалась спросом и популярностью даже при смешанных форматах.
Организаторы турниров долго стремились применять плей-офф как можно позже. Три предыдущих случая (чемпионаты-2013, -2015, -2017), когда "на вылет" начинали играть уже с 1/8 финала, были решительным отходом от многолетних традиций. Но в итоге формат не прижился. На ЧМ-2019 решили вернуться к прежней системе с двумя групповыми раундами — предварительным и основным — и коротким плей-офф для четырех команд.
Принцип "все или ничего" нравится болельщикам. Наверняка были бы не против олимпийской системы и устроители турниров. Меньше матчей — короче соревнования. Пребывание сборных, вылетающих на старте, также оказалось бы весьма скоротечным. Это ощутимо сократило бы графу "расходы на обслуживание".
Но совсем не в восторге были бы спортсмены и тренеры. Для половины команд все заканчивалось бы по итогам первого же матча, то есть длительная подготовка, отбор лучших на позициях, наработка тактических новинок, командная "химия" фактически выбрасывались бы в мусорную корзину. Звезды гандбола стали бы игнорировать турнир: какой смысл отвлекаться на него ради одной игры?
И совсем вознегодовали бы телевизионщики. Дорогостоящую покупку прав на трансляции невозможно стало бы отбить в странах, команды которых покидали бы первенство планеты, сыграв единственный матч. Более или менее приличные доходы трансляции давали бы только в подлинно больных гандболом странах вроде Дании или Германии. Но и там ранний вылет их команд был бы сродни маркетинговой катастрофе.
Резюме. Телевидение все чаше диктует спорту свои интересы и волю, а потому можно быть уверенными, что "олимпийка" мировым гандбольным форумам не грозит.
Четыре по восемь
Численный состав групп, весьма любимый в хоккее. Плюсы очевидны. Любая сборная проведет как минимум семь матчей, гандболисты могут всласть наиграться, а болельщики — насмотреться.
Но есть и подводные камни. Связаны они с квотой прохода в следующий этап. Жесткий вариант в виде двух-трех идущих далее команд гарантированно подарит ситуацию, когда в паре последних туров многим командам в турнирном смысле станет ничего не нужно. Большее число "товарищеских поневоле" игр сильно ударит и по престижу соревнований, и по интересу к ним, и по телерейтингам.
Среднее значение (четыре путевки) чревато соблазном для попавших в квартет счастливчиков устроить в заключительном туре хитроумные игры по выбору места в сетке последующих этапов. У такого рода развлечений есть и поклонники. Но большинству зрелище того, как топ-сборные разве что в свои ворота не забрасывают, удовольствия все же не принесет.
Низкий порог на уровне шестерки проходящих сохранит интригу до конца, но не решит проблему искусственного выбора соперников. И вдобавок критически увеличит количество матчей турнира. Судите сами: по завершении первого раунда в деле останутся 24 сборные — с этого числа пока только начинают. И это после уже проведенных семи встреч! Так состязания превратятся в месячный марафон, от которого в конце концов все просто устанут. И зрители — в первую очередь.
Резюме. Интересный формат, но его применение требует большой осмотрительности.
Восемь по четыре
Это нестареющая классика, известная по футбольным чемпионатам мира последних двадцати лет. Кстати, там она вскоре канет в Лету в связи с намерением устраивать финальные стадии для 48 сборных.
Велика вероятность, что именно принцип разбивки на квартеты выберет ИГФ. Кстати, он применялся на заре планетарных гандбольных турниров. На ЧМ-1958 — первом соревновании с двузначным числом участников — группы состояли из четырех команд, половина из которых продолжала затем борьбу.
Правда, полностью копировать футбольную схему в ручном мяче вряд ли станут — мы же помним отношение к растянутой сетке плей-офф. Скорее всего, за первым будет играться еще один групповой этап. А вот как он будет утроен — большой вопрос.
На чемпионатах Европы к отбору из квартетов подходят вариативно. Взрослым дается право на ошибки — с пробега снимаются лишь аутсайдеры четверок. Зато молодежь ЕГФ закаляет с детства: два места под солнцем и пара андердогов. В том числе и поэтому российское "племя младое" годами безрезультатно бьется о барьер стартового раунда континентальных первенств.
Вряд ли в ИГФ пойдут по пути излишней жесткости. Когда больше половины участников будут представлять намного более развитую в гандбольном отношении Европу, возникнет риск быстрого превращения чемпионата мира в чемпионат Старого Света. Так что, скорее всего, при внедрении подобного формата зеленый свет на выходе из групп дадут командам, занявшим в них и третьи места.
И тогда дальше нас ожидают четыре секстета, полученные путем слияния прошедших команд. Из них возможен выход двух лучших либо сразу в четвертьфиналы, либо в новые группы — вы еще не запутались?
Последний вариант очень любим волейболистами, которые на чемпионатах мира просто жить не могут без системы "каждый с каждым". Можно, конечно, и вместо полуфиналов сделать группу четвертый раз — гулять так гулять! Но это уже чересчур.
Резюме. "Скелет" этой схемы, скорее всего, и выберут для будущего турнира. Но она оставляет множество подвариантов. И для понимания, какой из них станет реальным, нужно залезть в головы чиновников ведомства Хассана Мустафы.
И напоследок…
А не замахнуться ли нам на невиданное, рассмотрев идею кругового состязания всех сборных по принципу национальных клубных лиг? Правда, для этого придется прервать все прочие турниры примерно на годик. Но это будет (или будит) лихо! И уж точно попадет в Книгу рекордов Гиннеса.
Фото: ihf.info.