Отставка Дидье Динара, выдвижение на первые роли Гийома Жиля и лебединая песня лидеров — наблюдать за сборной Франции в ближайшие месяцы будет крайне интересно.
Вылет французской сборной с чемпионата Европы по итогам предварительного раунда произвел взрывной эффект как на родине "экспертов", приучивших публику к коллекционированию титулов, так и во всем гандбольном сообществе.
Много критики обрушилось на рулевого Дидье Динара, который за три года руководства сборной выиграл вместе с ней титул чемпиона мира и две бронзовые медали — чемпионата Европы и планетарного форума.
Еще три года до вступления в должность главного тренера Динар усердно перенимал опыт у Клода Онеста на ассистентской позиции, а до этого в качестве игрока собрал целую россыпь наград, среди которых два олимпийских золота.
12 января французы уступили сборной Норвегии и покинули турнир, а на следующий день представители федерации заверили, что речи о смене тренера не идет. Однако спустя всего две недели было объявлено об отстранении Динара от руководства командой.
Фактически именно стартовый проигрыш португальцам, которые впоследствии стали откровением всего турнира, запустил перемены и перевесил 24 года Дидье в сборной в глазах болельщиков, а затем и спортивных чиновников. Не теряя время на изобретение волшебной таблетки, должность главного тренера передали по старшинству — помощнику Динара Гийому Жилю.
"Мое сердце всегда принадлежало этой команде, — сказал Гийом о назначении. — Я осознаю всю ответственность и хочу проверить себя этим вызовом, восстановить потерянные ориентиры и доверие команде. Если мы хотим выглядеть иначе, чем это было на чемпионате Европы, нам понадобится вся страсть игроков".
Жиль — такая же живая легенда французской сборной, как и Динар. Присоединившись к команде Даниэля Костантини в возрасте 20 лет, в ее составе он провел более трех сотен матчей, неизменно возвращаясь после тяжелых травм и изнурительного интенсива бундеслиги. Спустя месяц после завоевания второго олимпийского титула в 2012-м Гийом завершил карьеру в сборной и сосредоточился на роли играющего тренера "Шамбери".
Клубный путь, как и путешествие в сборной, Гийом прошел бок о бок с братом Бертраном. Родственники синхронно стартовали в "Шамбери", затем в 2002 году вместе перешли в "Гамбург", где провели десять великолепных сезонов, а после снова вдвоем вернулись в "Шамбери".
На финальном этапе их карьер случилось уникальное: в составе савоярдов Бертран и Гийом выступали вместе с Бенжамином, самым младшим братом, карьера которого сложилась скромнее, чем у звездных родственников. Хотя линейный провел в "Шамбери" 18 лет и даже привлекался в сборную Франции, где проиграл конкуренцию находившимся в расцвете Динару и собственно брату Бертрану.
Связь с клубом, представляющим регион Овернь — Рона — Альпы, ярко проявляется теперь в обновленном штабе сборной. Наиболее значимым усилением команды стал Эрик Мате — наставник "Шамбери", признанный в прошлом сезоне лучшим коучем чемпионата Франции.
Мате долго тренировал "Бордо", пробовал силы в женском "Безансоне", затем три сезона провел в помощниках у Патриса Канайе в "Монпелье", выиграв в этом качестве Лигу чемпионов, и снова занял позицию главного тренера, на этот раз в "Шамбери". Кстати, спортивным директором клуба трудится небезызвестный Бертран Жиль — и нет сомнений, что он предоставил наставнику сборной рекомендации о талантливом коуче.
Трудолюбивый и организованный Мате считает ролевой моделью Костантини и до сих пор в работе часто обращается к его книге "Слова тренера". Но самую большую школу мастерства Мате прошел в "Монпелье": "По сравнению с Патрисом Канайе я — просто мальчишка. После некоторых поражений мы тратили по два с половиной часа на анализ видео, потом приглашали игроков, чтобы снова смотреть матч. На следующий день Патрис горел желанием немедленно приступить к работе. Тогда я понял, что единственная реакция на неудачу — серьезный труд, только труд".
Еще один новичок тренерской команды Жиля — специалист по физической подготовке Оливье Морелли, который сотрудничал с национальными сборными по волейболу и карате, футбольным "Авиньоном" и гандбольным "Монпелье". Оливье гармонично влился в тренерский штаб: за полтора месяца до квалификации он подключился к работе медицинской службы и наладил контакт с тренерами клубов, где выступают французские сборники.
Технический директор федерации Филипп Бана, комментируя установочный семинар с новым штабом, отметил, что всем причастным нужно было глубоко проанализировать причины неудовлетворительного выступления: "Гийому пришлось сначала обнулить все наши эмоции, переживания и страхи, чтобы направить энергию на созидание".
Говоря о новой роли Жиля, Бана сравнил коуча с пастухом, который объединяет и связывает коллектив, не отделяя себя от него, в отличие от лидера и вожака, которым был Динар. Гийом не из тех, кто ведет команду за собой, он обеспечивает качественное взаимодействие внутри системы.
Обновленный тренерский штаб сборной сформулировал новое видение работы в трех принципах: "Выигрывать вместе, делиться друг с другом, быть ультрапрофессиональными". Теперь дело за малым — заразить энтузиазмом игроков, растерявших настроение после злополучного ЧЕ-2020.
Впрочем, некоторых гандболистов не нужно дополнительно мотивировать. Сразу четыре звезды сборной Франции — Микаэль Гигу, Седрик Соррендо, Люк Абало и Никола Карабатич — намерены покинуть команду в этом году. Если французы не успеют собраться к олимпийскому отбору, финал карьер получится минорным.
Проводить выдающихся гандболистов достойно хочет и французская публика, несмотря на то, что по итогам чемпионата Европы сборная получила щедрую порцию народной "любви".
Домашняя олимпийская квалификация пройдет с 17 по 19 апреля в Париже с огромным размахом. "Аккорхотелс-Арена", выбранная для ее проведения, вмещает 20 тысяч зрителей и уже принимала большой гандбол. Именно здесь проходили матчи мужского чемпионата мира 2017 года и женского чемпионата Европы годом позднее.
Нельзя однозначно сказать, поможет ли фактор домашних трибун уберечься от потенциально самого громкого провала последних лет. В свете январского избиения особой угрозой кажутся португальцы, традиционно серьезно смотрятся хорваты, да и от сборной Туниса, вице-чемпиона Африки, тоже не приходится ждать слабого сопротивления.
Три сложнейших матча за три дня — настоящие игры на выживание для Жиля и его команды, а на кону не только путевка на Олимпиаду, но и определение направления движения сборной на ближайшие годы. Молодой тренер не боится ни ответственности, ни громких слов: "Мы должны создать такие условия, чтобы талант этой команды воплотился в индивидуальном мастерстве каждого и состоянии ума всех вместе. Так мы найдем свой путь к Играм и будем расти дальше".
Фото: leparisien.fr, lnh.fr, lavoixdunord.fr, lefigaro.fr, liberation.fr