"Молодежка" Валентина Бузмакова. "Парни хотели приехать в больницу. Я отговорил — работа важнее"

13 января 2020

Рулевой молодежной сборной России (U-20) наблюдал за успехами учеников на турнире в Венгрии и давал это интервью из больничной палаты, куда уложил его злополучный аппендицит.

"Молодежка" Валентина Бузмакова. "Парни хотели приехать в больницу. Я отговорил — работа важнее", изображение №1

Учились бы, на младших глядя! "Молодежка" (U-20) выиграла турнир. Попутно победив венгров…

— Во-первых, с победой вас на турнире. Во-вторых, скорейшего выздоровления. Когда планируете вернуться к работе?

— Загадывать не буду, потому что лечение прошло не совсем гладко. Но считаю, что уже вышел на путь восстановления. Думаю, что дня через два должны выписать.

— Парни, когда узнали, что остались без тренера, обещали лечь костьми, но турнир выиграть?

— Таких разговоров не было. Да и произошло все очень быстро. Конечно, отправляли слова поддержки, хотели и в больницу приехать. Но я отговорил. Не хотел, чтобы они отвлекались. Попросил, наоборот, сконцентрироваться на тренировочном процессе. Ответили: поняли, будем работать. Для меня такая правильная реакция была намного важнее.

— Выдали карт-бланш Юрию Зайцеву в плане управления командой и ведения игры?

— Безусловно, Юрию Григорьевичу была предоставлена полная свобода действий. После игр у нас были недолгие телефонные разговоры, в которых мы обсуждали самое основное. Все остальное он взял в свои руки.

Юрий Зайцев
Юрий Зайцев

У меня уже был опыт отсутствия на скамейке во время матчей — такое дважды случалось в клубе. Так что понимал: уладить какие-то нюансы и пытаться на что-то влиять дистанционно едва ли возможно. Лучше просто не мешать.

— Не рановато ли раскрыли в Венгрии карты? После таких игр и результатов соперники станут относиться к россиянам совсем иначе…

— Мне кажется, здесь дело даже не в картах. Парни получили хороший эмоциональный импульс. Но я даже не хочу излишнего внимания к этой победе со стороны журналистов. Да, ребята выиграли, я поблагодарил их за каждый из матчей, в том числе и за ничью с хорватами.

Но мы много общаемся вне занятий. И перед нашими глазами до сих пор стоит тот несчастливый юношеский чемпионат Европы в Хорватии. Все понимают, что на молодежном первенстве континента будет тяжело. Оппоненты подойдут к нему в боевой форме.

А что мы так рано о себе заявили и теперь к нам будут специально готовиться, это не страшно. Наоборот, чем больше у нас будет спаррингов, причем с представителями разных гандбольных школ, тем лучше.

— Физически команда была в полном порядке — за пять дней сбора так не натренировать. Хорошо выполнили домашние задания?

— Наверное, сказалось, что пауза между играми в клубах и началом сбора оказался совсем небольшой. Некоторые игроки завершили спортивный год 28-29 декабря. А 1 января были уже в расположении национальной команды в Красноармейске.

За такой короткий срок форму они не растеряли. За пару стартовых дней сбора мы повысили им тонус физическими упражнениями, и в оставшееся время на "физику" уже не налегали.

То есть теперешняя ситуация в корне отличается от той, что была полгода назад, когда гандболистов вызвали на сбор после летнего перерыва. Там все было куда сложнее.

"Молодежка" Валентина Бузмакова. "Парни хотели приехать в больницу. Я отговорил — работа важнее", изображение №3

— Вы говорили, что игра должна приносить удовольствие. Эффектные "воздушки" и головоломные комбинации можно считать проявлениями подобного настроя?

— Конечно. Теперь важно перенести все это на главный старт, не ограничиться товарищеским турниром. Практически во всех контрольных матчах команда справлялась с волнением. А когда мы играли на "Европе", напряжение просто висело в воздухе. Нам при подготовке нужна игровая обстановка, максимально приближенная по накалу к крупным соревнованиям.

Это будет задачей на ближайшее время. Сочту ее решенной, если на европейском форуме в Австрии и Италии ребята покажут себя так же уверенно, как в Венгрии. Это сразу решит многие проблемы. А если совладать с нервами не выйдет, все будет очень грустно.

— В первых двух было много удалений. Не хватало взаимопонимания в защите?

— Здесь проявились несколько факторов. У игроков этого возраста сейчас период становления. Некоторые борются за места в основах клубов Суперлиги. Они уже превращаются в мужиков и даже на тренировках играют грубо. Пресекать такое на корню не вижу смысла. Но это необходимо корректировать.

До гандболистов нужно доносить, где предел допустимого, в каких ситуациях жесткость кстати, а где она противопоказана. А там нахватали удалений, многие их которых были глупыми. Скажу даже так: очень детскими.

После ничьей с хорватами позвонил Юрию Григорьевичу. Представляю, что он испытывал. Сборная вела 26:22 за три с небольшим минуты до сирены и упустила победу. Постарался, как мог, его успокоить. С другой стороны, это хороший урок, который больше нигде не получишь. Мы, естественно, будем эти эпизоды разбирать, анализировать. Но в любом случае такой опыт точно пригодится.

— Летом команда играла намного проще. Парни созрели для сложных решений?

— Это спорное суждение. Когда уходит нервозность, включается фантазия. Появляются интерес к игре, элементы творчества. Даже варианты, которые много раз отрабатывались, идут по другому руслу. Игроки друг друга понимают, к чему мы, собственно, и стремимся.

Но сложные комбинации мы не наигрывали. Да и смысла в этом пока не вижу. Отчетливо помню, как на юношеском чемпионате Европы нас ошарашили высокой защитой испанцы. Сергей Кленов брал тайм-ауты, объяснял, что необходимо делать, но по глазам ребят было видно, что информацию они просто не воспринимали.

"Молодежка" Валентина Бузмакова. "Парни хотели приехать в больницу. Я отговорил — работа важнее", изображение №4

Поэтому, считаю, в этом возрасте слишком усложнять ничего не стоит. Надо работать над психологической устойчивостью. С этим прицелом и будем трудиться до июля. Понятно, что всегда хочется выигрывать. Но если на первенстве континента у всей команды будет такой интерес к игре, задачу посчитаю решенной.

В таких случаях даже проигрыш идет в плюс — это совсем другая картина, другое кино. А если игроки пребывают в ступоре от волнения, никакой опыт усвоен не будет. Такой матч можно просто вычеркивать, пользы он не принесет.

— Перейдем от общего к частному. С такой игрой обоих вратарей можно в принципе не волноваться из-за отсутствия третьего номера?

— По одному турниру так судить не возьмусь. Тем более что и Олег Надолинский — третий голкипер, которого мы взяли на сбор, — проявил себя неплохо. Если позволит ситуация на других позициях, попытаемся взять его на следующий турнир.

Стабильности вратарям пока не хватает, это опять же от психологии. Голкипер, на мой взгляд, должен быть втрое хладнокровнее полевых игроков. На тренировках, когда все идет хорошо, забросить им очень трудно. Чуть дают волю эмоциям, залетает все подряд.

Физически и Вадим Кондратенко, и Владислав Мартыненко готовы отлично. Плюс в Венгрии им неплохо помогала защита. Но уверенно сказать, что весной, не говоря уже о чемпионате Европы, они покажут такой же уровень, пока не могу.

— Никита Ильтинский и Илья Демин провели на площадке куда больше времени, чем их сменщики. С основными крайними определились?

— Что касается левого фланга, то там Никита сыграл больше по игровой ситуации. А на противоположном углу Илья играл много, потому что у его напарника Дениса Корякина возникли проблемы со спиной.

— В задней линии даже не просматривается левша в помощь Сергею Иванову?

— Обостряет положение дефицит времени, которое осталось до июля. Возможности для экспериментов не остается. Впереди один весенний сбор, а после него команда соберется уже в июне — непосредственно для подготовки к главному старту. Есть ребята, с которыми можно работать на перспективу, но за это время они попросту не успеют выйти на необходимый уровень.

— Получается, вариант с правшой Данилой Сазоновым в роли сменщика — это окончательное решение?

— У него тоже не все получилось. Яркие отрезки чередовались с провальными. Вспомним хотя бы встречу со сборной Хорватии. Это еще надо было умудриться наделать столько ошибок за короткое время, чтобы соперник смог спастись из безнадежного положения. Будем работать. Посмотрим на прогресс.

"Молодежка" Валентина Бузмакова. "Парни хотели приехать в больницу. Я отговорил — работа важнее", изображение №5

— Зато в прогрессе Андрея Такшеева сомнений нет.

— Он настоящий работяга. Уезжает после сбора — даю ему персональное задание. Андрей присылает мне видео своих тунисских игр. Я оцениваю: вот здесь красавец, а здесь надо добавлять. Он отвечает: все понял. И когда приезжает на следующую тренировочную сессию, вижу, что он действительно пахал. Постоянно прибавляет за счет работоспособности. Такое трудолюбие привить бы остальным, и расклад был бы совсем иным.

— Алексей Чирков, похоже, полностью восстановился. Будет ли в сборной третий линейный?

— На сборе был Егор Новокрещенов, но с ним мы общались на уже традиционную тему. Я сказал: Егор, ты не едешь, потому что опять прибыл с весом 121 килограмм. Все в твоих руках. Хочешь есть — ешь. Хочешь играть — придется делать выбор. А много есть и одновременно играть в гандбол не получится.

Также не забываем о спартаковце Святославе Кривиче. В начале сезона он получил травму. Следим за его восстановлением.

Еще один линейный нужен обязательно. К летнему сбору на каждой позиции у нас должно быть по три кандидата. Сбор длинный, будет много "физики", нагрузка серьезная. И, если случится травма, она не должна становиться происшествием фатальным.

— Главный сюрприз — игра в розыгрыше Евгения Грибкова. Вы сами ожидали от него такой прыти?

— Два года назад у него была операция. После нее он на занятиях вроде бы и выполнял намеченное. Но, возможно, у Жени были сомнения в собственном здоровье. Теперь он окреп, возросла скорость, он смело идет на защитников, лезет в "прорезки". Грибков почувствовал свой организм, который дал ему сигнал, что полностью восстановился. Он стал смелее, это дало толчок к выходу на новый уровень. А с мышлением у него всегда был порядок.

"Молодежка" Валентина Бузмакова. "Парни хотели приехать в больницу. Я отговорил — работа важнее", изображение №6

— Очень мало играл Данила Иванов.

— Это тренерское решение. Сейчас он немного уступает Грибкову и Дмитрию Калугину. Хотя по работоспособности его можно сравнить с Такшеевым. Парень полностью отдается тренировкам, ответственный. От Данилы жду своеобразного щелчка, переключения. Он должен перейти на новый рубеж. Как только это случится, увидим другого гандболиста.

— Левым полусредним Александру Коваленко и Егору Овчинникову в Венгрии удалось затмить Илью Белевцова?

— Илью мы не ставили в "старт", чтобы оставлять бросающих игроков на весь матч. Потому что, если бы выпускали всех дальнобойщиков сразу, нужны были бы массовые замены для передышек. И могли бы возникнуть проблемы с дальними бросками.

Я очень доволен, что сменщики Белевцова проявили себя интересно, причем разнопланово. Егор больше сыграл за счет ног. Саня в нужный момент включил голову, и у него, что называется, полетело. Это один из самых приятных итогов венгерского турнира.

— Ребята звонили после победы?

— Я им сам написал. Поблагодарил за хорошую работу на сборе и поздравил с выигранным турниром. Парни заслужили добрых слов. Но, повторюсь, не хотелось бы чрезмерного внимания к итогам этого венгерского выезда. Еще многое нужно сделать, чтобы успешно сыграть не на товарищеском турнире, а на крупном. Все будет зависеть от правильного психологического фона.

— Весной у команды будут спарринги?

— Да, в рамках апрельского сбора планируем выехать на контрольный турнир в Польшу.

Фото: пресс-служба ФГР; facebook.com/nekakademia.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»