Многолетний лидер "Невы" летом пополнил российскую колонию "Вардара". А на днях, будучи на сборе национальной команды, поделился с нами первыми впечатлениями.
— С какими чувствами ехали в Македонию?
— Настроение было отличным. Сбылась мечта попасть в клуб-гранд европейского гандбола.
— Опасения, что ничего не получится, возникали?
— Да я до сих пор не знаю, получится ли. Все-таки в клубе всего лишь три месяца, и говорить, что я уже заиграл, пока еще рановато.
— Действительность совпала с представлениями?
— Даже близко не совпала. Все оказалось еще грандиознее. Больше всего впечатлило, насколько тренер и игроки глубоко понимают гандбол и друг друга. Это совершенно другой уровень, чем тот, на каком мне приходилось играть раньше.
— Есть ли что-то похожее в тренировочном процессе "Вардара" и "Невы"?
— Если и есть схожести, то незначительные. А так клубы кардинально отличаются. Взять, скажем, занятия по ОФП. Тебе дали какое-то упражнение — и никто не будет стоять рядом, считать, сколько подходов и каким образом ты выполнил. Ты профессионал, и это нужно прежде всего тебе. Но для меня подобный принцип проблемой не стал, я быстро это принял к сведению и влился в общий ритм.
— Понятно, что на первых порах было тяжело. Кто вам больше всего помогал?
— Российские ребята, которые уже давно играют в "Вардаре": Сережа Горбок, Тимур Дибиров, Даниил Шишкарев. Причем не только в спортивном плане, но и повседневном бытовом.
— Как проводите свободное время?
— Во время предсезонной подготовки его было не так много. Теперь стало больше, успел хотя бы Скопье посмотреть…
— …который примерно в десять раз меньше Питера.
— Конечно, такого размаха в культурной жизни, как в Санкт-Петербурге, здесь нет. И в первое время это сильно ощущается. Но потом привыкаешь.
— Можно на выходные сгонять в Софию, Белград или Афины.
— Можно. Но только в теории. В реальности у нас сейчас нет стольких выходных, чтобы можно было выбраться хотя бы на сутки, а потом успеть вернуться к тренировкам.
— Язык уже выучили?
— Не скажу, что очень хорошо говорю, но с каждой неделей прогрессирую. В целом язык похож на русский, что очень способствует усвоению. Процесс идет полным ходом.
— Александру Шкуринскому, с которым вы вместе пришли в сборную, переезд за границу очень помог в развитии. У вас аналогичная ситуация?
— Это покажет только время. Когда переходил в "Вардар", понимал, что такого тренерского доверия, как в "Неве", и большого игрового времени поначалу не будет. И морально был к подобному раскладу готов. Чувствую, что прибавил за эти три месяца, но делать глобальные выводы еще рано.
— И ни разу не хотелось махнуть рукой и сказать: мол, надоело, поеду лучше в Россию, где снова буду суперзвездой?
— Конечно, нет. Променять суперклуб на "зону комфорта"? Это было бы неправильно.
— Травмы за это время случались?
— Только незначительные. Самым серьезным было растяжение ахилла. Но я его быстро залечил, буквально за неделю.
— Эмоции от лигочемпионского дебюта в форме "Вардара"?
— Несколько лет назад я уже играл в главном еврокубке в составе "Невы". Давно это было. Тогда я находился еще в юниорском возрасте, а в Лиге чемпионов имели право выступать два клуба Суперлиги. А здесь я, естественно, волновался. Еще и играли с "Монпелье", победителем минувшего розыгрыша.
— Быстро удалось справиться с нервозностью?
— К удивлению, да. Мне даже выделили игровое время, пусть и немного. И за эти минуты я смог забросить, а клуб в итоге победил. Так что старт можно назвать удачным.
— Повторение итога прошлого сезона — попадание в "финал четырех" — станет хорошим результатом для "Вардара"?
— Задачи на турнир мы ставим иные — медали высшей пробы. И в сборной России Эдуард Кокшаров тоже стремится, чтобы мы достигали максимальных целей. Выходом из группы на главных стартах ограничиваться нельзя.
— Вы впервые сыграли за клуб с такой большой фанатской армией.
— Публика здесь что надо. Ехать на матч в Скопье гостевой команде действительно страшно. Помню один случай. Шла игра, и вдруг вся арена в едином порыве начала петь. Да так, что под сводами раздавалось эхо. Я сидел на скамейке и натурально отвлекся от происходившего на площадке. Просто заворожило исполнение — для меня ведь это было в новинку.
— А появились ли у вас персональные поклонники? Или поклонницы?
— Фотографировался с болельщиками после игр я уже не однажды. А вот преданных фанаток, которые ждут выхода с арены, в любви признаются, пока не нажил.
— В сборной России у вас теперь иной статус…
— Каков он, дадут ответ только игры. Я, как обычно, приехал с хорошим настроем. Вновь увидел друзей. В национальной сборной всегда ощущаю себя комфортно.
— Что знаете о ближайшем сопернике?
— Смотрим игры, разбираем. К сборным топового уровня итальянцев, разумеется, не отнесешь, но и списывать их со счетов тоже не следует. В любом случае придется встречаться со всеми. Два очка за преимущество на бумаге нам не выпишут.
— Методики Кокшарова очень похожи на вардаровские?
— Небольшие отличия есть, в зависимости от исполнителей на тех или иных позициях. Но в принципе они идентичны.
— То есть сборная будет играть как "Вардар"?
— Можно и так сказать. Главное, чтобы результаты тоже были сопоставимы.
— В недалекое будущее мыслями уноситесь?
— В январь, когда пройдет чемпионат мира? Знаете, до него еще полно времени. Для начала нам надо достойно отыграть октябрьские матчи европейского отбора. А уже на первенстве планеты станет ясно, отличаюсь ли я образца Франции-2017 от себя нынешнего. И в какую сторону.
Фото: Федерация гандбола России, rkvardar.mk.