Своим первым помощником в сборной России Эдуард Кокшаров выбрал коллегу по "Вардару" серба Деяна Перича. Знакомимся с ним в Новогорске с целью понять почему.
— Приглашение в тренерский штаб сборной России не застало вас врасплох?
— Оно было неожиданным. Но это для меня еще и большая честь, и высокая ответственность. Конечно, на мое решение повлияло то, что пригласил меня мой друг Эду (Эдуард Кокшаров — БЦ). С ним вместе мы провели яркий отрезок спортивной жизни. Считаю его одним из величайших игроков в истории мирового гандбола.
Возможность поработать со сборной страны, которая имеет славную историю и богатые традиции, выпадает не каждому. Поэтому предложение принял без раздумий.
— А у нас в таких случаях говорят: взяли по блату.
— Знаете, у нас примерно так же. Но работа — это всегда работа. А если ей сопутствуют еще и дружеские отношения, это только помогает делу. Меня так точно обязывает максимально серьезно к нему отнестись.
— Вы поменяли за вратарскую карьеру десяток клубов...
— Да уж, довелось поскитаться. Разве что до "Чеховских Медведей" так и не добрался.
— Где было сложнее всего?
— Мне не было тяжело ни в одной команде. Везде оставлял добрые отношения со всеми. А самым сложным можно назвать время в мадридском "Атлетико". Это был мой первый зарубежный контракт, и было мне тогда всего 22 года. В клубе как раз возникли серьезные финансовые проблемы. Но та ситуация помогла мне получить суровый жизненный опыт, научила, как жить и работать дальше. Я не уехал из Мадрида досрочно, прошел с командой через все неурядицы и не бросил людей, поверивших в меня, молодого начинающего вратаря.
— Ваши обязанности в штабе российской сборной?
— Я полностью в распоряжении Эдуарда при выполнении задач, которые он поставит перед квалификацией к чемпионату Европы и затем при подготовке к чемпионату мира. И, конечно, буду помогать Игорю Левшину в работе с вратарями. Верю, что сможем обеспечить вокруг команды позитивную энергетику и добиться нужных результатов.
Дополнить ответ коллеги вызвался Эдуард Кокшаров:
— Давайте я поясню. Круг обязанностей Деяна мы оговаривали с ним подробно. Считаю, перед плаванием всегда надо поступать именно так, на берегу. Деян стал в команде моей правой рукой. Он через многое прошел, знает игру досконально. Два глаза — хорошо, а четыре — лучше. Он должен, не стесняясь, в любой момент делать мне подсказки, подмечать то, чего могу не заметить, поддерживать в команде здоровый психологически климат.
А его уникальный вратарский опыт должен помочь в работе с голкиперами. В этот раздел подготовки постараемся привнести что-то новое для нас из знаменитой югославской вратарской школы.
И не забывайте, что Перич два с половиной года возглавлял сборную Сербии и многое из нелегкой тренерской доли прочувствовал на себе. Я стараюсь смотреть на ситуацию в целом, держать взятый генеральный курс. Но понимаю, что при этом могу упускать какие-то важные нюансы.
— У Деяна есть право на подсказ вам непосредственно по ходу игры?
— Да, это мы тоже обсуждали. Я сказал ему, что во время матчей необходимо работать в тандеме. Если этого не будет, то я с таким же успехом могу усадить на скамейку рядом собой свою жену.
— Деян, в воротах "Вардара" этой осенью блистательно дебютирует ваш тезка и соотечественник Милосавлев. Его приглашение — ваша идея? Кстати, парню только 22 года — как и вам при подписании первого зарубежного контракта с "Атлетико".
— Инициатива исходила от президента "Вардара" Сергея Самсоненко и Эдуарда Кокшарова. Они спросили и мое мнение. Дело в том, что в сборную Сербии первым Милосавлева пригласил я — в бытность ее главным тренером. Принимая окончательное решение, Самсоненко и Эдуард сказали, что такому молодому вратарю нужен хороший тренер. Видимо, относят меня к числу таковых.
— Вы остались довольны своей работой во главе сборной Сербии?
— Когда тренер возглавляет сборную, он формирует бригаду из тех, кому доверяет. В определенном смысле этот штаб — его лицо. И для меня это был первый такой большой опыт. Узнал много нового. Было там и такое, о чем не догадывался и не имел представления. Объясню это так: большую часть карьеры провел за рубежом, а работа в сборной позволила мне с немного новых сторон узнать соотечественников...
— Вы ведь много раз бывали в России. Но на знаменитую базу в Новогорске попали впервые. Впечатления?
— Повидал много подобных тренировочных центров. Новогорский, конечно, один из лучших. Здесь спортсмены могут полностью сконцентрироваться на работе, погрузиться в нее, ни на что не отвлекаясь. Мне здесь очень приятно. И надеюсь, что я здесь далеко не в последний раз.
Мне вообще нравится приезжать в Россию. Ваша страна для меня ассоциируется с множеством русскоговорящих друзей. Все они — скромные, культурные, воспитанные и доступные люди, без каких-либо отталкивающих черт.
— Например?
— В первую очередь это Сергей Рутенко и Эдуард Кокшаров. С ними вместе я очень давно — считай, всю сознательную спортивную жизнь. С удовольствием общаюсь и с более молодыми: Тимуром Дибировым, Сергеем Горбоком, Даниилом Шишкаревым.
Для меня очень важно, что Россия, как и Сербия, — в основном православная страна. Надеюсь, вы понимаете, что это значит для многих сербов. Для меня в том числе. Это то, из чего многие из нас черпают жизненную силу.
— Следите за российским гандболом?
— Следил всегда. А сейчас особенно. Смотрел игру за Суперкубок "Чеховские Медведи" — "Спартак", матчи "медведей" в Лиге чемпионов, многие игры чемпионата. В этом году он получается не таким предсказуемым, как прежде. Неважно начали чеховцы, пока далеки от лучшей формы игроки "Спартака". Борьба за чемпионство и медали обещает быть жаркой. Так же внимательно слежу за матчами зарубежных команд, где есть россияне.
— Что скажете о вратарях сборной? На них можно надеяться?
— Во времена, когда советский гандбол находился на самом верху, в нем всегда были сильные голкиперы. За тридцать лет профессиональной карьеры мне довелось поиграть против Томина, Шипенко, Лаврова и многих других. Элитный класс этих парней — свидетельство хорошей вратарской школы. И сейчас вижу голкиперов, с которыми можно работать. Есть такие, кто вполне способен многого достичь.
— Как оцениваете состояние сборной России? На какие свершения с ней вы настраиваетесь?
— Ситуация непростая. Но в России есть игроки высокого класса. Многие играют в сильных зарубежных клубах, вижу перспективных гандболистов в национальном чемпионате. Причем очень важно, что за редким исключением кандидаты сконцентрированы в нескольких клубах. Только у нас в "Вардаре" их пятеро. Ребята в постоянном контакте друг с другом, наигрывают связки.
Оцениваю квалификацию кандидатов в сборную, знаю принципы формирования команды Эдуардом. Вижу, что он опирается не на индивидуалистов, а на игроков, способных подчинить свое эго интересам команды. Это правильно. И, надеюсь, такой подход позволит нам переломить ситуацию и добиться высоких целей.
— Что вы под этим подразумеваете?
— Возвращение на ведущие позиции, которые сборная России занимала очень давно. Борьбу за самые высокие места на всех топ-турнирах, включая Олимпиаду в Токио.
— Действительно верите, что такой скачок возможен уже в ближайшем будущем?
— Надо верить в это и много работать. Квалификация российских гандболистов позволяет рассчитывать на многое. Еще раз: главное — верить.
Это в первую очередь психология. Мы с Эду, играя за словенский "Целе", в 2004 году выиграли Лигу чемпионов. Причем по составу были тогда далеко не сильнейшим европейским клубом.
Тогда в первом матче 1/8 финала мы проиграли в гостях тринадцать мячей испанскому "Адемару". А дома выиграли те же тринадцать голов и за счет большего их числа в гостевом матче прошли дальше (25:38, 34:21 — БЦ).
И все это происходило на фоне урезания бюджета, ухода основных игроков и привлечения в состав молодежи. После той домашней победы у нас что-то переключилось в головах. Пришли уверенность и ощущение, что мы можем все и нам все по плечу. Так на крыльях до финиша и долетели. Есть еще недавний схожий пример ваших футболистов.
Одна из наших задач — донести те ощущения и до игроков нынешней российской сборной, вселить в них мысль, что ничего невозможного нет.
Вот пролистал сейчас номер вашего журнала. Вы специально подобрали там фото к интервью с Эдуардом? На нем он буквально продирается между мощными защитниками сборной Франции, один из которых — ее нынешний тренер Дидье Динар. По-моему, фото символичное. Вот и мы постараемся так же пробиться к самым вершинам. Все в наших силах.