Главный тренер "Пермских Медведей" обстоятельно анализирует неожиданную победу над "Спартаком" в Суперлиге, после которой у москвичей последовала смена рулевого.
— Серия из четырех поражений подряд, которая скопилась перед матчем со спартаковцами, морально давила?
— Безусловно. Если мне не отшибло память, то у нас еще не было столь неудачного стартового отрезка. Насколько сильным был прессинг, судить не берусь, поскольку не знаю, в каких единицах его измерять. Но нервозность ощущалась. Мы и до этого хотели выиграть, вот только не получалось. У нас в составе много новичков, пока находимся в стадии поиска игровых связей.
Эта проблема стоит для нас на первом месте после того, как "Пермские Медведи" пережили переформатирование и от команды, занимавшей призовые места и бравшей Кубок России, пришли к нынешнему виду. Нужно сформировать стабильный состав, с которым можно отработать два-три года, чтобы ставить серьезные задачи. А так у нас каждый сезон три-четыре человека уходят и столько же приходят. Этот постоянный поиск вариантов выхода на прежний уровень отнимает время. Поскольку у нас нет собственной сильной школы, приходится собирать гандболистов по всему миру.
— На "Спартак" настраивать лишний раз никого не надо.
— Да мы вообще не питали никаких иллюзий по поводу этой встречи. Построили четкий план на игру, держа в уме информацию о большом количестве травм у соперников. К отсутствующим Егору Евдокимову, Льву Целищеву и Миндаугасу Урбонасу добавился Евгений Цахариас. А это не очень приятный для нас гандболист, регулярно доставлял уйму сложностей.
Другим фактором стал тяжелый график москвичей. Понимая, что в целом мы объективно слабее, старались использовать сложившиеся обстоятельства в нашу пользу.
— Этот "Спартак" намного хуже того, с которым вы рубились весной в четвертьфинале Суперлиги?
— Если сравнивать именно эти игры, то, конечно, спартаковцы выглядели слабее. В Перми у них не было ключевых игроков, которые могут качественно отыграть и в защите, и в нападении. Того же Цахариаса, к примеру. Его дублер Игор Радоевич и близко не может безболезненно его заменить.
Да, у них много индивидуально сильных парней, как Александр Деревень, в одиночку вытащивший матч против СГАУ-"Саратова". Повторить этот трюк у него не получилось. Видимо, сказались усталость, перелеты…
— Не скромничайте. Грамотная тактика тоже сказалась.
— Всегда проще детально разобрать команду, которая постоянно на виду и проводит много матчей. Мы настолько тщательно подошли к изучению, что просчитали, наверное, все возможные варианты. Ну и наша вратарская линия пусть и не выдала феерию, но сыграла неплохо. До этого у нас было меньше 20 процентов отраженных бросков, сейчас хоть что-то смогли зацепить, за счет чего чаще использовали быстрый переход.
Реализация тоже наконец-то порадовала. И, конечно, пытались действовать как можно быстрее, понимая, что у спартаковцев определенный кадровый голод и приличная нагрузка. У них практически все встречи получились очень напряженными. Не было таких матчей, когда либо ведешь, либо проигрываешь десяток мячей и уже можно выпускать резервистов. Мы видели, что возможность экономить силы оппонентам не представлялась и в концовке ресурсы могут закончиться.
— Кем из новичков довольны больше всего?
— Сложно сказать. Мои слова, наверное, трудно принять болельщикам, которые приходят на гандбол за положительными эмоциями и хотят, чтобы их любимцы побеждали всегда. Но мы все еще на стадии становления. Хотя отрадная тенденция уже видна.
За исключением Дмитрия Калугина, все гандболисты у нас опытные, с уже давно сформировавшейся манерой игры. Нужно просто узнать друг друга, привыкнуть, понять, кто что делает. Потому что на старте у нас было много нелепых потерь, но не из-за недостатка мастерства, а именно из-за непонимания.
Выделить кого-либо я не могу, однако динамика мне нравится. Улучшается сыгранность, становится больше удачных взаимодействий. Если еще и голкиперы нам тыл прикроют, будет легче.
— Раз уж зашла речь про Калугина... В игре против серебряных призеров Суперлиги 19-летний парень был спокоен как удав.
— У Димы есть очень редкое спортивное качество. И в клубе, и в молодежной сборной он выходит вторым разыгрывающим. Наверное, каждому игроку хочется начинать матч со стартовым свистком. Далеко не все могут успешно выйти со скамейки. У него с этим никаких проблем нет.
И я тоже отметил, что в трудные моменты он не просто руководил нападением, а даже вселял некую уверенность в людей гораздо старше себя. Мне это было очень приятно наблюдать.
Впрочем, работать Калугину нужно еще очень много. Но в спорте вообще и в гандболе в частности очень большое значение имеет психология. Я тысячу раз сталкивался с ситуациями, когда опытный мастер не может совладать с собой и делает ошибку только из-за того, что его психоэмоциональное состояние выведено из-под контроля.
Любому гандболисту можно поставить прыжок, натренировать скорость, увеличить силу броска. Все это дело времени. Но самое главное, чтобы он был морально устойчив.
— Концовка матча со "Спартаком" осталась за вашей командой. Получается, физически чувствуете себя неплохо?
— Большую работу проделали в межсезонье. Никаких претензий в плане самоотдачи не предъявлю — ни по текущему тренировочному процессу, ни по летнему, когда была чистая "физика". Кстати, неудачное начало сезона отчасти объясняется еще и этим. У нас был всего один турнир, которого не хватило, чтобы почувствовать друг друга.
В стартовом матче с астраханским "Динамо" мы хотели сразу показать товар лицом при домашних трибунах и запороли игру. А дальше уже проваливались фрагментами — не было соперника, который нас попросту переехал бы... Порой демонстрировали хорошую игру, но в решающие отрезки сбивались на индивидуальные действия. В результате этого никто не понимал, что мы делаем в целом.
Добытая победа очень нужна для нас. Два очка, конечно, тоже на дороге не валяются, но гораздо важнее приобретенная уверенность.
— В самой концовке вы атаковали без вратаря. Может, не стоило так рисковать — ведь могли получить два перехвата и упустить птицу счастья?
— Первый раз мы атаковали с пустыми воротами после тайм-аута. Разговаривали о том, что даже в случае выгодной позиции для броска не надо стремиться поразить цель: важнее убить время. Но дальше случился казус, который, к счастью, завершился благополучно — спартаковцы не попали в пустую "рамку".
Когда мы начинали следующее нападение, тайм-аутов уже не было. Поменяли линейного, поставили вратаря — от этого началась всеобщая суматоха. Но вообще у нас сейчас нет времени, чтобы проработать все ситуации, которые могут возникнуть. Пришлось отчасти действовать по наитию. В перерывах между матчами будет много командной и индивидуальной работы, благодаря которой мы заполним эти пробелы.
— После победы над финалистом чемпионата России тяжело собраться на кубковый матч с более слабыми белгородцами?
— Мы с ребятами этот вариант моделировали. И я тогда сказал: если настрой будет, как на матчах с дублерами, которые мы иногда проводим, это может привести к дурацкой травме. И виной ей будет собственное разгильдяйство. У нас была история, когда на сборе игрок получил повреждение буквально на ровном месте. Потерял несколько месяцев, пришлось делать операцию. Когда перед глазами подобный пример, обычно доходит быстро.
Постарался донести до ребят, что нужно просто выйти, сделать работу и попасть в следующий этап. Надеюсь на их профессионализм.
— Как чувствуете себя в роли человека, уволившего главного тренера "Спартака"?
— Не думаю, что наша победа стала решающим фактором. Мне кажется, что это было оговорено заранее.
Во главе "Спартака" — Олег Кулешов: "Прежде всего нужно понять, в какой гандбол мы хотим играть"
Фото: Михаил Чазов; пресс-службы ГК "Спартак", "Нева".