Рулевой пока юношеской (U-19), но уже через год молодежной сборной России обстоятельно ответил на вопросы вдогонку турниру, проведенному его командой в Венгрии.
Сборная России (U-19) готовится к товарищескому турниру в Венгрии
Юноши Бузмакова. Турнир трех наций: балатонская рулетка
— Давайте сортировать впечатления от прошедших матчей по шкале "плюс — минус".
— Несмотря на поражения от хорватов и венгров, поездкой на Балатон доволен. Порадовали настрой ребят да и в целом игра. Нас подвело чрезмерное число потерь, порой необъяснимых. Точнее, объяснение у них одно: парни только вышли из отпуска, в течение сбора мы успели провести всего лишь два трехдневных цикла. Один был полностью посвящен "физике", другой — работе с мячами.
Времени на отработку взаимодействий и совершенствование передач практически не было. В матче против хорватов мы совершили 15 потерь, во встрече с венграми — 19. С таким браком очень сложно побеждать топ-соперников.
Но даже при этом в первой игре мы почти до сирены шли мяч в мяч и отпустили оппонентов в самой концовке, допустив очередную пробежку. Назавтра, во встрече с венграми, история повторилась — за тем исключением, что решающий рывок хозяева начали чуть раньше и уместили в заключительные восемь минут.
Никакой паники наши результаты не вызвали — они адекватны времени, которое мы провели на июльском сборе. Конечно, всегда хочется побеждать, но нужно быть реалистом. Сложно обыграть лидеров мирового юношеского гандбола, которые на подходе к главному турниру сезона — чемпионату мира, когда сам пребываешь не в оптимальных кондициях.
— То есть выявленное отставание можно было бы ликвидировать, имей вы возможность поработать летом так же, как соперники?
— Естественно, не могу смотреть вперед и предугадывать исходы предстоящих игр. Но скажу уверенно, что число потерь мы точно сократили бы. За три дня трудно восполнить пробелы, появившиеся за время отпуска.
Но ребята и на сборе трудились с большими желанием и ответственностью, и в игре себя проявили. Понятно, кто-то выглядел лучше, у других меньше получилось. Но в целом картина была неплохой.
— В нашей апрельской беседе вы сетовали на лишний вес у некоторых игроков...
— К сожалению, кардинально ситуация не изменилась. Пришлось поставить вопрос ребром: если ребята не приходят в кондиции, соответствующие нашим задачам, мы перестаем их вызывать. Возможно, заменим парнями, которые младше. Например, хорошо себя показал полусредний Егор Овчинников 2001 года рождения.
В общем, сделал последние предупреждения и каждому дал персональные задания. Если к следующему сбору они не будут выполнены, то ребята потеряют статус игроков национальной команды. Они должны понимать: никто не сделает работу за них. Подход к этому у них не вполне профессиональный.
Отчасти по этой причине мы играли фактически одним составом. И могли убедиться, насколько быстр гандбол в исполнении сильных сборных. Обходились без замен и то далеко не всегда успевали вернуться в защиту при смене фаз игры. А причина этому одна — неважное физическое состояние.
В начале июльского сбора сдали контрольные нормативы — и сразу стало понятно, кто есть кто. У кого все хорошо с физикой, тот и играет неплохо, а у кого дела обстоят хуже, теряет в скорости, что сразу же увеличивает число ошибок.
— Отсутствие Ильи Демина, вызванного во взрослую сборную, сильно снизило потенциал на правом краю?
— Илья, конечно, перспективный гандболист. Увы, он не одарен от природы могучим здоровьем. Берет за счет хитрости, гибкости ума, но без физической силы игрок либо не сможет долго быть на площадке, либо по ходу игры перестанет приносить пользу.
Поэтому не стали вызывать Демина на наш сбор. Поговорили с тренерами астраханского "Динамо" и совместно пришли к выводу, что для развития парня ему лучше пройти предсезонную подготовку с волжанами.
То же относится и к правому полусреднему "Невы" Александру Коваленко. Летние клубные сборы должны сделать спортсмена сильнее физически.
— Перенесемся на левый фланг. Долго раздумывали, прежде чем "отцепить" краснодарца Чана Суан Вьета?
— Мы с ним пообщались и поняли друг друга. Края у меня вызывают, пожалуй, наименьшую тревогу. Там острая конкуренция, где на место в сборной претендуют по три хороших игрока.
Например, Чан — очень разноплановый парень, прекрасно видит площадку, настоящий игровик. Но и к нему, увы, относятся слова про "физику". Сделать хитрый пас — это одно, а обыграть один в один, в контактной борьбе — это совсем другая нагрузка.
Хочется, чтобы в одном игроке сочеталась и отменная форма, и игровой интеллект. Пусть он может и обмануть, и выдать скрытую передачу, и обогнать, и мощно бросить. Чем больше разнообразия, тем лучше и для игрока, и для команды.
— Судя по играм против хорватов и венгров, вратарь Вадим Кондратенко оторвался в мастерстве от сменщиков.
— Это правда. Думаю, он быстрее других поймал нить взрослого гандбола. Два других голкипера пребывают отчасти еще в детском спорте, хотя данные у обоих очень хорошие. Они могут выдать замечательную игру с коэффициентом надежности под 50 процентов, а назавтра не зацепиться вовсе. Надеюсь, что этот год станет временем их взросление, с которым придет и стабильность.
Небольшое отступление. Помимо проблемы с набором формы, у нас есть еще одна: многие не могут перебороть волнение. Как мы начали игру против сборной Хорватии? Три потери подряд, две из которых были пробежками. В итоге стартовые 0:3, и сразу пришлось догонять. Пусть даже погоня была удачной, потраченные на нее силы было не вернуть. Это и сказалось в концовке.
Над такими нюансами надо работать и в клубах. Сказал парням перед турниром: все, для нас уже начался юношеский чемпионат Европы 2020 года. Мы обозначили задачи и объем работы, которые нужно выполнить для достойного выступления будущим летом.
— Похоже, у вас решилась проблема правого полусреднего. В полном порядке Сергей Иванов.
— Он показал неплохую игру. Данные — сила, прыжок, мощность броска — отличные. Хочется, чтобы за этот год Сергей прибавил во взаимодействии с партнерами. Когда полусредний много забрасывает, на него начинают далеко выходить. И на этом игра может закончиться.
Вот почему Сергей должен вырасти в других аспектах — видении площадки, умении умно пасовать на край или в линию. Если продолжит прогрессировать и работать над собой, думаю, вызов в главную сборную тоже не за горами.
Примерно то же могу сказать о другом краснодарце — левом полусреднем Илье Белевцове, который стал одним из лидеров команды. На его становление, конечно, повлиял сезон в основе СКИФа. Но, повторюсь, как бы ни были хороши эти двое, они не в состоянии без замен отбегать 60 минут без ущерба для результата.
Мы сначала расстроились, что сыграем в Венгрии лишь дважды — хотелось еще игровой практики. Но, после этих двух матчей, поняли, что пока еще не готовы играть больше на коротком отрезке.
— Закрыть прореху на позиции линейного пока не удается?
— На этот сбор мы вызвали Андрея Такшеева. Конечно, он полностью проблем не решил, но хотя бы неплохо защищался. У него есть сложности с ловлей мяча, зато у парня очень большое желание, и он точно прибавит за этот год.
Что касается других линейных — Егора Новокрещенова и Святослава Кривича — у обоих лишний вес. А поэтому им тяжело возвращаться в защиту, что приводило к голам в наши ворота. Если они не нажмут на "физику", придется искать замены…
— Как вы узнали о Такшееве, выступающем в чемпионате Туниса?
— Полтора года назад он вышел на меня сам. Прислал видео со своей игрой. Я указал ему на ошибки, посоветовал, над чем работать дополнительно, подобрал упражнения. Мы регулярно общались в мессенджерах, по видеосвязи. Впоследствии Андрей отправлял мне еще видео, и было заметно, что он прибавил.
Я вызвал его на сбор, но выехать на турнир у него тогда не получилось. Сейчас Такшеев впервые сыграл за сборную в международном матче. Спортсмен он очень трудолюбивый и ответственный, все задания выполняет на все сто.
— Красная карточка в первом матче случилась от его большого старания?
— Скорее, возникла из совокупности факторов. Когда я играл в сборной России, заметил, что в Европе судят намного строже, чем в Суперлиге. Эта разница даже сейчас сохраняется, а о различиях в сравнении с тунисским чемпионатом и говорить нечего.
Кроме того, когда вся команда играет жестко, агрессивно, но не за гранью грубости, удалений обычно меньше. А когда выделяется кто-то один, арбитры стараются его убрать. Действуй в таком ключе все наши защитники, считаю, той красной карточки мы избежали бы.
— Разыгрывающих у вас несколько, но все они нестабильные: исполнят то красоту, то глупую потерю. Как с этим бороться?
— Мы с Юрием Григорьевичем Зайцевым провели беседы с каждым игроком сборной. В том числе и с разыгрывающими. Собрали всех троих, обсудили цели как на год, так и на ближайшие месяцы. Обратили внимание на то, в чем нужно прибавлять.
Они похожи по манерам игры, антропометрии и уровням мастерства. И даже ошибки делают примерно одинаковые. Вперед вырвется тот, кто будет больше работать. Это не значит просто тренироваться и не филонить, а, скажем, оставаться в зале после занятий, устранять изъяны. А они есть — и в бросках, которые им Юрий Григорьевич поправлял, и в передачах, которые не всегда были удобными и попадали в ритм.
— Сборная в нападении играла довольно простые комбинации. Пока не готовы к усложнению игры и возрастанию темпа?
— Конечно. И не только в атаке, но и в обороне. За короткий срок подготовиться тактически нереально. Потому мы использовали только одну схему защиты 6-0 и варианты нападения рассматривали против этого же построения.
Пришлось столкнуться с тем, что ребята не запоминали элементарного. До конца не уяснил, с чем это связано — то ли с плохой памятью, то ли с недавним отпуском. В прошедших матчах мы не играли сложно, но и то постоянно возникали трудности: кто-то не вовремя прибегал, кто-то вообще двигался не в ту сторону. Если бы мы выдали парням еще больше информации, в их головах и вовсе смешались бы компот с кашей.
К чемпионату Европы будет совсем другая подготовка. Но желательно, чтобы и ребята тоже прогрессировали, работая индивидуально. Здесь хорошо, что у них перед глазами ориентиры: Демин попал в первую сборную, Белевцов стал лучшим молодым игроком Суперлиги, Кривича пригласили в основу "Спартака". Другие тоже так хотят. А для этого нужно потрудиться.
— После двух поражений пришлось утешать игроков?
— Мы всегда много с ними разговариваем. Беседы бывают разного толка: спортивные, мотивационные. Стараемся быть предельно откровенными. А после игр я ребят поблагодарил.
Понимаете, едва ли не главной целью этого турнира было удовольствие от игры. У нас с этим всегда сложно. Волнение зашкаливает, сковывает возможности парней. Если кто-то ошибается, то начинает так себя корить, что попросту выпадает из игры. Их даже критиковать за оплошности не приходится — съедают себя сами.
Пытаемся объяснить, что ошибка — это не катастрофа, прежде всего надо испытывать наслаждение от игрового процесса. А то ведь чаще всего вместо повода для радости он становится каторжным трудом. Воспринимают игру как испытание, которое ты либо прошел, либо нет. И если нет, то надо сдаваться.
Надо убирать этот негатив. При коллективном общении всегда разъясняю важность моральной помощи друг другу. Пока не прозвучала сирена — только поддержка.
И первые плоды уже есть. Несмотря на ранние отставания, в Венгрии мы оба раза возвращались в игру, навязывали соперникам равную борьбу почти до финиша.
Фото: пресс-служба ФГР, m18euro2018.com.