Владислав Космодемьянский о работе со спартаковским дублем: "Алмазы сами не гранятся"

27 июля 2019

Весной московский "Спартак-2" финишировал в первенстве России третьим вслед за питерцами и парнями из Чехова. Ярко ли блестит бронза?

С намерением спросить не только об этом БЦ вызвал на большой разговор наставника спартаковского дубля Владислава Космодемьянского.

— Задачей, как всегда, было занять первое место. Так что результатом доволен наполовину. Ключевыми оказались игры еще предварительного этапа — к поединкам с против чеховцев и петербуржцев не удалось подойти в нужных кондициях.

А во второй половине сезона парни разбегались, стали лучше понимать друг друга. Так что во встречах с соперниками из южной зоны было легче. Потеряли всего два очка — на выезде в Астрахани. Но упущенного на зональной стадии было не вернуть.

Сделали выводы, усилили подготовку — в новом сезоне главные конкуренты будут те же самые.

— В разговоре по итогам "предвариловки" вы отмечали, что за противостоянием северян и южан будет интересно наблюдать для сравнения силы команд. Север доказал превосходство?

— На сегодня — да. Но вспомните, что у того же СКИФа многие парни были активно задействованы в матчах Суперлиги. Талантливую молодежь не всегда отдавали в дубль, поэтому выставить оптимальный состав для краснодарских тренеров было проблемой.

— В "Спартаке" такой проблемы нет. Но ведь хочется, чтобы ваши питомцы привлекались в основу чаще?

— Разумеется. Однако надо помнить, что наш основной состав ведет борьбу за самые высокие места. Туда должны приходить хорошо подготовленные игроки. Времени на раскачку нет. Состав участников Суперлиги ровный, все усиливаются. Поэтому выпускать резервистов надо с оглядкой, иначе можно обжечься.

Тренерский штаб основы этим летом забрал у нас троих: вратаря Никиту Автономова, а также Святослава Кривича и Евгения Савченко — эти двое, кстати, 2000 года рождения.

— Есть у вас и еще изменения...

— Максим Пайгиев ушел в армию. Олега Спасенова отпустили в волгоградский "Каустик", Никиту Дугушкина позвали в Белгород — он проведет сезон в высшей лиге.

Может быть, не все они сразу окажутся на первых ролях. Но уверен, что парни готовы играть и ничего не испортят.

— Трое переданных в основу такого серьезного клуба, как "Спартак", — хороший результат?

— Конечно, хотелось бы отдавать туда парней пачками. Но повторюсь: команда борется за чемпионство, и уровень дублеров должен быть как можно выше. Техническая и тактическая подготовка — это одно. Для гандболиста не менее важны физические данные: рост, вес, мышечная масса. Эта "физика" тоже нарабатывается в дубле.

— Свежая кровь в "Спартак-2" вливается постоянно. Насколько сырыми приходят к вам юноши?

— Кадры черпаем в основном из числа воспитанников училища олимпийского резерва. Можем позвать перспективного игрока со стороны, но такие случаи единичны.

Прежде чем взять парней к себе, приглашаем на просмотр. С нами они работают от трех дней до недели. Обязательно проводим медосмотр, проверяем спортивные данные. Смотрим, что с учебой. Только потом принимаем решение. Подготовка у потенциальных новичков обычно на должном уровне, но гораздо важнее увидеть в их глазах желание.

К домашним заданиям на лето, кстати, парни подходят ответственно. Так что подготовку к сезону начинаем не с чистого листа. С первых занятий можно больше внимания уделять тактике и технике.

Ну и прививать наш спартаковский стиль. Ставим тот же гандбол, в какой играет основа. Главная задача, чтобы игрок мог безболезненно перейти к работе с первой командой.

— В прошлом сезоне ваши подопечные с этим справлялись?

— Обедни не испортили. Например, у Романа Слайкова был хороший показатель завершения атак с края. Хорошо смотрелся и Данила Сазонов. А тот же Кривич был неплох в защите. Во всяком случае дать на время передышку лидерам они могли.

— Автономов сможет побороться за место в воротах или на первых порах будет третьим номером?

— Увидим, как пройдет его акклиматизация в главной команде. В Суперлиге совсем другие броски, намного разнообразнее технические приемы.

— Насколько безболезненно российская молодежь вливается во взрослые коллективы?

— Абсолютно безболезненно этот процесс идти не может. Многое ведь зависит от человека. Кто-то относится к переменам абсолютно спокойно. Такому парню остается только привыкнуть к новому игровому стилю. А есть те, кто полгода нервничает, боится просто нахождения в основе.

Что себе в голову вбил, тем и живешь. Больно физически ведь тоже частенько бывает из-за психологических проблем. Поэтому работаем в этом направлении, применяем специальные тесты. Кроме того, много разговариваем с парнями, заставляем их больше читать.

— Что именно?

— Прежде всего художественную литературу. Чтение — хороший помощник в разностороннем развитии. Сейчас же молодежь больше в компьютерах сидит. Стараемся минимизировать такие развлечения, особенно на сборах. Ну и в училище они у нас под присмотром. Всегда можно проверить, что и как.

— И за учебой следите? Тоже важно?

— А как же? В училище они получают не только общие знания, но и специальные. Без понимания, что делаешь, далеко не уедешь. Поэтому объясняем каждое упражнение: чему способствует, как поможет в игре.

А еще рассказываем, какие группы мышц будут болеть после того или иного задания, как правильно восстанавливаться после нагрузок. Свой организм тоже важно понимать.

— Дело молодое — с режимом у парней проблем не бывает?

— Такого, что случалось во времена моей молодости, уже нет. Молодежь сильно изменилась. Раньше старались куда-нибудь выбраться, погулять. Ну и приключения находили на свою голову, чего уж там. А теперь или на кровати полеживают, или за компьютером посиживают. Для тренера, естественно, так спокойнее. Но для спорта... Не думаю, что это хорошо.

— Вы начинали…

— У Сергея Сушкова, в дубле "Полета". Сам родом из Подмосковья, в столице тренировался у Николая Чигарева, но московский гандбол тогда потихоньку приходил в упадок. Поэтому в компании еще нескольких парней отправился в Челябинск.

— "Полет" был тогда одним из сильнейших клубов страны.

— Да, становился серебряным призером в ту пору, когда блистал волгоградский "Каустик". В Челябинске собралась хорошая команда, даже в Европе сверкнуть успели — в 1995 году дошли до финала Кубка ЕГФ.

Играли Стас Кулинченко Алексей Французов, Вася Дубоносов. Конкуренция была высокой, приходилось доказывать силу в играх за дубль. К сожалению, травма поставила на карьере крест. Вернулся в Долгопрудный, где затем полтора десятка лет работал в спортивной школе. Тренировал сборную Московской области.

— Вас почитают как одного из основателей российской первой лиги.

— Было дело. Начинали все это с Романом Ицурой. В дебютном чемпионате участвовали всего четыре команды.

Различных соревнований тогда хватало. Ездили туда, сюда. Возможности были, игроки тоже. И как-то спонтанно пришла мысль: пора объединяться. Есть турнир в Москве? Играем в Белгороде? Пусть это будут туры единого чемпионата.

Некоторые поначалу отнеслись к затее с недоверием, но вскоре пришлось уже делиться на зоны.

— Вы тогда тренировали родной "Салют", а трибуны в Долгопрудном на матчах первой лиги забивались под завязку.

— Играли хорошо, отсюда и интерес. В Долгопрудном давние гандбольные традиции. Ветеранов много, обзванивали их. Объявления расклеивали, в интернете делали анонсы. Все — усилиями энтузиастов.

Да и сейчас в первой лиге команды живут в основном за свой счет. Но случается, и спорткомитет расходы оплачивает полностью или частично, и вуз. Кому как повезет.

— Нынче первая лига — серьезный турнир, где можно обкатывать молодежь. Чеховцы, к примеру, так и делают.

— Как один из этапов спортивного взросления — почему нет? Молодые парни не варятся в собственном соку, а пробуют силы в боях с опытными мастерами. В первой лиге полно игроков с громкими именами. Уровень турнира постоянно растет. Те же юноши 2001 года рождения из чеховского училища олимпийского резерва в минувшем сезоне остались за бортом финала.

Думаю, со временем первая лига станет одной из ступеней российской гандбольной лестницы. Это неизбежно и важно.

— Два года вы проработали главным тренером УГНТУ-ВНЗМ. В Уфе гандбол жив?

— Там есть энтузиасты, люди, готовые вкладывать деньги в развитие игры. Власти республики тоже неплохо поддерживают. Конечно, за клуб играют в основном приезжие. Местных воспитанников при мне было двое-трое.

С детским гандболом дела обстоят хуже, но в последнее время ситуация исправляется. Теперь в Уфе есть спортинтернат, гандбол развивают и в других башкирских городах.

По размаху и уровню игры они пока в отстающих, но на все нужно время. Лет через пять эта работа должна дать плоды. В других регионах нет и такого.

— Вернемся к предсезонной подготовке "Спартака-2". Все идет по плану?

— Пока работаем в зале. Начинали с одной тренировки в день, но уже перешли на двухразовые. Рядом с училищем есть парк, куда заглядываем побегать. Но много на воздухе будем работать, когда отправимся на сбор в Наро-Фоминск.

Едем туда после выступления на московском этапе пляжного Евротура. Разумеется, перед ним проведем несколько тренировок на песке. Они очень полезны.

— Товарищеских встреч в вашем графике нет. А российские тренеры всегда говорят о недостатке игровой практики…

— Чтобы провести контрольный матч, надо найти соперника. Пока такой возможности нет. С другой стороны, в турнире дублеров "Спартак-2" провел за сезон сорок четыре игры. Это хороший практикум для молодежной команды.

Добавьте к этому спарринги с российской юношеской сборной. Они были полезны и для дружины Валентина Бузмакова, и для нас. Тем более там трое моих парней, что давало возможность проверить в деле собственный ближайший резерв. Встречи были напряженными, борьба шла мяч в мяч.

— Насколько высок уровень молодежного первенства России?

— Конечно, хотелось бы большего. Недавно перебирал в памяти прошедший сезон: у нас было не больше дюжины игр, где борьба шла от ножа.

— Соперничество с Чеховом и Питером принципиально?

— Для меня нет. У каждой команды свой стиль, так что хорошо, что есть возможность с ними играть, совершенствоваться. А вот для ребят "медвежата" и "студенты" — раздражитель серьезный, настраивать на такие матчи их не надо.

— Помимо работы с дублем "Спартака", вы входите в тренерский штаб самой младшей российской сборной, так что болевые точки подросткового гандбола знаете прекрасно. Есть свет в конце тоннеля?

— Чтобы выправить ситуацию, нужна огромная работы. И скорого результата, сразу скажу, ждать не стоит. У нас действительно есть проблемы с мужскими сборными.

Главная беда, на мой взгляд, в завершающей стадии атак. Вижу это и по своим подопечным: они не всегда готовы выбирать правильное решение из двух-трех вариантов. Если идут на передачу, значит, не станут ничего менять. Если идут бросать — доведут дело до конца, встречают блок или нет. Возможность изменить решение не рассматривается.

Поэтому сейчас много над этим работаем в клубе. Нужно вложить в головы, что, помимо броска, в атаке существуют передача в линию, передача с фланга на фланг и так далее. Этого видения у российской молодежи пока нет. У парней во всяком случае. А ведь не скажешь, что мы проигрываем европейским сборным в физподготовке и ростовых данных.

Понятно, что поляки выбирают игроков для сборной из двух сотен, а у нас с каждым годом занимающихся становится меньше. И надо работать с теми, кто есть.

А еще национальным командам разных возрастов надо чаще выбираться на сборы. А так получается: собрались, что-то быстро отработали и разъехались по клубам, где у каждого тренера свое видение игры, работа строится по-другому. Новый сбор — все начинать сначала. Ясно, что это непросто: у клубов другие интересы. Но многое зависит и от календаря.

— Вы говорите, что на все нужно время. Оно у нас есть?

— А как иначе? Хорошие игроки не появятся сами по себе. Надо готовить их с самого младшего возраста, шаг за шагом. Федерация гандбола России сейчас проводит большую работу, разрабатывает единый стандарт подготовки. Это ведь важно — привести все к единому знаменателю. Тренеров много. Возможно, кто-то из них допускает просчеты в работе.

В Дании, к примеру, все четко расписано: что ребенок должен уметь по итогам каждого года обучения. А мы порой прыгаем через ступень. Пропускам одну, причем в любом возрасте, в итоге получаем провалы на уровне сборных, да и в той же Суперлиге.

— В начале обучения российские дети превосходят зарубежных, а потом начинают отставать. Об этом говорили тренеры, побывавшие в июле в Швеции на Partille Сup.

— На начальном этапе подготовки наши дети тренируются четыре-пять раз в неделю, зарубежные — два-три. И превосходим мы их в этом возрасте именно за счет наработки. Потом за границей начинают тренироваться больше, а методики там разнообразнее. Многое направлено на развитие игрового мышления — это то, чего нам не хватает.

А еще там на тренеров не давит необходимость давать результат. Абсолютно! У нас, если хочешь выиграть первенство России, надо форсировать подготовку. А от занятого места зависят и зарплата наставника, и то, сколько денег выделит бюджет спортшколе.

А если уж финишируешь последним, сразу скажут, что не умеешь ничего. Но ведь, возможно, тренер старался двигаться к цели поступательно!

— Это отголоски советской системы подготовки, где во главу угла ставился именно результат?

— Как раз его наши команды в советское время выдавали. Но опять же за счет упорной работы. И сборная страны чаще собиралась. А сейчас такой возможности нет. Поэтому игроков в национальную команду сегодня надо готовить тщательнее.

Но одной работой в клубе не обойдешься. Может быть, парень не так уж хорош в сборной. Но у него отличные физические данные, рост под два метра, неплохая координация. Так ведь с ним надо работать! Возить на игры за границу, чтобы набирался опыта.

Вариться в собственному соку — утопия. Надо обязательно ездить учиться за рубеж. Не только в Европу — в Китай, Корею, Тунис. Там тоже ушли вперед.

На открытом чемпионате Европы недавно победила сборная Фарерских Островов. Вынесли всех, не напрягаясь. А там чуть больше пятидесяти тысяч населения.

— Фарерские юноши занимаются в датских гандбольных академиях…

— А нашли эти алмазы где? Воспитали где? Какая разница, где гранят талант. И это игроки хорошего уровня. Может быть, у них нет выдающихся физических данных, но пара человек не потерялись бы в Суперлиге. Хорошее мышление, выбор позиции, завершение. Отличная техническая оснащенность. И в голове — взрослое видение гандбола, уже в этом возрасте. Конечно, посмотрим, что с ними будет дальше.

— Многие отечественные специалисты по привычке сетуют на отсутствие "больших". А получается, что рост — это еще не все.

— Вот именно! Вспомните "Монпелье", который выиграл Лигу чемпионов. У самого высокого из игроков задней линии там был 191 сантиметр. Все зависит от того, что способен сделать с учеником тренер. И начинать нужно с самого низа. Пока не научим играть молодежь, больших результатов ждать не стоит. Алмазы сами не гранятся.

Беда в чем? Непросто найти сегодня детей. Мы делаем не отбор, а набор. Гандбол — не самый популярный вид спорта. Так что набили группы — и хорошо.

К счастью, ситуация меняется. Игру стали чаще показывать по телевизору, к примеру. Теперь уже приходишь в школу — там хотя бы понимают, о чем ты говоришь. Это тоже показатель работы федерации. Популяризация дает прок.

— Но в число топовых столичных развлечений гандбол точно не входит. Чем дубль "Спартака" может привлечь болельщиков?

— Только игрой, самоотдачей. Ни помню, чтобы мои парни отлынивали от борьбы. Думаю, зрителям понравится азартная игра. Ну и зрелищность — придумываем новые комбинации, ребята могут и "воздушки" показать, и кое-что еще. Сыграть и результативно, и на публику.

Фото: пресс-служба ГК "Спартак".

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»