Обозреватели БЦ подготовили коллективное резюме-мозаику к выступлению сборной России на молодежном чемпионате Европы, где команда стала четвертой.
Молодежный ЧЕ-2019. Ни нот, ни мелодий. Ни сил, ни медалей. Россиянки сорвали последний аккорд
Молодежный ЧЕ-2019. Вячеслав Кириленко: "Сборной не хватало тактического разнообразия"
Молодежный ЧЕ-2019. Любовь Сидоричева. Хроники отступлений
Денис Козлов. Багаж на сортировке
Увезти из Дьера медали россиянкам не удалось. А потому сейчас они находятся в положении рачительного хозяина, которому необходимо понять, какие вещи обязательно пригодятся в следующих поездках, а что уместно отправить в утиль.
Мне хочется, чтобы в дальнейшем сборной России сопутствовала замечательная тактическая гибкость Любови Сидоричевой. Мгновенные изменения защитных схем, своевременные замены, рокировка по позициям — все это выгодно выделяет ее в тренерском цеху. Причем эти ходы не выглядят ни бравадой (мол, я еще и так умею), ни гаданием на кофейной гуще — авось кто-то выстрелит. За мыслью наставницы увлекательно следить. Потерять этот важный штрих нежелательно.
Еще летом 2020 года нужно брать на молодежный чемпионат мира в Румынию уверенность никогда не теряющей присутствия духа Анны Верещак. Именно действия вратаря становились катализаторами удачных отрезков в исполнении ее подруг. Понадобятся, конечно, подвижность, техника и видение площадки MVP турнира Елены Михайличенко и пробивная мощь лучшей правой полусредней Валерии Масловой — без эффективной задней линии ныне тяжко.
А вот без чего точно надо обойтись, так это их же незаменимость. Финалистки чемпионата Европы отличались на фоне конкурентов тем, что в их составах практически невозможно было определить, кто в главных звездах, а кто на подхвате. В российской сборной 2М настолько возвышались над всеми, что верно распознать главную ударную силу команды смог бы и годовалый ребенок. Валерия Кирдяшева пряталась в тени аж до бронзового финала, который, впрочем, успеха все равно не принес.
Ну и сетования на арбитраж — их тоже стоит оставить. Особенно если служители гандбольной Фемиды не давали к ним повода. Судьи ведь тоже умеют читать, в том числе и спортивную прессу. И, обнаружив там надуманные претензии к себе, в следующий раз они не совладают с подспудным желанием сделать их обоснованными…
Мария Болотько. Что случилось за этот год?
Как по мне, этот чемпионат Европы — сплошное разочарование. И дело даже не в финише российской сборной на четвертом месте и без медалей — расстроила игра, а точнее ее отсутствие.
По итогам турнира в символическую сборную включили Анну Верещак и Валерию Маслову. А Елена Михайличенко стала самым ценным игроком. Похожая картина была и на прошлогоднем чемпионате мира, разве что вместо Масловой в символическую сборную попала другая Валерия — Кирдяшеву признали лучшей разыгрывающей. Но, еcли год назад у нас была настоящая команда, а это трио выглядело в том созвездии самыми яркими звездами, то теперь то и дело создавалось ощущение: кроме этих трех девчат, никто толком и не играл.
Куда все пропало за этот год? Прошлым летом на левом краю замечательно смотрелась Катя Левчина. Она в мужской манере закручивала мячи мимо вратарей, влюбляла в себя болельщиков эмоциями и заряженностью на борьбу и, помимо всего прочего, была одним из лучших бомбардиров нашей команды. На этом турнире мы увидели лишь ее тень.
Любовь Петровна Сидоричева объясняла, что перед турниром Левчина не тренировалась десять дней и потому не готова физически. Возможно. Но в итоге и заменить ее никто не смог, наши другие края практически не играли.
Нападение было вообще организовано плохо. Слабым местом неожиданно стала позиция разыгрывающей. И все было завязано на индивидуальных действиях Масловой и Михайличенко.
Критики Кирдяшевой было уже предостаточно. И не хочется лишний раз ее попрекать. Но ведь прошлогодним признанием Лера дала серьезный повод на нее надеяться. Но теперь, на чемпионате Европы, она чаще ошибалась, чем помогала.
В мае удалось побывать в Будапеште на финале четырех Лиги чемпионов, где играли товарищеский турнир и молодежные сборные. Россиянки проиграли венгеркам со счетом 23:38. Уже тогда создавалось ощущение, что наша команда будто бы замерла в развитии, если не сказать: деградировала. А вот соперник вырос и заметно прибавил.
В Дьере мы увидели, что добавили не только венгерки. Лучше стали играть и голландки, и норвежки — вот у кого и комбинационная игра налажена и скорости запредельные.
Чем наши гандболистки хуже? Что случилось с ними за год?
Сергей Макаров. Они хотели и попробовали
Восторги от первых побед в Дьере сменились сначала легкой настороженностью, а затем — и разочарованием. В отношении широких слоев гандбольной общественности это наблюдение справедливо. А вот что касается экспертов БЦ, суждения которых пришлось по ходу турнира узнавать и доводить до читателей…
Вот они-то оказались на редкость единодушны и стабильны в оценках, будь результатом матч выигрыш или поражение. Проблемные стороны игры ведь были отмечены сразу. Теперь, подводя итоги, можно констатировать: больные места тренерскому штабу во главе с Любовью Сидоричевой заживить так и не удалось.
Почему? Доподлинно этого мы не узнаем. Ведь не имели возможности понаблюдать картину изнутри команды. Можно попенять Любови Петровне за некоторые решения, можно удивиться неважной игре той или иной гандболистки, чьи возможности мы вроде бы знали. Но и здесь не хватит исходных данных.
А что можно утверждать с точностью? Девчата сражались. Каждая за себя — и за всех. За это, собственно, благодарность всем и каждой. По началу игры с норвежками казалось: запал окончательно иссяк, но второй тайм и это подозрение опроверг. Только было уже поздно.
Подростковые эмоции — явление нестабильное. И вот она, эта неуравновешенность, как раз и стала одной из причин венгерского финиша без медалей. От нее и все нелепости.
За год в таком возрасте может поменяться вообще многое. И то, что былые чемпионки мира остались за чертой призеров на континентальном форуме, огорчает. Но не удивляет.
Те, кто блистал в Польше год назад, нынче по разным причинам не выстрелили. Поэтому оставалось тщетно надеяться, что Лера Маслова и Лена Михайличенко вдвоем затащат команду на пьедестал. А так не бывает. Но девчонки — речь не только о Лере и Лене, а обо всей сборной — хотя бы попробовали.
Сергей Новиков. Владея неподвластным
Одна из самых безнадежных в нашем деле затей — спорить с фактами, противопоставляя им чувства и художественные впечатления. Давайте отодвинем в сторону сохранившиеся симпатии к девушкам из российской "молодежки" и обратимся к очевидному.
В итоговой классификации чемпионата Европы выше их три команды. Встречи со всеми тремя проиграны совершенно по делу. Причем год назад на чемпионате мира в Кельце то же трио соперников было переиграно одинаково красиво и уверенно.
Надо признавать: даже если турнир в Дьере и не был для команды Любови Сидоричевой шагом назад, то в таком случае основные соперники куда стремительнее ее рванули вперед, что убедительно доказали.
Эта российская сборная годом ранее смотрелась идеально-безупречно. А нынче предстала в главных матчах разбалансированной и бедной на игровую выдумку. По сути, весь запас заготовок в атаке сводился к планам "А" ("отдай мяч Лене") и "Б" ("отдай мяч Лере"). Оба варианта по ходу всех матчей исполнялись с железной неукоснительностью, разве что в бронзовом финале против норвежек во втором тайме одна Лера (Маслова) сменилась другой (Кирдяшевой).
В защите же, напротив, вариативность сочетаний, построений и даже, если хотите, концептуальных принципов была так велика, что задумкам терялся счет. Порой они выглядели спонтанно предложенными игрокам импровизациями, далеко не всегда действенными.
Как оно часто бывает, недостатки команды предстали прямым продолжением ее достоинств. Есть ощущение, что проявившиеся уникальность и одаренность полусредних Елены Михайличенко и Валерии Масловой оказались фактором, сильно притормозившим работу над разнообразием игры, как минимум атакующей.
Итоги чемпионата выпячивают очевидный парадокс: в команде, занявшей четвертое место, играли MVP турнира, а также вошедшие в сборную звезд правая полусредняя и вратарь!
Здесь Любови Сидоричевой впору сделать признание шекспировской цитатой: "Мне не подвластно то, чем я владею...". На умения пары лидеров в построении игры перекладывалось чрезмерно многое. Те, по большому счету, сыграли замечательно и не подвели — вопреки часто звучавшей несправедливо тренерской критике в адрес той же ростовчанки.
А вот работа над обрамлением талантов оказалась не то самонадеянно пущенной на самотек, не то исполненной неумело.
На прошлогоднем золотом "мире" Сидоричева изумляла безукоризненно точной интуицией в управлении и игрой, и обстановкой в девичьем коллективе. В Дьере попытки повторить те приемы частенько смотрелись безуспешной "угадайкой" и вздорными попытками переложить чрезмерную вину в неудачах на учениц. А все искренние старания команды выглядеть грозно разбивались о силу и расчет поумневших оппонентов.
Впрочем, игроки-локомотивы Михайличенко и Маслова выступлением на этом чемпионате сделали громкую заявку на попадание следующим летом в олимпийский состав национальной команды. Это значит, что последний в своей биографии топ-турнир "молодежке" этого созыва, вполне возможно, придется играть без них. И это будет совсем другая история, писать которую придется с нуля. И желательно без опозданий.
Сергей Богодухов. Мы собственно о чем?
А зачем вообще нужен молодежный спорт? Какие нужно ставить задачи перед командами? Победа любой ценой? Или воспитание игроков для выступлений на взрослом уровне?
По сути, варианты ответов на эти вопросы могут разделить национальные федерации на два лагеря. У российских сборных результат всегда ставится во главу угла, и именно на получение медалей здесь и сейчас перед крупными стартами нацеливают и тренеров, и игроков.
А есть другой подход. Когда молодежные сборные являются переходным этапом от детского массового к профессиональному взрослому спорту. Сиюминутному результату в этих случаях большого значения не придают. Упор делается на подготовку и воспитание зрелых игроков.
Сообразно именно этой логике, мы не увидели на чемпионате в Дьере француженку Полетту Фоппа, а на прошлогоднем "выпускном" первенстве мира U-20 датчанку Кристину Йоргенсен.
Тренеры разумно рассудили, что эти гандболистки, хотя еще и не вышли из молодежного возраста, уже достигли уровня, достаточного для конкуренции во взрослом спорте. Так зачем лишний раз перегружать их летними стартами?
У нас же не редкость, когда игроки привлекаются в "молодежки" двух генераций разом за одно лето, а то еще и со взрослой сборной поработать успевают. А в сентябре уже старт клубного сезона, и отдыхать и втягиваться там тоже некогда. А ради чего это все?
Никто не говорит, что на таких турнирах можно выходить на площадку и не напрягаться. Совсем нет. Играть всегда нужно только на победу, это бесспорно. Но необходимо определиться, зачем нам нужен молодежный спорт.
ОПРОС: МОЛОДЕЖНЫЙ ЧЕ-2019. СБОРНАЯ РОССИИ ФИНИШИРОВАЛА ЧЕТВЕРТОЙ. ВАШИ ЭМОЦИИ?
Быстрый центр
Фото: w19euro2019.com.