Директор астраханского клуба в обстоятельном интервью БЦ подробно и откровенно поведал о недавнем противоречивом прошлом и планах на новый сезон.
— Вы подали заявку на "wild card" для участия в Кубке ЕГФ. Как быстро приняли это решение?
— Особых сомнений не было. Мы давно и постоянно играли в еврокубках. И, если есть шанс не прерывать эту серию, его нужно использовать. Наше пятое место в минувшем сезоне — отчасти случайность. На мой взгляд, мы достойны большего.
Это подтверждают даже результаты сборной России. На чемпионате Европы во Франции серебряные медали взяли пять игроков "Астраханочки". Мы стали вторым клубом после "Ростов-Дона" по числу гандболисток в национальной команде. Практика международных встреч для них в олимпийский сезон приобретает особое значение, и мы постараемся ее обеспечить.
— Учитывая, что "Звезда" год назад легко получила дополнительную европейскую квоту, у "Астраханочки" тоже не должно возникнуть проблем?
— Надеюсь. На европейкой арене мы показывали довольно хорошие результаты, доходили до полуфинала в Кубке ЕГФ. Общий уровень игроков также высок — с этим составом можно пойти далеко. С посещаемостью и необходимой инфраструктурой тоже полный порядок.
— Можно сказать, что стадия перестройки клуба уже завершена?
— Думаю, можно. Влатко Джонович должен провести в межсезонье полноценную подготовку. Мы неплохо усилились: возвращаются Карина Ежикова, Кристина Тарасова, Екатерина Левша. Подписан контракт с Марией Гафоновой. Стремимся к составу уровня 2016 года, когда мы выиграли чемпионат России.
— Жалеете, что отпустили Кристину Кожокарь и Милану Таженову в Ростов-на-Дону?
— Неправильно жалеть о правильных поступках. Ранее мы так отпускали Ирину Снопову, которая впоследствии захотела вернуться. Вы поймите: гандболистки должны, во-первых, играть, во-вторых, делать это на своих позициях. А у нас в то время собрались несколько сильных мастериц уровня сборной России: Карина Сабирова, Анна Кочетова, Елизавета Малашенко — и все номинальные разыгрывающие.
Разумеется, Таженова хотела играть там, где ей привычнее, а не на месте правой или левой полусредней. Ведь ее главная цель — попасть в сборную страны.
А у нас была и остается джентльменская договоренность с ростовчанами. Когда-то перед выступлением в Лиге чемпионов по этой договоренности нам отдали на год Наталью Чигиринову с продлением контракта еще на сезон.
А в этом сезоне та договоренность сработала обратным образом: у "Ростова" возникли сложности в розыгрыше, и мы по-товарищески помогли ему справиться с проблемой. Для Миланы это огромный опыт. Надеюсь, она вернется в Астрахань сформировавшейся гандболисткой топ-класса.
— Увольнение Георгия Заикина по ходу сезона тоже отнесете к поступкам правильным?
— Понимаете, ему было очень сложно. Молодой наставник попал в женский клуб высокого уровня, до этого работая только с мужчинами. Возможно, он оказался не готов к этому морально. Уверен, Георгий еще добьется успехов — человек он целеустремленный. Но ему нужно время. Не так просто в одночасье переключиться с мужской психологии на женскую — я это после стольких лет работы с девушками прекрасно осознаю.
— Когда вы решили, что пора расстаться?
— "Астраханочка" не должна была проигрывать клубам из нижней части таблицы. Состав, сами видите, для борьбы за медали. При этом ни в коем случае не считаю Заикина слабым тренером. Дело в нюансах психологии.
— Супруга Заикина Людмила Постнова еще сыграла на кубковом "финале четырех", а потом пропала…
— Людмила — великий игрок и человек. Таких людей перечесть по пальцам. Не в гандболе — в спорте вообще. Но у нее были и остаются проблемы с ногами. Делали за границей операцию, она долго восстанавливалась. Многочисленные травмы вследствие колоссальных нагрузок долгой карьеры, конечно, сказываются. Она здорово сыграла в полуфинале с "Ладой", но дальше вернулись проблемы со здоровьем. Люда еще тренировалась, но помочь команде уже не могла.
— Каким было основное устремление Джоновича, как только он пришел в команду?
— Наладить защиту. Видя, что уровень обороны недостаточен для топ-клуба, он направил усилия на ее улучшение. А еще он очень удивился, что в команде так много травм. Причем не только у ветеранов, но и у молодых гандболисток: Евгении Зайцевой, Карины Сабировой…
— Что вам импонирует в черногорском специалисте?
— Огромный опыт работы в женском гандболе. Он долго ассистировал одному из лучших тренеров мира Драгану Аджичу и многому научился. Думаю, что приход Джоновича принесет пользу не только астраханскому, но и всему российскому ручному мячу. Как это уже происходит в Ростове.
— Джоновичу удалось создать в команде позитивный микроклимат?
— Безусловно. Некоторых девчат он заставил поверить в себя. Посмотрите, как прибавила Анна Шапошникова, как раскрылась Лиза Малашенко. Но еще я увидел и коллектив, который доверился тренеру и готов за ним пойти.
— Гандболисткам нравятся его тренировки?
— А как же! Анне Кочетовой, например, они так понравились, что она решила продолжить карьеру. А ведь хотела заканчивать. Мы с ней несколько раз говорили в течение сезона. Спрашиваю: Ань, может останешься? Она отвечает, что и возраст не тот, и травмы, и устала...
До последнего дня чемпионата России был уверен, что она уходит. А ее мужу, который работает в "Звездном" на ключевой позиции в нашем внутреннем хозяйстве, мы уже замену подыскивали, потому что он тоже собирался уехать. Фактически дела передавал. Но после серии за пятое место Кочетова сказала, что хочет остаться.
В восторге от занятий с Влатко и Карина Сабирова. Честно скажу: у него есть, чему поучиться. И, что не менее важно, он и сам приехал развиваться. Российский чемпионат — один из сильнейших в Европе. Если он достигнет успеха в Суперлиге, значит, с полным основанием может считаться топ-тренером. После чего станет более востребован на мировом уровне.
— Насколько отличаются методики Джоновича и его российских коллег?
— Меня заинтересовали его слова про топ-100 гандболисток. Он сказал, что знает сотню лучших игроков на континенте. Следит за всеми от первой до сотой, фиксирует взлеты и спады, сильные и слабые стороны, изучает манеры игры.
Сейчас по его просьбе будем покупать программу для обучения второго тренера. Скорее всего, норвежскую. С ее помощью легче анализировать и разбирать матчи. Не так как у нас порой — видео посмотрели, игроки покивали и разошлись, ничего не уяснив, — а на детальном уровне. Также она позволяет следить за подготовкой и динамикой физической формы спортсмена в течение сезона.
Мы закупали даже предметы для упражнений на тренировках. Конечно, девчонкам, впервые с таким подходом столкнувшимся, было интересно. Джонович замечательно проводит разминку, она отличается большой интенсивностью, чтобы избежать травм. На тренировках много оригинальных движений. Причем Влатко говорит: девочки, вы их должны были знать еще в пятнадцать лет.
А еще он заговорил по-русски. Когда пришел в команду, сразу пообещал: за полтора месяца выучу язык. И сдержал слово. Сейчас общается с игроками без переводчика. Взять, скажем, "Ростов-Дон": там все иностранные специалисты требовали, чтобы гандболистки учили английский, дабы понимать их указания. А Джонович приехал с другим настроем: разговаривать с девушками на их родном языке, потому что они россиянки. Это дань уважения не только к ним, но и ко всей стране.
— В конце мая, когда о некоторых приобретениях уже было известно, черногорец сказал, что для борьбы за место на подиуме нужны еще сильные игроки. Надо ждать продолжения вами трансферной кампании?
— Трудно сказать. Ведем переговоры с двумя спортсменками высокого класса, но возьмем, наверное, только одну. Нужна быстрая, подвижная, резкая гандболистка. Центральные защитницы у нас уже есть, а вот в скорости хотелось бы добавить. Ну и в ходе сезона планируем усилиться еще одним игроком, но об этом будем думать, исходя из результатов к тому времени.
Перебора тоже не хочется. Мы уже в позапрошлом году так ошиблись, когда пришлось держать на скамейке Таженову, Чигиринову и порой даже Малашенко. То же самое на краях: одна из лидеров клуба Дарья Самохина по определению должна играть много, а здесь Кристина Кожокарь скандалит, тоже хочет выходить, причем на своей позиции. А есть еще выходцы из "молодежки", им тоже необходимо игровое время. Повторения этой ситуации хочется избежать.
— Похоже, слухи о финансовой нестабильности клуба остались просто слухами?
— Конечно. Финансирование, наоборот, было в полном объеме предоставлено в самом начале года. Обычно это происходит частями по ходу сезона. На моей памяти такое впервые.
Если бы у нас еще появился генеральный спонсор, все было бы и вовсе замечательно. С ним бились бы за золотые награды.
— Как построите летнюю подготовку?
— Команда в отпуске до 1 июля. Затем будем готовиться в Астрахани, после чего предстоит сбор в Черногории, там девушки сыграют два-три матча против "Будучности". Также хотим договориться о спарринге с "Мецем". Если не получится, найдем других топовых соперников.
Некоторые неудобства сулит учебно-тренировочный сбор национальной команды, который еще и сместили по срокам до 1 августа. Будем просить Евгения Трефилова отпустить девушек раньше. Потому что в отсутствие семи-восьми игроков теряется смысл куда-то ехать и играть.
После возвращения команды домой проведем в августе традиционный Кубок губернатора Астраханской области. Планируется участие "Кубани", "Ставрополья", АГУ-"Адыиф", "Динамо-Синары" и наших команд — основной и дублирующей. Хотели пригласить еще и сильный иностранный клуб, но подумали, что чересчур много летних встреч с подобными соперниками не всегда на пользу. Надо дозировать нагрузку.
— Какую задачу на сезон поставят "Астраханочке"?
— Основная цель будет намечаться игрокам: три-пять человек в сборной на декабрьском чемпионате мира, две-три гандболистки — на Олимпиаде. Что касается Суперлиги, то у нас все шансы сражаться за медали. Причем хотелось бы сыграть в финале.
Вообще упор сделаем на плей-офф. Помните, в 2016 году мы победили в Суперлиге? И лучшую игру показали в матчах на вылет — "регулярку" ведь закончили только третьими. Тогда еще в команду первый раз вернулась Ежикова и потом шутила: "Вон как благотворно мой приход повлиял: были на пятом месте, а теперь чемпионы!". Сейчас все очень похоже...
И вот еще. Наш спорткомплекс "Звездный" — наверное, лучшая гандбольная арена страны. Причем он принадлежит именно клубу. Девушки здесь тренируются, играют. В 2016-м и отборочный турнир, и подготовка к Играм проводились здесь. И это был немаловажный фактор успеха.
Фото: Дмитрий Марочкин.