Беларусь. Три минуты, которые поджарили финал Кубка страны

21 мая 2019

В белорусском мужском гандболе нанесен желанный многим удар по брестской гегемонии. Кубок страны взял минский СКА. При этом финал не обошелся без шлейфа разборов арбитража.

Беларусь. Кубок в армейских руках. Напоминание о будущем

Внимание к судейской работе братьев Юрия и Валерия Буцкевичей постфактум сделал пристальным протест, поданный после матча брестской стороной. В нем БГК имени Мешкова обращал внимание на якобы преждевременный выход на площадку после удаления игрока СКА Ивана Бровко.

Юрий и Валерий Буцкевичи

Этот вызов судейские инстанции БФГ отбили довольно легко. И настолько уверенно, что брестчане даже не стали тратиться на перечисление денежного залога, чем, по сути, автоматически аннулировали свой демарш.

Впрочем, желание самостоятельно разобраться в перипетиях жаркой концовки эта история распалила у многих. Причем в помощь им белорусские интернет-энтузиасты (которым большое спасибо) оперативно разместили запись матча в сети.

Предложим друзьям БЦ обратиться и к ней, и к оставленной нами умопомрачительной концовке, которую забавно пережить заново, а заодно и поучительно постичь, как существенно могут влиять на события матчей действия и решения судей. В этот раз волею выпущенных из-под контроля обстоятельств именно рефери (несомненно, перспективная молодая пара!) стали главными и отнюдь не положительными персонажами действа...



Дабы в этом убедиться, достаточно обратиться всего-то к трем завершающим минутам игры (в реальном времени события длились в три раза дольше!). В наших комментариях, помогая вам ориентироваться, будем использовать отметки общего таймера записи.

0.30

Атака БГК при счете 28:26 в пользу СКА. Армеец Алексей Ушал жестким захватом сзади тормозит начинающего обход Сандро Обрановича. Арбитры не наказывают нарушителя очевидным, на наш взгляд, двухминутным штрафом (принцип прогрессивного наказания) и ограничиваются назначением свободного. Примечательно, что в первой же после этого эпизода атаке СКА именно Ушал делает счет 29:26.

1.15

В продолжение той же атаки мешковцев их капитан Сергей Шилович встречает жесткий прием — удар руками в шею и касание лица — от Ивана Бровко. Арбитры поступают в принципе верно, давая брестчанам довести атаку до завершения (неточный бросок Дарко Джукича). Но справедливый вердикт об удалении Бровко (можно обсуждать разве что тему красной карточки) выносят с задержкой в минуту, лишь оценив в "медицинской" паузе последствия столкновения.

3.40

Сложнейший для оценки эпизод с контактом армейца Дмитрия Камышика и Дарко Джукича при завершении атаки мешковцем. Столкновение выглядит результатом встречных перемещений соперников, причем оба очевидно ищут контакт. При этом Камышик, меняя позицию, еще и на полступни заходит в площадь ворот.

Заметим, что в довольно свежих судейских "методичках" для цехового пользования есть рекомендация (никак не отраженная в правилах!): не расценивать такие частичные заступы как защиту во вратарской. Только знания этой тонкости позволяют нам признать допустимым решение арбитров зафиксировать у брестчанина фол в атаке "на игрока". Хотя более верным решением представляется прямо противоположное — семиметровый!

И еще. Оснований свистнуть "на игрока" было куда больше на секунду раньше, когда при передаче мяча Джукичу двух соперников таранил другой брестчанин — Андрей Ященко.

4.40

Атака СКА при счете 29:26 — в меньшинстве и с пустыми воротами. Дарко Джукич перехватывает мяч у армейца Николая Алехина и поражает цель броском со своей половины площадки. Арбитры засчитывают гол (29:27), но при этом игнорируют грубый фол Алехина против Джукича в момент броска. Это второй не наказанный очевидным двухминутным штрафом армейский фол в течение пары игровых минут!

5.10

Во многом ключевой эпизод концовки. СКА атакует при счете 29:27 (по-прежнему в меньшинстве и с пустыми воротами). Арбитры фиксируют пробежку у Дмитрия Никуленкова. На наш взгляд, здесь очевиден судейский просчет — армеец начинает ведение на легитимном третьем шаге!

Этот неверный свисток влечет целую цепочку драматичных последствий. Набравший ход Никуленков не сразу расстается с мячом при сигнале о нарушении, а механически направляет его в сторону партнера. Судьи фиксируют задержку игры и наказывают ее сначала двухминутным штрафом армейцу (формально верно), а затем — после долгих обсуждений — еще и семиметровым в ворота СКА. Стало быть, в оценке эпизода был учтен еще и "фактор пустых ворот" (немой упрек рулевому СКА Игорю Папруге!), то есть действия армейцев трактовались еще и как срыв явной голевой возможности соперника.

На наш взгляд, о срыве голевой возможности ценою в целый "семерик" можно было бы говорить только в случае контроля над мячом кого-то из брестчан. Его, конечно же, не было.

И еще раз: ни удаления Никуленкова, ни семиметрового (его реализовал Баранов — 29:28) не было бы в любом случае, не разгляди арбитры фантомную пробежку у армейского капитана!

7.30

Игра возобновляется после тайм-аута армейцев. Бровко, уже отсидевший штраф (БГК оспаривал в протесте именно это обстоятельство), делает счет 30:28.

БГК в ответ разыгрывает "быстрый центр", и Павел Горак меняет цифры на табло на 30:29. При этом буквально через пару секунд после гола (на хронометре 59.50) судьи останавливают секундомер и только этим оставляют брестчанам надежду отыграться.

Почему было остановлено время? Мотивировка решения может быть лишь одна: игроки СКА, а конкретно — вратарь Иван Мороз, демонстративно затягивали возобновление игры. На наш взгляд, двух-трех секунд для такого вывода явно недостаточно. Потому спорное решение рефери и вызвало такие бурные протесты в лагере СКА.

И, кстати, если в действиях армейцев до остановки времени был все же усмотрен именно такой криминал (затяжка возобновления игры), правила позволяли арбитрам (и логика требовала) уже с начала атаки СКА с центра площадки держать поднятой руку с предупреждением о "пассиве". Этого сделано не было!

8.15

Апофеоз!

СКА идет в последнюю (10-секундную) атаку. На отметке хронометра 59.55 Никита Вайлупов прекращает поступательное продвижение наступления вперед, резко разворачивается и пасует назад Ивану Бровко. Тот подхватывает мяч и... ведет его на свою половину площадки! Арбитры тратят время на то, чтобы поднять руки (пассив!), и только в середине рейда армейца (59.57) дают сигнал об отборе мяча. Бровко тем не менее продолжает движение и задерживает мяч у себя практически до сирены!

По окончании игрового времени арбитры предлагают брестчанам исполнить в середине площадки непонятного происхождения свободный бросок через "стенку" — без шансов попасть для Петара Джорджича...

Что здесь было не так? Полагаем, многое и важное.

Первое. Трактовка пассивного нападения в подобных концовках, когда решается исход игры, предельно сурова. Мяч у СКА следовало без предупреждения (именно так!) забирать сразу после паса назад Вайлупова, а не после пары секунд ведения назад Бровко.

Второе. Задержка мяча и его отброс армейцем после свистка о "пассиве" (оставались три секунды игры) — это, несомненно, нарушение пресловутого и вздорного правила (но оно правило!) "последних 30 секунд". И это нарушение следовало наказать, во-первых, дисквалификацией Бровко и, во-вторых, семиметровым в ворота СКА.

Да-да! Продолжением этого выдающегося по кипению страстей и степени судейской оторопи действа вполне мог стать овертайм. То есть БГК лишили законного шанса уравнять счет в основное время.

Кстати, в подтверждение нашего вывода и иллюстративности ради сошлемся на прецедент. Абсолютно идентичный концовочный эпизод (гляньте здесь! отметка 1.42.40) случился в недавнем матче плей-офф чемпионата России СКИФ — "Динамо-Виктор". В судейской трактовке Константина Ершова и Антона Павлюкова (как и братья Буцкевичи, это арбитры-международники) он абсолютно соответствовал жестким требованиям правил.

Сказать по правде, правила эти в теперешней трактовке выглядят порой вопиющей нелепицей. Но пока они есть — игре жить именно по ним.

В том числе и в Беларуси, где и без того изрядно преуспели по части доморощенных регламентных изысков вроде лимита легионеров или "правила левшей".

Вы уже подумали: и здесь за уши притянута любимая БЦ тема?

Не скажите. Поставьте себя хотя бы на место судейского инспектора, у которого к исходу любого матча с участием БГК наступает полуобморочное состояние от одного только постоянного подсчета одномоментно находящихся на площадке игроков-иностранцев!

Так ведь действительно немудрено "поплыть" в жаркой концовке и вместе с подопечными, свистящими невпопад, обидно искорежить красивую игру...

Кубок Беларуси. Ответ Буцкевичей: "Все мы одинаковы и имеем право на ошибки"

Фото: пресс-служба БФГ.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»