Главный тренер самой младшей девичьей сборной России (U-16) Михаил Измайлов подвел итоги выступления команды на открытом первенстве Европы в Гетеборге. Его команда стала там только одиннадцатой, выступая с листа.
Девушки собрались лишь за несколько дней до старта турнира. В их активе — победы над сборными Эстонии, Словакии, Финляндии, Азербайджана и Швеции. В пассиве — поражения от команд Румынии, Швейцарии и Исландии.
— Можно ли уже сейчас делать выводы о том, что у этих девчат в будущем?
— Предварительно, конечно, можно. Хорошо видно, что у одних игроков это будущее есть, а кто-то, скорее всего, замедлится в развитии. Тренировочный процесс и игры показывают, есть у человека характер или его нет.
— Как с характером у ваших учениц?
— Неплохо. Последний матч против шведок, например, проводили на двенадцатитысячной арене. Благодарен им за то, что взяли себя в руки, проявили бойцовские качества и победили. Мы были командой: вместе выигрывали, вместе проигрывали.
— Что в играх не получилось?
— Важно учитывать, что для всех девочек это был первый международный турнир. Не играют они и в молодежном чемпионате, у них первенства по своим возрастам.
А вот те сборные Румынии и Швейцарии, которым мы уступили, уже по два-три года тренируются вместе в специальных спортивных интернатах. Постоянно имеют игровую практику с ровесницами или даже с соперницами старше.
Мы же собрались за десять дней до начала турнира. Да еще два дня выпали из-за оформления виз. К тому же остались без основной левой полусредней Сони Романенко из Краснодара, которая травмировала колено, очень неудачно упав на тренировке: подозрение на частичный разрыв боковых связок.
На самом деле в открытом первенстве Европы должны были участвовать сборные 2000 года рождения, но организаторы почему-то перескочили этот возраст и пригласили 2002-й. Схема розыгрыша — по две игры в день — тоже в новинку. Плюс пришлось по ходу матчей привыкать к довольно важному обстоятельству.
— Какому?
— Мяч был очень сильно обмазан мастикой. У нас в этом возрасте такое не практикуется. А в скандинавских странах иная метода: они очень рано начинают играть обмазанными мячами, используя их и на тренировках.
— Румынки всегда были силой в гандболе всех возрастов. А швейцарки? Неужели только сыгранностью они взяли верх над россиянками?
— На этом этапе — да. Конечно, мы и сами виноваты в поражении: были пять нереализованных семиметровых, нелепые потери в передачах. Вижу здесь последствия несыгранности и волнения: матч решал вопрос о выходе в основной раунд.
— Ошибки разбирали?
— Безусловно. Внимательно пересматривали каждый матч, рассказывали девушкам, как действовать в конкретных ситуациях. И к финишу проступил рисунок игры.
— Была бы возможность переиграть турнир заново, результат был бы иным?
— Уверен, что да. Из группы мы точно вышли бы.
— Вы говорили об ошибках команды. Свои просчеты признаете?
— А как иначе, если мы — команда? Конечно, и я ошибался. Времени, чтобы лучше узнать девушек, катастрофически не хватило.
— Кто-то превзошел в Гетеборге ваши ожидания?
— Очень ярких звезд у нас пока нет. Надо усиливать именно командную игру.
— Где получать игровую практику, если команда практически не собирается?
— В Гетеборге мы наладили контакты с другими сборными. Пригласили их на турнир в Астрахань, который запланирован на декабрь. Приглашения получили сборные Франции, Голландии, Румынии, Польши, Чехии, Швеции. Вряд ли все согласятся, но кто-то приедет — с теми и будем играть. Мы дали предварительное согласие на приезд составов не 2002-го года, а 2000-го. Будем играть против старших — лишь бы играть.
Для игроков 2002-го года в России всего два турнира — зональный и финальный. На этом все. К счастью, с этого сезона пятнадцатилетним спортсменкам разрешили играть в матчах молодежного первенства. Станет проще за ними следить.
— На игре команды сказывалось, что по результатам турнира шел отбор на юношеский олимпийский фестиваль в Баку?
— Не думаю. Задача была такой — сыграться, посмотреть, на что способна команда в этом составе. К тому же помочь с попаданием в Баку нам может сборная U-18, если в августе успешно выступит на чемпионате мира в Польше.
— Так на что способна у нас эта генерация?
— Чтобы это понять, надо собрать всех, кого мы хотим. Надеюсь, на следующий сбор вызовем не урезанный, а расширенный состав. Получим из сборной "U-18" волгоградку Екатерину Скивко, тольяттинок Софью Сухову, Злату Федосову, Кристину Щеглову.
— А почему девочки из Тольятти не играли сейчас?
— По договоренности с "Ладой". Дело в том, что параллельно с открытым первенством Европы проходил и клубный турнир в том же возрасте. Потому мы приняли решение разрешить девчатам сыграть за клуб. Но на этих девочек надеюсь. А еще на левшу Анастасию Алексееву из "Ростов-Дона", про которую много слышал, но еще не видел в деле. Она, как и тольяттинки, играла в клубном турнире.
Кандидатов немало. И, если у нас будет конкуренция по четыре человека на позицию, то сборная заиграет на другом уровне. Будущее у этой команды есть.
Фото: Ирина Троицкая.