За неделю старта российских гандболистов на чемпионате мира их главный тренер на сборе в Новогорске без утайки делится с БЦ самым интересным и наболевшим.
— В какой мере удалось решить задачи первого этапа новогорского сбора?
— Все прошло согласно плану, который мы обсуждали и готовили не один день. В чем была суть работы в первую неделю? Мы получили игроков в совершенно разных физических кондициях. Кто-то только закончил играть за клубы и толком не отдохнул. У кого-то была пауза на передышку. Кто-то лечился. Кто-то играет за рубежом, кто-то — в российских клубах, а здесь тоже хватает различий. Поэтому изначально перед нами стояла задача вывести всех к новому году примерно на один уровень физической готовности. И считаю, что это удалось процентов на 95.
Ребята работали с похвальной самоотдачей. Видел, что некоторые из них преодолевали себя, переступали через некий рубеж возможностей. Вот с этим старанием мы вышли на нужный нам рубеж готовности.
— Как вы это определяете? Комплексной научной группы на сборе мы не видим. Где, кстати, она?
— Где она, не знаю. Но мне для оценки состояния спортсмена не обязательно надо измерять пульс или другие параметры, проводить тесты. Сам через подобное прошел и многое пойму даже из того, как у игрока сложены руки на коленях или как он дышит. Контролировать это можно визуально. Всегда виден рубеж нагрузок, переходить который нельзя, чтобы не случилось травмы или чтобы не загнать кого-то в яму.
Если мои указания перестает воспринимать один игрок, мне проще на время вывести его из командной работы. Если это уже группа, мы просто останавливаемся. Для меня важно, чтобы спортсмены постоянно и полностью воспринимали все, что им предлагается. На фоне усталости нет никакого смысла стараться эту усталость перебороть и что-то еще догрузить.
— Итак, вы идете дальше, уже взяли в руки мячи. Что в планах теперь?
— Тактика. На сегодня у нас есть поставленная защита 5-1. Необходимо добавить в арсенал надежную 6-0. Причем не в том виде, в какой ее играют в российском чемпионате, когда выстраиваются вдоль вратарской зоны и пытаются блоком задеть мяч. Система обороны нами взята испанская. И, кстати, не та, которая практикуется у нас в "Вардаре" — она не особо мне нравится. Наша чуть модернизирована. Задача — допустить как можно меньше бросков из задней линии соперника. Навязать ей силовой контакт, вынудить игроков нервничать, делать ошибки и в итоге атаковать с 12-13 метров.
Я показывал ребятам эффективность такой защиты на примере ее противостояния великим французским полусредним. Столкнувшись с ней, французы проигрывали десяток мячей. После 12-15 минут игры начиналась нервозность, шли неподготовленные броски. Поэтому сейчас усиленно работаем над этой схемой и пока даже не вспоминаем про 5-1. С этой новой защитой едем в Швецию и пробуем ее там. А после Швеции активируем, освежим еще и 5-1.
— Но насколько готовы так играть ваши парни?
— А у нас нет другого пути. Прекрасно понимаю, что мы не выдержим тактическую борьбу в позиционном нападении на протяжении 60 минут во встречах с командами уровня сборных Франции, Германии, Испании. И я объяснил ребятам, что единственное решение — навязать соперникам жесткую вязкую защиту и дождаться своих ударных пяти минут, когда мы можем быстрыми контратаками добиться отрыва, чтобы потом его удерживать.
Не устаю повторять, что на чемпионат мира поедут только максимально готовые. Ни у кого не должно быть мысли, что он резервист и на площадку может не выйти. Для поддержания интенсивности игры нам понадобятся частые замены. И ни у кого не должно возникать вопросов и обид касательно их причины. Я буду оценивать состояние игроков и регулировать ротацию. Мне интересны не чьи-то персональные амбиции, а только амбиции всей команды.
— У вас новинка: Даниил Шишкарев последовательно наигрывается на позиции правого полусреднего.
— Это то, что мы планировали изначально. Поэтому и вызвали на сбор из номинальных игроков этого амплуа одного Диму Киселева. Мне нужен был левша с опытом, ради которого не пришлось бы ломать тактику. Броски от Даниила требуются не в первую очередь. Главное — сыграть с линейным, правильным движением поддержать атаку. Плюс он защищается на месте "второго", а значит, не нужна замена при переходе в оборону.
— Шишкарев останется капитаном?
— Когда играл сам, считал, что в этом вопросе никто не должен вмешиваться в выбор команды. Поэтому капитан у нас прежний. Если поступит предложение выбрать нового, тогда и будут выборы. Но думаю, в теперешней ситуации его не поступит.
— Выбор вратарей?
— На чемпионат в числе восемнадцати игроков в любом случае отправятся все трое. Но мы пока не решили, кто из них окажется вне заявки на первый матч и останется на трибуне.
— Другие тонкие места, где может порваться?
— На недавнем заседании исполкома федерации внимательно слушал отчет о женском чемпионате Европы Евгения Васильевича Трефилова. Он говорил, что у него есть, чего нет и как у него в основном все плохо. На случай, если бы подняли и спросили о положении дел у нас, я приготовил тогда лаконичный ответ: все, про что рассказал Трефилов, умножьте на три, а все остальное хорошо, мы не жалуемся.
— Как отнесетесь к ближайшим спаррингам в Швеции? И, кстати, как советуете отнестись к ним нам?
— Сказать по правде, у меня готов богатый учебный материал по этим шведам. Но стою перед дилеммой: показывать ли его игрокам, готовить ли их именно к сборной Швеции? С одной стороны, это вроде как и нужно. Но с другой — важно, чтобы к стартовой игре чемпионата мира команда готова была воспринимать нашу новую информацию со свежими головами, с чистого листа.
Подготовка непосредственно к шведам мне не особо интересна. Мне интересно, какую игру покажем против них мы. Неважно, что они нам предложат — мы должны на это адекватно отреагировать за счет своих ресурсов и наработок. Было бы идеально обыграть сборную Швеции на этом своем багаже, на нашей базе. Естественно, на чемпионате все будет иначе. Там каждый соперник будет уже детально прорабатываться и по каждой позиции, и по применяемой им тактике.
Сборная России вылетает в Швецию 4 января. Она проведет там контрольные товарищеские матчи 5 января в Йенчепинге (начало в 18.00 мск) и 6 января в Хальмстаде (20.00 мск). Эдуард Кокшаров уже определился с составом из 18 игроков, который отправится на эти матчи:
вратари — Дмитрий Павленко (Чеховские Медведи), Виктор Киреев (Мотор, Украина), Олег Грамс (Дюнкерк, Франция);
левые крайние — Роман Остащенко (Чеховские Медведи), Тимур Дибиров (Вардар, Македония);
правые крайние — Дмитрий Ковалев (Спартак), Алексей Фокин (Каустик);
линейные — Егор Евдокимов (Спартак), Глеб Калараш (Вардар, Македония), Сергей Горпишин (Эрланген, Германия);
левые полусредние — Александр Деревень (Спартак), Виталий Комогоров (Динамо, Румыния), Александр Шкуринский (БГК им. Мешкова, Беларусь), Сергей Марк Косоротов (Чеховские Медведи);
правые полусредние — Дмитрий Киселев, Даниил Шишкарев (оба — Вардар, Македония);
разыгрывающие — Дмитрий Житников (Пик, Венгрия), Павел Атьман (Ганновер, Германия).
Фото: Сергей Приголовкин; пресс-служба Федерации гандбола России.