Виктория Польшикова: "Было обидно. Но когда сказали, что остаюсь в команде, "отпустило"

3 мая 2019

Она вернулась в Россию спустя пять легионерских лет, перейдя в родную "Кубань" накануне плей-офф. И сразу же оказалась в центре скандальной истории с дозаявкой.

"Динамо-Синара", соперник "Кубани" по четвертьфинальной серии, подало протест на правомерность участия в матче вратаря, дозаявленного по ходу сезона, а вскоре ФГР запретила Виктории Польшиковой выступать в поединках нынешнего розыгрыша Суперлиги. Теперь она завершает сезон в роли голкипера-консультанта. И рассуждает в интервью БЦ о заграничном периоде карьеры, плей-офф Суперлиги и своем будущем.

— Ваше возвращение в чемпионат России стало неожиданностью. Как все произошло?

— Каждый год после завершения сезона я приезжаю в родной Краснодар и продолжаю тренироваться самостоятельно. Поддерживаю форму, как могу, — бегаю, делаю различные упражнения. В этот раз сезон у меня закончился раньше обычного. Спросила у начальника "Кубани" Ирины Смирновой, можно ли потренироваться вместе с командой. Получила разрешение, а через некоторое время Ирина и генеральный директор клуба Сергей Вальтер предложили сыграть за "Кубань" в плей-офф. Я согласилась, рассчитывала помочь команде, передать свой опыт, поддержать девчонок.

— С учетом того, что вы начинали карьеру в "Кубани", для вас это особенная история?

— Я бы не сказала, что чувствовала эйфорию. Все восприняла спокойно. Главное: раз согласилась, хотелось помочь команде. И, думаю, все, что от меня зависит, делаю.

— Последние несколько лет вы провели в Европе. Как происходил ваш отъезд за границу?

— Мне хотелось поиграть за рубежом. После того как закончился контракт с "Лучом", искала варианты в Европе, но подходящего не нашла и еще сезон провела в "Кубани" под руководством Евгения Васильевича Трефилова. Когда поняла, что больше команде помочь ничем не смогу, стала искать клуб за границей более тщательно. Хотелось узнать, какие там подход к гандболу, уровень. Словом, получить новый опыт. В итоге нашла шведскую команду "Боден", в которой провела четыре сезона. Мне там очень понравилось.

— Чем запомнилось это время?

— Эмоции самые положительные. Увидела другую сторону гандбола. Посмотрела, как играют в Швеции — это совсем другой стиль. В России бывают предсказуемые матчи, а там никогда не знаешь, победит твоя команда или потерпит поражение. Можно уверенно выиграть первый тайм, а во втором растерять все преимущество.

— Вы многое прошли с "Боденом". С чего начался ваш путь?

— Когда приехала в Швецию, команда играла во второй лиге. Сначала нам не удалось попасть в элитный дивизион, а на второй год все же сумели туда пробиться. Это был фурор, огромная радость для всего города. "Боден" — молодой клуб, ему всего пять лет, и сам факт, что команда так быстро вышла в высшую лигу, дорогого стоит. Этот успех отмечал весь город!

— Это самое эмоциональное событие в скандинавском этапе карьеры?

— Впечатлило, как праздновали его подруги по команде. Когда играла за "Кубань", у нас тоже случались хорошие матчи в Суперлиге и Кубке России, были эмоции. Но такой радости я не припомню. Сама заряжаешься от этой атмосферы. Для небольшого города наш выход в первый дивизион стал настоящим праздником. Думаю, это и есть самое яркое событие за время выступлений в "Бодене".

— Быстро адаптировались в Швеции?

— Я такой человек, что адаптируюсь к любым ситуациям. От переезда в Европу получила только плюсы. Посмотрела другую страну, выучила английский язык, ведь нужно было общаться в команде. Сделала это с помощью YouTube. Понимаю и шведский. Единственное, к чему пришлось привыкать, — холодная погода. Но и с этим удалось справиться.

— В чем разница между гандбольной жизнью в России и Швеции?

— Пожалуй, больше всего удивило, что вначале в команде было мало профессиональных игроков. В основном все работали, а уже после трудового дня приходили на тренировки. При этом относились к ним очень серьезно. Я просто поражалась работоспособности подруг по команде, ведь это очень нелегко. Все демонстрировали огромную самоотдачу. Для них это было хобби, но серьезное.

Если говорить о самом гандболе, то он очень быстрый. И в то же время жесткий, силовой. Все команды хорошо играют в защите, при этом, повторюсь, быстро в атаке.

— Реально ли было составить конкуренцию лидеру шведского гандбола — "Севехофу"?

— Чемпионат Швеции — очень конкурентный турнир. Не знаешь, что в нем будет происходить, каждый может обыграть каждого. Перед матчами всегда говорила, что не надо бояться "Севехофа". Да, это более сыгранная команда, но нужно биться до последнего. Мы уступали "Севехофу", но сражались. И в целом в чемпионате Швеции было интересно. Могли проиграть вроде бы более слабой команде и в то же время победить более статусную.

— Ощутили разницу в тренерских подходах?

— В России тренеры очень строгие, много кричат. Взять Евгения Васильевича Трефилова. Он эмоционально ведет себя во время матчей. К подобному привыкаешь, и первое время в Швеции мне этого даже как будто не хватало. Никто не кричал, нам лишь объясняли, что нужно делать. Чувствуешь больше поддержки. Наверное, исключение — это Пер Юханссон. Его манера напомнила русский стиль. Он тоже немало кричал и пытался донести, что от нас хочет, другими способами.

— Из "Бодена" вы перебрались в "Маккаби" из Ришон-ле-Циона. Как оказались в Израиле?

— В "Бодене" часто менялись игроки, не было стабильности состава. Это объяснимо. Город находится на самом севере Швеции, далеко не все готовы туда ехать. И после очередных изменений я приняла решение продолжить карьеру в другом месте, уведомив руководство, что в новом сезоне ничем не смогу помочь. Мой менеджер нашла вариант в Израиле, и я подписала контракт с командой. Сезон уже был близко, не хотелось рисковать и остаться без клуба.

Думаю, сделала хороший выбор. Клуб ставил перед собой задачи, выступал в Кубке вызова, хотел усилить состав. Приятно, что я попала в категорию игроков, которые должны были помочь команде. Ничуть не пожалела. Всю жизнь хотела попасть в Израиль. И моя мечта осуществилась.

— Вероятно, после России и Швеции гандбол в Израиле воспринимался экзотикой?

— Да, это было необычно. Конечно, уровень гандбола в России и Швеции выше. Но, знаете, в Израиле есть три-четыре команды, которые мощно рубились между собой, и это было тоже захватывающе. В Кубке вызова мы добрались до 1/8 финала, где уступили моему прежнему клубу, "Бодену", с разницей всего в мяч. Считаю, у нас была хорошая команда. Несколько гандболисток так вообще высокого уровня. Одна из девушек, например, играет за сборную Бразилии. В общем, в выступлениях в Израиле тоже были свои плюсы.

— С кем советовались, прежде чем поехать в Израиль?

— Звонила Кристине Плугиной, которая когда-то выступала за "Ростов-Дон", а сейчас играет в Израиле. Она рассказала о чемпионате, подтвердила, что есть три-четыре команды, которые соперничают друг с другом.

— Почему сезон для вас завершился досрочно?

— Мы выиграли Кубок Израиля, что для команды стало очень большим достижением. Однако я получила травму плеча и была вынуждена вернуться домой. Благо клуб вошел в положение и подобрал замену. Сейчас я восстановилась и готова продолжать играть. Что касается моей команды, то она добралась до полуфинала чемпионата Израиля, где уступила клубу, в котором играет Кристина Плугина.

— Вы приехали в Россию и почти сразу попали на самые жаркие матчи плей-офф. Это сложно?

— В "Кубани" очень дружная команда, в которой отличная атмосфера. Я уже была знакома с Дианой Голуб, Яной Савиновой, которые помогли адаптироваться. А после того как провела несколько тренировок, стала чувствовать себя так, будто я здесь с начала сезона. При этом ощущала большую ответственность, хотела помочь команде. Тем более нужно было обязательно пройти "Динамо-Синару", чтобы получить возможность побороться за медали. Очень надеюсь, что сможем завоевать бронзовые награды. И пусть я в этих играх участия принимать не буду, все равно сделаю все, от меня зависящее, чтобы поддержать девчонок.

— Перед подписанием контракта с Трефиловым пообщались?

— Планировали встретиться, но Евгений Васильевич занимается восстановлением здоровья. Пообщались по телефону. Долгим разговор не был: "Ты меня знаешь, я тебя знаю. Нужно помочь команде". Этих слов от Евгения Васильевича было достаточно, чтобы настроить себя на работу.

— Вы действительно помогли в четвертьфинале с "Динамо-Синарой", но первые игры не особенно получились. Почему?

— Когда выступала в Европе, не удавалось следить за матчами чемпионата России. И если, допустим, в "Ладе" есть игроки, которые мне знакомы, то "Динамо-Синара" для меня совсем новая команда. Сначала не было возможности изучить игроков, но потом посмотрела записи нескольких игр, и стало легче. Надеюсь, удалось помочь команде.

— Как восприняли новость о запрете на продолжение выступлений? Не было мыслей: зачем я сюда приехала?

— Конечно, расстроилась. И было обидно, ведь меня звали помогать команде. Но потом со мной поговорили Ира Смирнова, Сергей Вальтер. Они сообщили, что я остаюсь в команде, буду ездить на все оставшиеся матчи, участвовать в тренировках, подсказывать вратарям. После этого стало легче, меня "отпустило". В "Кубани" хорошие, способные голкиперы.

— Одна из них — Полина Каплина, которая признавалась лучшим вратарем молодежного чемпионата мира. У нее действительно большие способности?

— Полина — молодец, много работает. Если будет так же продолжать, ее ждет большое будущее. Да, она стала лучшим вратарем чемпионата мира, но это не предел. Ей нужно и дальше упорно трудиться, думаю, у нее еще все впереди.

— Почему "Кубани" все же не удалось пройти "Ладу" в полуфинале?

— Первый матч в нашем исполнении получился хорошим. А во втором, наверное, не справились с напором "Лады". В какой-то момент они нас переломили. В третьей игре все складывалось неплохо, но подвела реализация. Много мячей не забросили. При этом продемонстрировали желание, самоотдачу. "Лада" — более сыгранная команда, у нее стабильный состав. У нашей команды есть травмированные игроки, у тольяттинского клуба длиннее скамейка запасных.

— Впереди матчи за бронзу против "Звезды". Легендарный Александр Тарасиков считает, что эта серия будет чуть ли не интереснее, чем за золото.

— Думаю, захватывающими получатся игры и за третье место, и за первое. Вот "Лада" возьмет и покажет, что не хуже "Ростов-Дона". Я бы не стала однозначно утверждать, что ростовская команда — безоговорочный фаворит. У "Лады" тоже есть опытные игроки, которые могут переломить ход встречи. Думаю, тольяттинский клуб способен зацепиться. "Ростов-Дону" точно легко не будет.

Игры за бронзовые медали тоже получатся упорными. Конечно, все мы в "Кубани" очень хотим завоевать награды чемпионата и будем серьезно настраиваться на "Звезду". При этом понимаем, что наш соперник мотивирован не меньше. Так что жду тяжелых игр.

— Какие у вас планы на следующий сезон?

— Контракт с "Кубанью" рассчитан до конца сезона. Не знаю, станет ли клуб что-то предлагать. Сейчас нахожусь в подвешенном состоянии, ищу команду. Скорее всего, продолжу играть в Европе. Мой менеджер находится в поиске, хоть пока и поступает информация, что на вратарей сейчас спрос невелик. Но мы не сдаемся и продолжаем работать. В России, наверное, я могу играть только за "Кубань". Это для меня родная команда.

Фото: пресс-служба ГК "Кубань", facebook.com/BodenHandboll.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»