Виталий Иванов: "Для всех в России важен результат. Есть результат — есть зарплата"

29 июня 2019

С 1 по 5 июля в Гетеборге пройдет открытый чемпионат Европы среди юношей. Предваряя его, тренер сборной России откровенно рассказал о проблемах, ожиданиях и настрое команды.

Виталий Иванов: "Матчи с белорусами показали, что мы пока отстаем"

В открытом чемпионате Европы примут участие 24 команды, которые разбиты на четыре группы. По две лучшие сборные из каждого секстета продолжат борьбу за медали в основном раунде, образовав еще две группы. Команды, занявшие в них вторые места, разыграют бронзовые награды. Ну а победители пулов встретятся в финале.

Группа "А": Швеция, Чехия, Россия, Швейцарии, Люксембург, Великобритания.

Группа "B": Исландия, Австрия, Голландия, Черногория, Румыния, Италия.

Группа "С": Испания, Норвегия, Грузия, Фарерские Острова, Израиль, Эстония.

Группа "D": Венгрия, Беларусь, Польша, Словакия, Финляндия, Бельгия.

Расписание матчей сборной России на групповом этапе:

1.07. Швеция — Россия (10.30 мск). Россия — Люксембург (16.15). 2.07. Россия — Чехия (15.30). 3.07. Россия — Швейцария (14.45). Россия — Великобритания (20.30).

В расписании нет ошибок: компактные сроки турнира подразумевают, что в отдельные дни команды действительно проведут сразу по две игры. Впрочем, чтобы чуть уменьшить нагрузку, организаторы предусмотрели облегченный формат — два тайма по 25 минут. "Взрослый" регламент участники испробуют только на решающей стадии — в плей-офф за места с 1-го по 8-е.

Представляем расширенный состав юношеской команды России из 22 игроков, принявших участие в сборе. Выездной ростер из 16 гандболистов будет оглашен перед вылетом.

вратари — Николай Бычков (УОР №4), Денис Михалина (Москва), Максим Рябушев (Сунгуль-2);

левые крайние — Владислав Гуртовой (Краснодарский край), Даниил Дмитриев (Спартак-2), Данила Филимоненко (УОР №4);

левые полусредние — Максим Ермолин (СКИФ-2), Александр Морозов (УОР №4);

разыгрывающие — Илья Гальцов (Самарская область), Артем Зайцев (Москва), Дмитрий Кандыбин (УОР №4), Степан Оробченко (Динамо-Виктор-УОР);

линейные — Вадим Ибраков (УОР №4), Владислав Лец (Берлин, Германия), Максим Найдунов (Москва), Владимир Цыпляев (Краснодарский край);

правые полусредние — Кирилл Медведков (Динамо-2), Дмитрий Побочий (УОР №4), Никита Самойленко (Краснодарский край), Артем Сухочев (Самарская область);

правые крайние — Никита Гоголев (УОР №4), Егор Колесников (Астраханская область).

Накануне отъезда команды в Швецию БЦ адресовал порцию вопросов главному тренеру Виталию Иванову.

— Сами вы с окончательным составом, надо думать, уже определились?

— В принципе по сборам все было понятно, но я рад тому, что каждый из парней до последней тренировки бился за место в составе, никто не опускал рук.

— Поговорили с теми, кто не поедет?

— Конечно, поговорил. Ведь это же спорт, здесь все вызванные на сбор не могут поехать на турнир. Но это не означает, что мы больше не будем наблюдать за теми, кто пока не попал в состав. У нас довольно большая обойма гандболистов, на которых рассчитываем. А парни еще раньше поняли, кто поедет, а кто остается. Не всем же делали визы, не всем выдавали экипировку. Из-за некоторых проблем с финансами все было четко только по тем игрокам, кто в итоге отправится в Швецию.

— Как восприняли ситуацию те парни, которые останутся за бортом?

— Вы же понимаете, что ребятам по 17 лет, восприятие жизни состоит сплошь из углов. Но мы с помощником Владиславом Космодемьянским, хотя и недолго работаем с командой, уже установили традицию. Каждый сбор начинается с командного собрания, где мы доносим до ребят свои требования, они задают вопросы, на которые мы отвечаем. А по окончании сбора каждому даем задания, просим уделить определенное внимание тем или иным компонентам. Так что никаких вопросов в плане общения и чисто человеческого понимания у нас нет.

Тренерский штаб сборной России

— Определенная еще в апреле обойма сильных изменений не претерпела. Нет новых игроков, которых можно было увидеть в деле?

— Негде смотреть. С апреля у ребят не было матчей. А Спартакиада школьников, где можно увидеть всех игроков этого возраста сразу, пройдет в конце июля. То есть уже после открытого первенства Европы. Так что отталкиваемся от того списка, который определили для себя в феврале, когда проходил финал первенства России в Тольятти. В тот список вошли 30 игроков — это и есть наша полная обойма.

— Если отсчитывать с февраля, команда провела два сбора и три товарищеских поединка с командой Беларуси. Насколько сложно готовить сборную к турниру в ограниченных временных и матчевых рамках?

— Сложно, конечно. Здесь даже речи не идет о подготовке к конкретному сопернику, можно говорить только о собственном состоянии — физическом, техническом. Нам нужно научиться играть вместе, командой. Постоянно снимаем тренировки, спарринги, контрольные матчи — вот сыграли с УОР №4, спасибо команде огромное. Разбираем нюансы. И вроде бы ребята все понимают, но выходят на площадку, и далеко не всегда получается так, как задумано. Наша тренерская задача в том и состоит, чтобы они совершали командные действия. Неважно, кто наш противник — сборная Швеции или Люксембурга, важно самим делать то, чему учат. Я отсмотрел не так и много видеоматериала по соперникам, но заметно, что играть сейчас научились все. Просто "затоптать" кого-то не получится.

— Заметили в ребятах изменения в лучшую сторону по сравнению с апрельским сбором?

— В плане техники и собственно игры в гандбол оценку можно дать только на основе матчей. А вот в физическом плане прогресс очевиден. Сразу заметно, что все парни приехали на июньский сбор в хорошей форме, выполняли наши задания, сдали все нормативы. У ребят было желание пробиться в состав национальной команды — это очень здорово.

— Вы утверждали, что если ребята будут понимать тренеров, то смогут добиться результата. Появилось это понимание?

— Понимать — понимают, но когда выходят на площадку, срабатывают стереотипы, заложенные с детства. С этим пытаемся что-то сделать, но времени было очень мало. Две недели в апреле и две недели сейчас. Из семнадцати лет восемь-девять гандболист был у одного тренера, многое делает на автомате, а здесь ты пытаешься заставить его играть не так, как он привык. Это же не задачу решить или стихотворение выучить — кропотливый и сложный процесс, связанный со многими факторами. Нам всем нелегко — и тренерам, и игрокам, но нужно идти вперед.

— После апрельских матчей с белорусами вы отказались говорить о лидерах сборной. Сейчас тоже не будете?

— Конечно. Объясню свою позицию: мы готовим сборную, а не отдельных игроков. Да, некоторые могут выделяться, быть в определенное время сильнее. Но для меня важнее выстроить систему, в которой в случае выпадения одного гандболиста может выйти другой, и на игре это не скажется. Важно, чтобы все понимали ту схему игры, которую мы строим. И тогда сегодня один десять мячей забросит, завтра — другой. А если мы будем строить игру только вокруг отдельных гандболистов, это неправильный путь. В командном виде спорта невозможно добиться результата в одиночку.

— В феврале вы называли главной проблемой многочисленные пробелы в техническом оснащении игроков. Эта проблема осталась?

— К сожалению, да. Она и не могла никуда деться. Так работают детские тренеры, которых я ни в коем случае не могу и не хочу обвинять. Просто такова методика. У них свои цели и задачи, все трудятся по-разному. Но для всех в России, в том числе в детском спорте, важен результат. Есть результат — есть зарплата. А за рубежом для детских тренеров важно, чтобы его подопечные владели всеми навыками. То есть там развитие идет планомерно, а не форсированно. Так уж исторически сложилось. Только медали все определяют, а какой ценой — неважно. Отсюда и изъяны в подготовке.

— Вам было бы проще, если бы все работали по единой методике, как, например, во Франции?

— Безусловно. Это позволило бы выстроить четкую последовательность: я понимал бы, что с игроком делали до меня, и передавал бы другому тренеру, который точно так же понимал бы, что делал я. И гандболистам было бы намного проще. Сейчас ведь у нас как? Один тренер говорит одно, другой — совсем другое. Парень при переходе слышит "чему тебя учили?!" При единой методике было бы проще, но здесь другая сложность — какую методику считать правильной, кто будет ее разрабатывать и следить за тем, чтобы она воплощалась в жизнь? В России такое невозможно, как мне кажется.

— И это создает уйму проблем.

— Именно. Допустим, мы четыре года будем учить парней, рассказывать, как и что делать, а они перейдут в другой клуб или на другой уровень, и там им скажут, что мы все делали не так. Хотя именно в нашем случае есть прекрасная коммуникация с главным тренером национальной сборной Эдуардом Кокшаровым. Я несколько раз приезжал к нему на сборы, у нас запланированы совместные кэмпы. При таком подходе шаг вперед точно сделаем.

— Ни разу после назначения не пожалели, что ввязались в такое сложное дело?

— Ни в коем случае. Я же пришел по своему желанию, меня никто не заставлял. Мне нравится моя работа, несмотря на все переживания и ответственность. Вот позавчера полночи не спал, пересматривал видео контрольной игры, потом объяснял ребятам. И буду продолжать доносить до них свое видение гандбола. Для меня пожалеть — значит, сдаться. А сдаваться я не собираюсь.

— То есть в Гетеборг едете за результатом?

— Я уже сказал, что превалирует в нашем спорте в любом возрасте. И мы не исключение. Конечно, поедем в Швецию не для того, чтобы учиться правильно бросать или действовать в защите. Поедем, чтобы сыграть как можно лучше и занять место как можно выше. Груз ответственности ляжет на тренеров, а не на ребят. Мы постараемся оградить парней от всех волнений. Их задача — просто выходить на площадку и делать то, что они умеют. Но надо понимать, что это международный турнир. Для половины игроков это вообще первый в жизни выезд в другую страну, у них даже загранпаспортов не было. Психологический барьер серьезный.

— Что для вас важнее: добиться результата или увидеть по итогам турнира команду?

— Если смотреть в будущее, то хотел бы увидеть именно команду, в которой в любой ситуации каждый бьется и за себя, и за того парня, которая не разваливается от того, что что-то не получается. Но все последующие соревнования для нашего возраста будут уже официальными, там результат просто необходим. Сейчас обещать ничего не могу. Скажу лишь, что буду настраивать ребят на максимум.

Фото: пресс-службы ФГР и БФГ.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»