Страсти по "Вардару". Самсоненко уходит тихо

24 апреля 2019

Проект гандбольного "Вардара" в теперешнем звездном виде доживает последние недели. Или дни? Как долго продлится развязка? Ответ зависит и от венгерского "Пика".

Владелец "Вардара" россиянин Сергей Самсоненко покинет клуб из Скопье по окончании сезона

Тимур Дибиров о роспуске "Вардара". Куда уходим летом, в какие города?

Дайнис Криштопанс из Скопье: "Вы решили, что нас уже нет?"

Вечером 25 апреля на домашней арене "Яне Сандански" клуб из Скопье проведет первый матч лигочемпионского четвертьфинала против соперника из Венгрии. Поединок в считанные часы минувшей недели обрел значение акции культовой.

Стало ясно, что на нем македонские фанаты простятся с командой в ее теперешнем звездном величии. Заявление владельца и главы клуба Сергея Самсоненко о его выходе из проекта тождественно новости об авральном роспуске всего состава — алгоритм операции ровно год назад опробован на женском "Вардаре" и пока повторяется в точности.

При этом даже у журналистов, находящихся вблизи эпицентра событий, представления о сути происходящего весьма общие. Об этом можно судить по реакции на них в медиа Северной Македонии — так с недавних пор официально называет себя эта балканская страна.

Газета "Вечер" пишет:

"Уход Сергея Самсоненко из "Вардара" произвел эффект разорвавшейся бомбы, хотя намеки на такое развитие событий существовали в виде турбулентности и большого количества игроков, покидающих команду. Давно понятно, что благополучные в финансовом смысле времена остались для "красно-черных" в прошлом".

Журналист "Экипы" Стефан Цаневски в колонке под названием "Жаль "Вардар", но не Самсоненко" анализирует ситуацию более подробно:

"Самсоненко хотел предстать жертвенным агнцем, который потратил слишком много на благо македонского спорта, но больше не имел сил продолжать. Опустошенный и достойный жалости человек, который создал спортивную империю из собственного кармана.

Но давайте вспомним. Россиянин появился в спортивном сообществе в 2012 году как большой энтузиаст спонсирования женского гандбольного клуба. И одним из первых его пожеланий было изменить название "Вардар"… В этом "сильном" "Вардаре" появилась Инна Суслина, а также еще три-четыре россиянки уровнем ниже среднего. И они проиграли ключевой матч "Металургу".

Но Самсоненко заинтересовал тогдашнее правительство как отличная фигура во главе проекта, который будет финансироваться извне. Только после того, как он получил попутный ветер, зазвучали такие фамилии, как Лекич, Радичевич, Лейно. И Самсоненко получал каждый клуб, который просил. Сначала мужской гандбол, затем футбол — чтобы создать счастливую "красно-черную" семью.

И нет ничего плохого во всей истории, кроме ложного образа благодетеля. "Вардар" на самом деле был государственным проектом, который в итоге оправдал ожидания, выиграв Лигу чемпионов. Самсоненко извлек из истории выгоду — он добрался до московского ЦСКА и Федерации гандбола России. Деньги в ту пору приходили отовсюду — от влиятельных публичных компаний и откуда-то еще. От самого Самсоненко тоже, но он никогда не был настолько могущественным, чтобы поддерживать три серьезные команды.

Власть изменилась, деньги урезали, "Вардар" больше не является государственным проектом, но все больше становится бременем для россиян. Будем честными: клуб ослабел бы, даже останься Самсоненко во главе. Без внешних инъекций невозможно покупать игроков у "Барселоны", "Виве", "Райн Левен". Поэтому "Вардар" (по крайней мере в ближайшем будущем) уже не будет таким, как раньше, и каким мы хотим его видеть. Но это не из-за Самсоненко, который насладился моментами славы и уходит так же тихо, как пришел".

Та же "Экипа" приводит слова Дайниса Криштопанса: "Я бы сказал, мы все немного в шоке. Были разные спекуляции, но мы не ожидали такого решения. Да, я теперь смогу уйти в "ПСЖ" на год раньше, чем было договорено, но у меня смешанные чувства, поскольку с "Вардаром" пережил чудесные моменты".

"Македонски спорт" резюмирует:

"Сказка "Вардара" подходит к концу. Клубный босс Сергей Самсоненко заканчивает большой проект. Это сложно принять, но, если не найдется новый источник финансирования, Лига чемпионов останется в прошлом, на "Яне Сандански" мы не увидим европейских баталий, а нынешний состав уйдет в историю. Со следующего сезона "Вардар" станет обычной командой…"

"Република" в статье "Конец гандбольной сказки" добавляет:

"Самсоненко также столкнулся с политическим давлением со стороны СМИ, ассоциирующихся с правительством Зорана Заева. Некоторые из его излюбленных проектов, такие как строительство православной церкви в русском стиле возле арены "Яне Сандански", были заблокированы, а аффилированные с правящей партией СДСМ журналисты пытались опорочить его в иностранных и македонских медиа".

Завеса недосказанности, скрывшая кризис "Вардара" от сторонней публики, тоже вызывает ассоциации с событиями прошлой весны.

О бизнесе владельца "Вардара" и главы крупной букмекерской компании "Betcity" Сергея Самсоненко в открытых источниках никогда не рассказывалось подробно.

Большие деньги любят тишину. Деньги, сделанные на вредных человеческих привычках (позволим себе отнести к таковым игру на ставках), предпочитают тишину гробовую.

В событиях вокруг "Вардара" реально отсеченными от всяческих подробностей оказались даже игроки команды, в том числе те, с которыми Самсоненко поддерживал довольно тесные приятельские отношения и предпочитал советоваться касательно важных управленческих решений.

О сворачивании проекта команда узнала на спешно созванном собрании от функционера из клубного офиса. Сам руководитель проекта с того времени в публичном поле знать о себе не давал и на контакт ни с кем из игроков не выходил.

Естественно, что в такой ситуации вопросов у всех возникает куда больше, нежели слышится ответов.

Сильнее всего удивляет время, выбранное для объявления решения: за неделю до важнейшей дуэли против "Пика", в которой решается судьба путевки в лигочемпионский "финал четырех".

Объяснима и достойна уважения профессиональная реакция команды, дружно заявившей о готовности пройти турнирный путь до конца, сделав все возможное для успеха.

Тем не менее нетрудно представить, каким образом влияет на это "все возможное" и мотивацию игроков обрушившаяся на них неустроенность собственных судеб и неизбежно испорченное настроение.

Напрашиваются подозрения, во-первых, о желании Самсоненко сделать все возможное для того, чтобы лигочемпионский путь команды, напротив, не получил июньского завершения в Кельне, и, во-вторых, что финансовое состояние проекта действительно заставляет свернуть его неотложно.

В последние годы многое говорилось о сложностях Самсоненко в ведении македонских дел, в том числе и спортивных, в связи с изменением политической ситуации в стране. Силы, при главенстве которых россиянин привел в Македонию свой бизнес, сделал инвестиции и фактически стал самым богатым в этой стране человеком, утратили лидерство.

Премьер-министр Зоран Заев переориентировал Македонию на укрепление связей с Евросоюзом и НАТО. И сильные позиции россиянина, имевшего неосторожность обозначить поддержку, в том числе финансовую, другой политической партии, в эту парадигму явно не вписались. С 2016 года шло планомерное вытеснение Самсоненко с былых прочных плацдармов.

Впрочем, и здесь есть вызывающий недоумение нюанс. О разводе с "Вардаром" объявлено за пару дней до первого тура президентских выборов в Северной Македонии. Он состоялся в минувшее воскресенье, и его результатом стало назначении второго тура на 5 мая. Причем исход голосования совершенно непредсказуем ввиду примерного равенства показателей кандидатов, продолжающих борьбу.

Выходит, положение "Вардара" настолько критично, что реакция на него уже не требует оглядки на важные привходящие обстоятельства из сферы политики...

Печальная история "Вардара" — еще и немой упрек венскому офису ЕГФ. Ситуация, при которой периодически терпят финансовые крушения, а порой и скоропостижно умирают клубы калибра еврокубковых грандов, явно ненормальна. В сообществе спортивных игр гандбол уникален в том смысле, что участие даже в главном клубном турнире — Лиге чемпионов — до сих пор не приносит никаких дивидендов, более того — убыточно.

Доходов организаторов от этих внешне вполне благополучных кампаний то ли действительно не хватает, чтобы делиться ими с непосредственными производителями продукта, то ли в Вене этого попросту не хотят.

В этом смысле показательны недавние истории смертей мадридского "Атлетико" и минского "Динамо", известные печальные сложности биографий "Чеховских Медведей", "Гамбурга", "Металурга", "Виве"...

Но это, впрочем, уже другая интересная и важная тема.

Пока же мы по крупицам вылавливаем новости и инсайды о возможных вариантах жизнеустройства орлят, которые выпадут вскоре из разоренного вардарского гнезда.

Дмитрия Киселева и Глеба Калараша уже позвали в Запорожье, Деяна Милосавлева — в Берлин. Даниилу Шишкареву звонили из Кельце, а Тимуру Дибирову — из Бреста. Игор Карачич, будто знал, загодя оформил контракт с "Виве". А Дайнис Криштопанс с радостью передвинет на год раньше переезд в Париж...

Свободных рук и ног в Скопье еще много. Мобильники не молчат...

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»