Сергей Шишкарев в журнале "Быстрый центр". Олимпийское благоприятствование

18 июля 2019

Доставлен из типографии третий номер журнала "Быстрый центр". Его сквозная тема — веховые события сезона-2018/19. Они же — повод для большого разговора с президентом ФГР.

В президентское досье Сергея Шишкарева добавился еще один полный сезон во главе Федерации гандбола России — уже четвертый. В его итогах нет громких триумфов. Но хватает шагов вперед и победных предчувствий, законных радостей и обидных осечек, удачных проб и поучительных ошибок — всего того, что складывается в несомненный прогресс. И о чем всегда открытого для общения главу ФГР так интересно с пристрастием расспросить.

— Чтобы не обсуждать итоги гандбольного года сразу в лоб и общо, предложим обозначить диапазон ваших настроений и впечатлений. Самая большая радость сезона — и самое сильное разочарование?

— Больших радостей сразу две. Это выступления наших девушек. Сборной — на чемпионате Европы. И "Ростов-Дона" — в лигочемпионском "финале четырех". В обоих случаях у нас серебро. Но оно было с оттенком золота.

Было очень тяжело победить француженок в топ-турнире у них дома. Обидно за Евгения Васильевича Трефилова. Эта высота остается им пока не взятой. Но, думаю, все еще впереди. Ростовчанки тоже сыграли очень достойно на венгерской земле.

Давайте отнесу к числу больших радостей и выигрыш чемпионата мира сборной восемнадцатилетних девушек Любови Сидоричевой. Их выступление в Польше было фееричным. И очень важно, что две трети того состава уже органично влились во взрослые команды высшего дивизиона и по ходу сезона только прибавляли.

А разочарование? Конечно, выступление мужской сборной на чемпионате мира. Четырнадцатое место — совсем не то, чего мы ожидали. По ходу турнира во встречах с немцами и французами эта команда доказала, что ей по силам было попадать в число семи-восьми лучших и не откладывать на предстоящий чемпионат Европы задачу выхода в олимпийскую квалификацию.

Впрочем, благополучное решение командой Эдуарда Кокшарова задачи выхода на континентальный турнир, — достижение, которое скрашивает январскую неудачу.

— Удалось ли продвинуть гандбол вверх по шкале популярности в стране? Ведь о мерах поддержки и развития вида после золота Рио говорилось на уровне первых лиц государства.

— Надо делать поправку на то, что несколько минувших лет подряд ресурсы поддержки российского спорта были сконцентрированы преимущественно на подготовке к футбольному чемпионату мира. Поэтому и продвижение нашего вида нельзя назвать бурным.

Но мы делали то, что могли и что было реальным. Увеличилось число зрителей на играх чемпионатов страны. С аншлагами прошли официальные матчи сборных, которые мы проводили в различных регионах.

Объективные статистические данные свидетельствуют, что трансляции некоторых важных гандбольных матчей по телевидению и на интернет-ресурсах с точки зрения зрительского интереса конкурировали с футбольной Лигой чемпионов. И было бы еще лучше, имей мы больше таких залов, как в Ростове и Астрахани, где есть все условиях для производства качественной телевизионной "картинки".

— Возглавляемая вами группа компаний "Дело" вошла в когорту спонсорских брендов на уровне топовых проектов Европейской федерации гандбола. Обоснуйте инвестиционную мотивацию такого шага.

— Здесь нечего скрывать: в одном лице сошлись два интереса. Как глава ФГР я намерен всячески способствовать продвижению гандбола в Европе и мире. А это, в свою очередь, вполне отвечает моим деловым устремлениям как президента группы компаний "Дело", которая в прошлом году совершила самую крупную сделку на транспортном рынке за несколько последних лет. Мы стали совладельцами компании "Global Ports" — это не российский, а европейский транспортный холдинг.

"Delo" и разминка французского "Меца": Ивана Капитанович, Екатерина Левша и Александра Зых

И наш вид спорта занимает в этой истории довольно примечательное место. Иногда, презентуя "Дело" будущим партнерам и клиентам, мне проще всего начинать с разговора на гандбольные темы. Подаришь нашу шикарно изданную книгу о триумфе в Рио, и тебе говорят: да-да, это было супер, все понятно!

Это справедливо и для нашего стивидорного холдинга в Новороссийске "ДелоПортс" — у его клиентов и партнеров преимущественно зарубежные корни.

Гандбол очень популярен во многих странах, где мы работаем. Это прежде всего Скандинавия. У нас есть интересы в Голландии. Германия, Франция — тоже потенциальные рынки присутствия и общения нашей компании.

Так что здесь одно дополняет и подкрепляет другое. Спонсорство практично и с точки зрения продвижения бренда "Дела", и в смысле упрочения позиций и авторитета российского гандбола — как сборной, так и того же "Ростов-Дона".

— Очевиден существенный перепад в уровнях игры лучших клубных образцов, которые представлены на майских уик-эндах в Будапеште и Кельне, и чемпионатов России. Причем, на наш взгляд, перепад только растет. Как переломить эту тревожную тенденцию?

— Сложнее ситуация в нашем мужском гандболе. И она не улучшится без обострения конкуренции, пока не станут обычным явлением такие "зарубы", как в недавнем финале Суперлиги между "Чеховскими Медведями" и "Спартаком". При этом чеховцы впервые закончили регулярный сезон не на лидерской позиции. Но в итоге Владимир Салманович Максимов снова доказал свою стратегическую и тактическую состоятельность. Однако к спорам фаворитов должны скорее потягиваться и "Нева", и клубы Краснодара, Ставрополя, Саратова.

Владимир Максимов и Сергей Шишкарев: поздравление чемпиону

У женщин перепад, о котором вы спросили, не столь велик. Все же гранд абсолютного евроуровня "Ростов-Дон" имел серьезного оппонента в лице "Лады". А тольяттинки, в свою очередь, на пути к финалу проиграли матч "Кубани" — это и есть повышение конкуренции.

Нам понятно, в каких направлениях надо работать. Это повышение зрелищности и результативности игры, работа со зрителями.

— Амброс Мартин, Ян Лесли, Фред Бужан, Влатко Джонович — в тренерском цехе Суперлиги все больше видных наставников-иностранцев. Это повод для оптимизма? Или конфронтационная ревность наших мастодонтов обоснована?

— Ответ прост. Пусть каждый ревнивый мастодонт подготовит себе на смену по одному способному российскому тренеру. Может, тогда и не будет поводов для надуманной конфронтации. Здесь не надо много говорить. Надо взять и сделать.

И потом, я целиком за здоровую конкуренцию. Что плохого в том, что наряду с нашими авторитетами на благо российского гандбола потрудятся лучшие тренеры Европы? Перед Олимпиадой в Рио с ростовским клубом продуктивно работал Ян Лесли. Думаю, сейчас там уже немало сделал Амброс Мартин — в том числе и для пользы сборной.

В последнее время уже не слышу критических пассажей в адрес коллег-иностранцев от Трефилова. Знаю, что к их работе он относится с уважением.

— Стоит упомянуть о дефиците российских гандбольных специалистов с международными лицензиями и сертификатами. За этим стоит невосприимчивость большинства к новациям и трендам современной игры?

— Как понимаю, речь идет о наборе требований, соответствовать которым — насущная профессиональная необходимость. Это знания не только тренировочных методик, но и вопросов психологии, спортивной медицины. Федерация начала работу в направлении повышения квалификации тренеров и качества их обучения. И это стоит взять под более строгий контроль.

— Насколько успешно, на ваш взгляд, справляется с миссией катализатора прогресса московский "Спартак"? Мы полагаем, его второй сезон не стал периодом видимого роста — ни в плане результатов и уровня игры, ни в плане развития проекта в смысле социальном. Если совсем упрощенно, за команду болеет в Крылатском все та же горстка поклонников, что приходила прежде в Кунцево.

— Думаю, их все же больше. И в Чехов на матчи против "медведей" их нынче тоже больше приезжало. Но надо отдавать себе отчет в том, что за два сезона в Москве кардинально ситуацию с вниманием к новой команде не изменить. Если объективно, появление такого конкурента, как "Спартак", не очень-то активизировало публику в том же Чехове.

Но в целом вы правы. Знаковых открытий в игре и составе "Спартака" не было. По итогам сезона можно отметить персонально разве что Александра Деревеня, Иналя Афлитулина и Илью Рябова. А хочется куда более заметного притока звездочек, причем молодых.

— Сейчас по спартаковским лекалам в столице инициировано создание женской команды ЦСКА. Основные идеи и предназначение проекта?

— В первую очередь это возвращение большого женского гандбола в столицу. Кто бы что ни говорил про "Луч", но форма организации этого клуба и его скромные возможности не позволяли достойно представлять такой огромный город, как Москва.

Мы в данном случае говорим о сильном клубе с амбициями. Тем более что эта идея — не только моя, но и руководства Министерства обороны. У клуба будут сильные спонсоры и попечители. И перед армейской командой в любых соревнованиях целью будет, как принято, только первое место.

Без сильного клуба в столице нам не обойтись, если приглашать в Россию турниры самого высокого уровня. При всем уважении к Ростову и другим нашим прекрасным регионам согласитесь, что Москва с ее возможностями всегда способна привлечь гораздо больше зарубежных гостей, желающих совместить приятное с полезным. Особенно при проведении заключительной стадии какого-либо топ-турнира.

Замечу, что женский гандбол у нас популярен куда больше мужского. И поэтому, полагаю, сильный женский клуб, да еще с брендовым названием, наберет зрительскую аудиторию гораздо быстрее.

— Но ведь для большой группы ведущих гандболисток сборной, которые окажутся в ЦСКА, при отсутствии игры в еврокубках на весь предолимпийский сезон сужается соревновательное пространство. Это не опасно?

— В прошлом сезоне оно было, по сути, так же сужено для сборниц из "Лады" и "Астрахани", вылетевших из Кубка ЕГФ на первых же стадиях. Где гарантия, что история не повторится?

А если мы действительно увидим в ситуации опасность для сборной, то в интересах качественной игровой практики весной вполне возможны варианты дополнительных спаррингов с сильными зарубежными клубами и с той же национальной командой. Предолимпийская подготовка будет для нас безусловным приоритетом.

Запомним "Ладу" в таком составе: серебряные медалистки чемпионата России-2018/19 (в центре Сергей Шишкарев, крайний справа — главный тренер Александр Хомутов)

— Что ждет в предстоящем сезоне "Кубань"?

— Она выступит в Суперлиге. Финансирование клуба продолжится. Правда, не в тех объемах, какие были ранее. Хочется развернуть лицом к нему кубанские власти и местных спонсоров, чтобы они наконец-то начали помогать команде со славными традициями. Но в ближайшем сезоне за судьбу "Кубани" можете не волноваться. Помимо всего прочего, там трудится Евгений Васильевич Трефилов — кто же бросит на произвол судьбы "наше все"?

— В болельщицкой среде, и не только, неизбежны проявления недовольства: мол, сначала за счет ослабления других клубов была усилена "Кубань", теперь — ЦСКА...

— Отношусь к таким разговорам спокойно. Что значит — ослабление? Что плохого в том, что игроки переходят на лучшие условия и в клуб, который ставит самые высокие цели — выигрывать чемпионат России, а затем участвовать в Лиге чемпионов, в команду, где объединяются сильные и амбициозные игроки?

Россия должна генерировать не одно поколение сильных гандболисток, каких видим мы в теперешней "молодежке" Любови Сидоричевой. Желание развиваться, менять места дислокации в том числе и с прицелом на столичный клуб — все это естественно для любого человека, думающего о своем будущем.

— Как относитесь к проекту СЕХА-Газпром-лиги? Рассматриваете ли возможность присоединения к нему российского клуба?

— Отношусь к этой идее исключительно положительно. Дополнительная игровая практика очень важна для любого российского клуба. Другое дело, что участие в таком проекте из-за сложной логистики сопряжено с серьезными финансовыми расходами.

Но, на мой взгляд, в турнире, генеральным спонсором которого выступает "Газпром", участие хотя бы одного клуба из России будет уместным. Тем более со следующего лета, когда изменится формат Лиги чемпионов. Судя по всему, там не будет российского клуба. И нам придется искать формат регулярного соперничества, который поможет поднять класс российского клуба на уровень, достойный возвращения в европейский топ. СЕХА-лига с набором авторитетных участников в таком качестве идеально подходит.

— Актуальная задача наступающего сезона — выход на Олимпиаду мужской сборной. На наш взгляд, есть смысл в создании команде Эдуарда Кокшарова режима повышенного благоприятствования — с организацией летом и осенью дополнительных тренировочных сессий, активной обкаткой на хорошем спарринговом уровне...

— Это обязательно будет сделано. Мы обсуждали вопрос на заседании исполкома федерации. Ситуация в мужской сборной кардинально отличается от положения дел в женской команде. Готовность гораздо хуже. Количество игроков, способных усилить мужскую сборную, можно перечислить по пальцам одной руки, Будем убеждать тренеров команд Суперлиги, включая, говоря вашим языком, мастодонтов, всячески содействовать штабу Кокшарова. Только объединившись ради единой цели, мы сможем рассчитывать на поездку в олимпийский Токио.

— Как в таком случае обстоят дела с режимом наибольшего предолимпийского благоприятствования команде Евгения Трефилова? Вам часто приходится вмешиваться в урегулирование противоречий между ним и коллегами из клубов в отношении дополнительных сборов национальной команды?

— Иногда подключаться приходится. Особенно, когда речь заходит о летних сборах. На июньском заседании исполкома мы решили: поскольку такие сборы направлены в первую очередь на общефизическую подготовку, у нас нет поводов не доверять наставникам клубов. Уверен, они в состоянии подготовить гандболисток к сезону функционально не хуже тренеров сборной.

Зато считаю, что штабу Трефилова нужно дать больше времени на подготовку непосредственно перед декабрьским чемпионатом мира. И уж тем более предусмотреть дополнительно не дни, а недели перед Олимпиадой, если мы на нее пробьемся. И вот здесь надеюсь на полное понимание тренеров клубов.

Исключение там может составить только "Ростов-Дон" в случае попадания в "финал четырех" Лиги чемпионов. Участие в нем — тоже отличная подготовка и параллельно практика игры против соперников высочайшего уровня. Это, пожалуй, не менее полезно, чем нахождение в стане сборной.

Сергей Шишкарев и министр спорта Ростовской области Самвел Аракелян с Юлией Манагаровой и Дарьей Дмитриевой

— Как оцениваете работу российских арбитров?

— Резонансных судейских скандалов было гораздо меньше, чем в минувшем сезоне. Да и ошибок, повлиявших на исход матчей, не припомню. Но есть проблема: наши судейские кадры стареют. И омоложение их рядов, программа наставничества — вопрос злободневный. Нам нельзя допустить ни падения уровня арбитража в национальных турнирах, ни потери практики российских арбитров на международной арене.

Считаю, в ближайшее время мы должны уйти от обсуждения вопросов судейства в кулуарах, за закрытыми дверями. У нас отработаны понятные форматы протестов и жалоб на действие гандбольной фемиды. И если арбитры не правы, они должны нести заслуженное наказание. Равно как руководители и тренеры клубов, которые переходят этические нормы в обвинениях рефери.

Нам вообще пора прекращать как выгораживание арбитров, допустивших просчеты, так и обвинения судей в поражении той или иной команды.

— Вы много и часто общаетесь с руководителями ЕГФ и ИГФ. Там не сходят с повестки дня обновления правил игры и регламентов. Чего ждать в этом направлении в ближайшее время?

— Активно обсуждается тема уменьшения количества передач после предупреждения о пассивной атаке. Ужесточается курс на искоренение грязной игры. Во главу угла ставится здоровье игроков.

На последних встречах с руководством ЕГФ тепло и по-дружески обсуждали вопросы реорганизации Лиги чемпионов, участия наших мужских клубов в новом формате еврокубков. Говорили о заявке России на проведение женского чемпионата Европы и требованиях, которые мы должны выполнить для получения такого турнира.

— Так мы готовим такую заявку?

— Да. Скорее всего, на турнир 2024 года. Решение исполкома ЕГФ ожидается в нынешнем ноябре.

— Планируете задействовать московские арены?

— Почему только московские? В списке возможных адресов Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов, Астрахань, Тольятти.

Не все так плохо и безнадежно. Например, по мнению президента ЕГФ Михаэля Видерера, такой мегаполис, как Москва, не должен оставаться без Лиги чемпионов. Но для этого мы должны значительно подтянуть маркетинговую составляющую нашего гандбольного хозяйства.

Президентское трио: глава ЕГФ Михаэль Видерер (в центре) и президенты федераций гандбола Беларуси и России Владимир Коноплев и Сергей Шишкарев

— Что вам не нравится в работе международных федераций?

— Тренд на увеличение числа участников как мировых, так и европейских чемпионатов. Не надо городить огород и устраивать карнавалы ради привлечения команд США и Китая. Рациональнее просто давать сборным этих двух стран "дикие карты".

А так получается парадокс. С одной стороны, мы озабочены повышением зрительского интереса к топ-турнирам. А с другой — допускаем в них команды условного Гаити, которые зрелищность первенства планеты никоим образом не повысят. Так же как и участие гандбольных карликов в европейских чемпионатах. Должна же здесь быть какая-то разумность.

Не могу согласиться и с алгоритмом организации топ-турниров в двух, а сейчас уже и в трех странах одновременно. Так и до четырех вполне могут дойти. Здесь выбран путь футбола. С точки зрения маркетинга это, возможно, и выигрышно. А с точки зрения концентрации внимания, бонуса стране за вклад в развитие игры — не знаю. Пока я этой идеи не понял и подобный подход не разделяю.

— Как выстраиваются ваши отношения с коллегами из других национальных федераций? Как происходят общение и взаимодействие с ними?

— По-разному. Наилучшие дружеские контакты с федерациями стран бывшего Союза: Беларуси, Латвии, Украины. Тесно общаемся с поляками, немцами, голландцами. Великолепные отношения установились у нас с испанской федерацией. Недаром с молодыми гандболистами в столичном УОРе работает испанский тренер. Надеюсь, совсем скоро увидим положительные результаты его трудов.

Скажу так: антагонизма у нас нет ни с кем — есть разные степени близости. Со всеми в еженедельном режиме не наконтактируешься. В ИГФ кучкуемся по континентальному принципу, хотя хватает друзей и на других континентах.

— Насколько укрепились международные позиции ФГР за годы вашего президентства?

— Считаю, ситуация изменилась кардинально. Хотя бы потому, что сейчас мы информированы обо всем, что происходит в ИГФ и ЕГФ. Мы допущены во все форматы общения и взаимодействия. Нет закрытых для нас дверей и совещаний.

Не открою никаких секретов, если скажу, что порой те или иные группировки пытаются перетянуть ФГР на свою сторону как весомого и авторитетного союзника. Приходится упражняться в дипломатии. Но всегда выбираем ту линию поведения, которая соответствует нашим национальным интересам.

Это уже большое достижение. Потому что прежде был режим вакуума. Нам не было понятно, кто, где, когда и зачем собирается, какие готовятся и принимаются решения. А сейчас мы едем на конгрессы и другие важные форумы полностью подготовленными и осведомленными, со своей позицией.

Третий номер журнала "Быстрый центр" в ближайшее время начнет распространяться через клубы Суперлиги и детские гандбольные школы, причем приобрести его там можно будет бесплатно.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»