Кристина Трищук: "Вот как Евгения Васильевича переводить на венгерский?"

1 ноября 2018

Она вполне могла бы играть и за сборную России. Но четырнадцать лет назад из московского "Луча" уехала в Венгрию. Да так там и осталась, поменяв спортивное гражданство.

В новой стране Кристина Трищук дважды становилась лучшим бомбардиром лиги, выиграла с "Дунауйварошем" Кубок ЕГФ. А в составе венгерской сборной стала бронзовым призером чемпионата Европы в 2012-м.

Летом об эффектной блондинке, сделавшей карьеру в Европе, заговорили и в России, сватая ее в "Ростов-Дон". Но вместо донских берегов она оказалась в "Тюрингере", подписав с чемпионом Германии контракт на сезон.

— Вы довольно хорошо известны в гандбольной Европе. Но в России о вас знают мало. Это не расстраивает?

— Если и задумывалась об этом, то совсем немного. В бытность игроком "Луча" разорвала крестообразные связки. Очень боялась, что меня исключат из училища олимпийского резерва и я останусь без гандбола.

Но сказала себе, что хочу играть. Даже научилась действовать на неудобных для правши позициях с правой стороны площадки. Не думала, что непременно нужно стать знаменитостью. Но всегда хотелось быть хорошим игроком. И рада, что удалось себя таким образом реализовать.

 Как удалось в 19 лет уехать играть в Венгрию? Тем более из "Луча" — клуба, далеко не топового.

— А я из-за той травмы вообще не играла. В Венгрию отправилась за моим тогдашним бойфрендом, теперь уже бывшим гандболистом. Но вскоре заскучала, подумала: почему бы не побегать? Стала играть за любительскую команду и в одном из матчей Кубка Венгрии забросила восемь мячей. Меня заприметили и вскоре пригласили в "Фехервар", где провела потом целых восемь лет.

— Больше всех забрасывать в чемпионате Венгрии — это сложно?

— Венгерский чемпионат относят к числу сильнейших на континенте, и это заслуженно. Сразу почувствовала, что там по сравнению с Россией совершенно другие скорости. Да и все другое. В ту пору в Венгрии не было моды на легионерок, играли в основном местные гандболистки. И, кстати, считаю это одним из объяснений, почему венгерская сборная была так сильна несколько лет назад.

Уровень игры такой, что наутро после матчей болело все тело. А что касается бомбардирских титулов, то до сих пор победа команды для меня важнее личной статистики. Просто чаще брала ответственность на себя, поэтому и забрасывала много. Но ясно, что мне всегда здорово помогали подруги из команды.

— К Венгрии как привыкали?

— В другой стране всегда будешь чужим. Но Венгрия постепенно стала для меня вторым домом. Там мне понравились люди. Да и вообще все как-то закрутилось-завертелось — и растянулось вот уже на четырнадцать лет.

Сначала конечно, ничего не понимала — ведь венгерский язык по сложности сродни китайскому. Но стала слушать радио, смотрела венгерские телеканалы, старалась общаться в команде и постепенно заговорила. И лет через пять владела венгерским вполне уверенно.

— И в итоге даже решились принять венгерское гражданство...

— Получить там паспорт очень сложно. Но однажды тренировавший тогда сборную Венгрии норвежец Карл Эрик Бён предложил привлечь меня в команду. Для меня это была новая мотивация, новая цель — быстро согласилась. Тем более получила поддержку папы, который всегда для меня был особенным человеком. Он сказал, что доверяет моему выбору и что, если я приняла решение, не стоит в нем сомневаться.

Хотя, когда при вручении паспорта зазвучал венгерский гимн, эмоции меня захлестнули, заплакала. Подумала о родном доме, о родителях и сестре, которые остались в России. Пронеслась сотня мыслей: а не отберут ли российский паспорт, а смогу ли приезжать в Россию? Короче, момент был очень волнующий.

— Пока играли в Венгрии, когда-нибудь заходила речь о вызове в сборную России?

— Как-то об этом не думала. Во-первых, в сборной были хорошие игроки. А во-вторых, видела, что и гандболистки, которые играли лучше меня, в команду не попадали. Хотя отношения с Евгением Васильевичем Трефиловым у меня хорошие. Если где-нибудь пересекаемся, всегда по-доброму общаемся. Он не упускает случая пошутить.

— Например?

— Последний раз виделись два года назад на чемпионате Европы в Швеции. Трефилов встретил меня после тренировки: "Бабушка, ты еще играешь?" — "Какая я вам бабушка?"

Венгры часто спрашивают, что он говорит во время тайм-аутов. А я отвечаю: это тайна. Сами посудите: вот как Евгения Васильевича можно переводить? Помню, однажды меня привлекли переводчицей, когда в Венгрию приезжала "Звезда". Тренера спросили: "Ожидали, что игра получится такой?" А он: "Я кто, Ванга?". Вот скажите, как сделать такое понятным европейцам?

— Что испытывали, выходя против сборной России при частых пересечениях с ней на топ-турнирах?

— Сначала, когда слышала два "своих" гимна, были очень необычные чувства. В 2014-м бросала семиметровые Марии Сидоровой и Анне Седойкиной — думала: хоть бы не дрогнула рука. А потом научилась справляться с эмоциями. Лишние мысли оставляла за пределами площадки и играла с холодной головой.

— Оглядываясь, не жалеете, что решились на смену гражданства, окончательно отрезав себя от сборной России?

— Не люблю сослагательного наклонения. Но думаю, имей возможность что-то поменять в жизни, повторила бы все в точности. Благодарна Венгрии, что меня там приняли, помогли проявить себя. Я постоянно чему-то училась: закончила курсы английского языка, косметолога, стилиста. В развитии не останавливалась.

— Ощущаете себя больше венгеркой или русской?

— Не хочу никого обижать, но родилась я в России, мои родители — русские, и все родные в России живут. Знаете, я ведь в Венгрии шесть лет играла "без крестообразных связок". Много тренировалась, укрепляла мышцы бедра. Многие удивлялись: "Как можно играть с такой травмой? Наверное, только русские так могут!"

Люблю и Венгрию. Конечно, когда приезжаю в Россию, поначалу все как-то непривычно, но проходит несколько дней, и я обживаюсь. В родном Бокситогорске надеваю сапоги и выхожу в огород или занимаюсь домашними делами. Ведь папа меня обучил всему, даже сверлить. Иногда дома говорю: "Мама, хочу быть девочкой". Но меня хватает, как правило, всего на пару дней, а потом иду работать на земле. Это успокаивает — не нужны никакие вечеринки. Даже нарядов в Россию не беру, потому что знаю, что стану дома деревенской девочкой.

— Что, кроме дома, связывает вас с Россией?

— Много друзей. С Марией Гарбуз вместе играли в "Кишварде". Едва ли не каждый день общаюсь с Леной Поленовой — это замечательный человек. Также передаю привет Ирине Полторацкой.

В России всегда стараюсь навестить старшую сестру Юлю. Вот скоро поеду к ней в Нижневартовск. Мы уже созвонились. Говорит, натопит сибирскую баню на своей даче. Баня и снег — лучший отдых, больше мне ничего не нужно!

— Летом ходили разговоры, что вы станете игроком "Ростов-Дона". Такие шансы были?

— Иногда журналисты такое напишут, что диву даешься. Ведь я нигде и никогда не говорила, что планирую играть в России. Да, летом провела там два месяца. Но это потому, что у мамы были сложности со здоровьем, ей надо было помочь. И никаких переговоров ни с кем я не вела.

Порой мой менеджер спрашивает, не хочется ли мне что-то поменять в карьере. И тогда проскальзывают мысли, что с каждым годом тяжелее быть вдали от семьи. Но потом понимаю, что вряд ли смогу вернуться. Все хорошо складывается в Венгрии. Зачем что-то менять?

— Но тем не менее вы все же сменили и клуб, и страну, отправившись в "Тюрингер".

— У меня был год контракта с "Кишвардой", но хотелось сменить обстановку. Когда возвращалась в Россию на два месяца, думала, что вообще закончу играть. А потом появился немецкий вариант. Тренер "Тюрингера" Херберт Мюллер каждый год звонил и туда приглашал. И вот его мечта сбылась. А я получила возможность нового опыта и эмоций.

— В заявке сборной Венгрии на чемпионат Европы-2018 вас нет. Это расстройство?

— Так получилось, что я пропустила и прошлый чемпионат мира. В тот год умер папа. Я очень переживала, не чувствовала сил выступать за сборную на столь крупном турнире. Наверное, больше года восстанавливалась психологически. Удивительно, что при этом стала лучшим бомбардиром чемпионата Венгрии — по всей видимости, это результат игры в стрессовом состоянии.

Сейчас в Венгрии много хороших молодых игроков, которым пора проявлять себя в сборной. И то, что я не попала в состав на Евро-2018, никакой не шок.

Знаете, когда теряешь близкого человека, происходит переоценка ценностей, в жизни меняются приоритеты. Сейчас понимаю, что попасть в сборную — это не главное. Хочется как можно чаще быть с родными и больше для них делать. Ведь я в тринадцать лет уехала в училище в Москву. И теперь хочется восполнить все, что не смогла получить и дать семье за это время.

— Но следить за чемпионатом Европы будете?

— Конечно. Возможно, даже там побываю. Ведь в Европе расстояния между городами и странами не так велики. Буду болеть за сборные России и Венгрии.

Помню, после победы наших в Рио позвонила мама: "Ты это видела?". Мы вместе кричали, радовались. Меня переполняла гордость. Когда пришла на тренировку после того финала, могла бы, грубо говоря, дверь раздевалки открыть ногой.

— Ваши прогнозы на чемпионат Европы?

— После Олимпиады в сборной России многое поменялось, появились молодые игроки. Но думаю, Евгений Васильевич снова поднимет команду высоко. Это очень хороший, великий тренер.

— Как долго планируете играть?

— Не загадываю. "Тюрингер" предлагал контракт на два года, но я подписала на один. Сказала, что дальше будет видно.

Конечно, задумываюсь о будущем. Замечаю, что ко мне тянутся дети. Но не уверена, что смогу стать тренером, так как я по натуре максималист. Поступают предложения работать в реабилитационном центре. Но пока не решила, с чем свяжу жизнь после гандбола.

У меня много хобби. Каждый день занимаюсь йогой. Мне очень нравится дизайн интерьеров. Говорю на четырех языках: кроме русского и венгерского, владею английским и сербским, а сейчас осваиваю немецкий.

Неплохо было бы остаться в спорте. Например, менеджером команды. Я общительная, мне нравится о чем-то договариваться, заниматься организаторской работой. Много знакомых в Будапеште. Каждый день происходит что-то интересное.

Посмотрим, как все сложится. Ну и, конечно же, хотелось бы иметь семью, детей.

Были и непростые времена. Спорт — очень жесткая школа, где нужен результат, где высока конкуренция. Но могу сказать, что в нем я счастлива.

Фото: facebook.com/triscsukkrisztina.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»