ЧМ-2021. Топ-турнир из 32 команд — что это будет? Эпоха всеобщего разжижения

28 января 2020

Финиш чемпионата Европы — время перевести взор на топ-турниры ближайшего будущего. Очередной чемпионат мира в этом смысле — событие интригующее.

Чтобы разыграть планетарный титул, с 14 по 31 января 2021 года в Египте соберутся 32 команды, представляющие пять континентальных конфедераций. Число участников мирового первенства прирастет сразу восемью сборными. И это в принципе все, что с определенностью можно сообщить о предстоящем действе.

ЧМ-2021. Топ-турнир из 32 команд — что это будет? Эпоха всеобщего разжижения, изображение №1

Достоверной информации о схеме розыгрыша в открытых официальных источниках не найти. Впрочем, для начала хочется рассуждать не об этом.

Что вообще принесет мировому гандбольному сообществу и составляющим его континентальным ассоциациям глобально разросшийся турнир?

Январь стал месяцем повышенной турнирной активности не только в Европе, но и во всех других частях света. Там тоже прошли чемпионаты, имевшие статус отборов на ЧМ-2021. Где целиком, а где частично были заполнены квоты, выделенные ИГФ континентальным ассоциациям-членам.

В результате больше половины участников предстоящего египетского топ-турнира уже известны. Перечислим.

Европа — Дания (чемпион мира), Испания, Хорватия, Норвегия (призеры ЧЕ-2020).

Африка  Египет (страна-организатор), Тунис, Алжир, Ангола, Кабо-Верде, Марокко, ДР Конго (2-7-е места на чемпионате Африки).

Азия  Катар, Южная Корея, Япония, Бахрейн (1-4-е места на чемпионате Азии).

Южная и Центральная Америка — Аргентина, Бразилия, Уругвай (призеры чемпионата Южной и Центральной Америки).

ЧМ-2021. Топ-турнир из 32 команд — что это будет? Эпоха всеобщего разжижения, изображение №2

Заметим, что в Африке и Азии отборочные кампании ЧМ-2021 закрыты. Оставшихся участников предстоит добрать в Европе, на американском континенте, который впервые представлен двумя самостоятельными конфедерациями, и... в базельском офисе ИГФ.

Вот как расписаны эти вакансии.

Европа — 10 мест (по итогам матчей континентальной квалификации, 5-11 июня).

Северная Америка и Карибский бассейн— 1 место (чемпионат ассоциации, 31 марта — 5 апреля).

Южная и Центральная Америка — 1 место (дополнительный отборочный турнир, 15-21 июня).

Wild Cаrd — 2 места (выбор ИГФ).

Добавим, что опция дополнительного турнира в Южной и Центральной Америке нарисовалась очень уж внезапно — не то в ходе, не то и вовсе по окончании недавнего чемпионата этой ассоциации в бразильской Маринге. Первоначально было объявлено, что в Египет отправятся сразу четыре из всего шести (!) участников этого турнира.

Похоже, пересмотреть правила по ходу боев заставил их слишком уж потешный характер: парочка аутсайдеров — команды Боливии и Парагвая — влетали остальному квартету со смешными результатами вроде 7:82, 1:55 и 21:50...

Трудно сказать, где и как до июня за океаном отыщут команды, способные оказать более серьезное сопротивление оставленным пока без путевки чилийцам. Максимум, чего удастся добиться, — это чуть размытый комичный эффект происходящего.

Важно уточнить еще вот что. Если на не пристроенном пока нигде отборочном чемпионате Северной Америки и Карибского региона победит не сборная США, ей, согласно давним обещаниям президента ИГФ Хассана Мустафы, все равно сразу жалуют одну из двух "диких карт". С большой долей вероятности можно предположить, что вторая отойдет к Китаю — второй стране вожделенных интересов мирового гандбольного босса.

ЧМ-2021. Топ-турнир из 32 команд — что это будет? Эпоха всеобщего разжижения, изображение №3

Если вы внимательно изучили приведенные выше перечни стран, вовлеченных в орбиту египетского турнира, у вас наверняка возникли вопросы, схожие с нашим: а что это будет? Какие цели преследует ведомство Мустафы, критично разжижая уровень своего титульного турнира, переполняя его командами, играющими на уровне воскресных "групп здоровья" из немецкой или датской деревень?

Мы не знаем этого наверняка. И можем лишь предположить, что идет прямое и беззастенчивое заигрывание с гандбольными активистами растущего сонмища экзотичных в гандбольном смысле стран, голоса которых в будущих избирательных бюллетенях потянут наравне с мнениями представителей главных гандбольных держав, ведущих игру по пути прогресса.

При этом нам кажется, что над чемпионатами мира из 32 команд при выбранной в Базеле системе отбора их участников нависла прямая угроза — на начальных турнирных этапах из элитного зрелища они превратятся в далекий от большого спорта всемирный фестиваль дружбы гандбольной молодежи.

Цель в некотором смысле тоже благая. Тем не менее не дает покоя загадка: как такое сделалось возможным?

Отчасти свет на случившееся довольно неожиданно проливает признание президента Европейской федерации гандбола Михаэля Видерера, сделанное во время июньской встречи с ведущими представителями СМИ, освещающими гандбол в Старом Свете:

Хассан Мустафа и Михаэль Видерер
Хассан Мустафа и Михаэль Видерер

— Прежде всего должен сказать, что отношения с Международной федерацией гандбола у нас хорошие. Это касается и расширения числа участников мужского чемпионата мира, ставшего инициативой Европы.

Для нас это необходимое решение, ведь из-за увеличения квот для других континентов европейским сборным становилось все труднее отбираться на чемпионаты мира. В результате уже на несколько турниров сильные команды не попадали вообще либо же зависели от "wild card". В общем, мы выдвинули идею расширения, и ИГФ отреагировала положительно.

Вот это — повод вообще расхохотаться, уже в адрес Вены.

Давайте сравнивать представительство континентов на последнем по времени ЧМ-2019 (24 команды-участницы) и на предстоящем ЧМ-2021 (32 команды).

Европа: 13 — 14 (+1)

Африка: 3 — 7 (+4!)

Азия: 5 — 4 (-1?)

Америка: 3 — 5 (+2)

Заметим, что здесь не учтены указанные выше возможные адресаты "wild cаrd". Но даже если предположить, что одна из них станет гуманитарной помощью какому-нибудь оступившемуся европейскому гранду, это не сильно ослабит степень нашего недоумения.

Каким образом благие порывы ЕГФ расширить представительство Европы в главном турнире планеты обернулись наплывом туда экзотичных команд-неумех?

Кто из руководителей европейского гандбола и при каких обстоятельствах с этим согласился? Где, когда и как протестовали? Можно ли повлиять на ситуацию в перспективе?

Впрочем, есть ведь и такой способ дискредитации оппонента, как доведение его инициатив и стараний до абсурда. Если в Вене выбрали такой план подрыва железобетонных позиций господина Мустафы, то он слишком уж дерзок и сложен в реализации...

Фото: handball-planet.com, ihf.info.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»