Беларусь. Вратарь "Мешкова Бреста" Илья Усик: "Самым ярким воспоминанием из армии остается прыжок с парашютом"

23 февраля 2021

23 февраля — День защитника Отечества. Для некоторых игроков "Мешкова Бреста" это не рядовой праздник. Многие местные молодые гандболисты в разные годы служили в 38-й брестской десантно-штурмовой бригаде. Конечно, с некоторыми поблажками — их отпускали на тренировки и матчи. Но в остальном полтора года "топтали сапоги" наравне с остальными, в частности, ездили на учения и прыгали с парашютом. И сегодня они рассказывают свои армейские истории.

— Мы с Ромой Бубеном были в числе первооткрывателей, которые могли совмещать службу с гандболом. До этого ребята, уходившие в армию, в спорт уже не возвращались. В нашей роте командир сперва меня с Ромой недолюбливал. После возвращения с гражданки начиналось: "Ага, гандболисты. Давайте-ка сюда". И в наряд потяжелее.

Наверное, самым ярким воспоминанием остается прыжок с парашютом. У нас тогда как раз сборы проходили. Бегали марш-броски в полном обмундировании и с пулеметами — от части до полигона и обратно. По семь километров в одну сторону — в сумме четырнадцать. Вставали в шесть утра, завтракали — и в путь. Заканчивали стрельбы ближе к полуночи. Помню, в один из таких марш-бросков у меня котелок на ремне висел. Бежал в конце колонны. И в какой-то момент ремень расстегнулся и котелок потерялся. Все убежали далеко вперед, а я остался в темноте искать, потому что понимал: если не принесу обратно — конец. В итоге в части были к двум часам, почистили автоматы и только в три легли спать. А в пять проснулись прыгать с парашютом.

Если честно, подготовка оказалась сложнее, чем прыжок. Я был одним из самых высоких и прыгал вторым. Там ранжируют по росту и весу, чтобы сначала шли те, кто быстрее приземлится. Требовалось просто прыгнуть, а я вывалился головой вперед. И в воздухе нормально крутануло. Но вообще это стоило того, чтобы несколько секунд посмотреть на город с высоты птичьего полета. Было круто.

А еще помню, как выиграли соревнования вооруженных сил по гандболу. До финала выносили всех без вариантов. В решающем матче пришлось посложнее. Но потом Бубен всех накрутил, заработал две красные для центральных защитников — и дело было сделано. Однако приз лучшему вратарю, несмотря на отличную статистику, мне не дали. Наверное, потому что играл в байке БГК, а призы вручал Спартак Миронович, — рассказал вратарь Илья Усик.

— У нас был начальник физической подготовки майор Кашкур, который достаточно лояльно относился к гандболистам и отпускал на тренировки и матчи. Хочу поблагодарить его и старшего прапорщика Бендзерука. Хотя на первых порах приходилось нелегко из-за смены обстановки. Казарма, полигон, стрельбы… Совершенно новый быт. Потом втянулись — стало полегче. Армия приучила к ответственности — не только за себя, но и за других. Там понимаешь: если что-то сделаешь не так — получишь и ты, и сослуживцы, и те, кто отдавал приказ.

Часто ездили на полигон. Были также на учениях под Малоритой. Отрабатывали разные военные действия. Жили в лесу в большой палатке. Дело шло к зиме — было холодно. В центре в небольшом проходе стояла печь. За ней постоянно кто-то в наряде следит. По краям два ряда спальных мест из досок — в два этажа. Очень напоминает плацкарт в поезде. Ночью было очень жарко, а под утро замерзали. В общем, весело.

На учениях ездили на БТРах, вели разведывательную деятельность… А я был ПКМщиком — бегал с пулеметом. Там такая бандура! Правда, старый — разваливался весь. Изолентой был замотан. Мы его Настюхой называли — шутили, что это имя бывшей.

Два раза прыгал с парашютом. Сначала с самолета Ан-2, потом — с вертолета Ми-8. До этого месяц обучались, узнавали все нюансы. Первый прыжок получился идеальным, а вот второй не очень. Жестко приземлился на пятую точку. Неприятно, конечно. И, кстати, второй раз страшнее, чем первый. Уже знаешь, что это такое. Первый просто прыгаешь и думаешь только о том, как вырулить в нужную точку. Я даже забыл посмотреть, раскрылся ли купол у парашюта, — поделился разыгрывающий Валентин Силко.

— В армии было нелегко, когда в Марьиной горке проходили КМБ — курс молодого бойца. Помню, мне выдали берцы без стелек. Там в районе пятки гвозди из подошвы торчали — и в таких приходилось бегать, пока родители на присягу не привезли нормальные стельки. Тогда еще жара рекордная стояла, а мы все время на улице под солнцем. Потом приехал в Брест и уже освоился, полегче стало. Ездили на полигон: гранаты метали, из пулеметов стреляли… При этом отпускали на тренировки и матчи. Даже на игры СЕХА-лиги за границу летал.

С парашютом я не прыгал — только с МАЗа на ходу. Так получилось, что во время подготовки к прыжкам заболел и пропустил часть инструктажа. Чтобы получить допуск, надо было заново проходить недельный курс. Уже не было возможности.

Вообще историй из армии много. Только некоторые если расскажешь — серьезный кипеш в части поднимется. Однажды в 38-ю бригаду должен был приехать очень важный человек. Впервые за много-много лет. И накануне нас будят — я думал, уже утро. Но вдруг приказ: "Получаем оружие". Смотрю на время — два часа ночи. В итоге выдают лопаты. А на улице дождь. И мы идем на плац черпать воду из луж. Причем лопаты не такие большие, как для снега, а обычные — копальные. Минут сорок этим занимались. В принципе дело совершенно бесполезное — видимо, просто создавали видимость труда. Но я третий период служил — уже ничему не удивлялся, — приводит слова правого полусреднего Егора Будейко официальный сайт "Мешкова Бреста".

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»