Александр Шкуринский: "Прогресса не было? А откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал"

21 мая 2020

Одного из лидеров сборной России мы разыскали на Кубани. Отпуск он проводит в родных краях, куда на днях перебрался с места клубной службы в белорусском БГК имени Мешкова.

Александр Шкуринский: "Прогресса не было? А откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал", изображение №1

— Как известно, пандемия сильно осложнила пересечение границ. Это не стало препятствием в твоем путешествии?

— Вместе с женой выехали из Бреста на машине 16 мая. Добрались до Краснодара без проблем и задержек. При въезде в Россию заполнили необходимые документы. Нас обязали по прибытии в конечную точку маршрута провести две недели в режиме самоизоляции, объяснили ее правила.

Так что все это время мы с Таисией можем находиться только вдвоем, соблюдая меры предосторожности. Поэтому решили провести карантин в нашей краснодарской квартире, а уже потом отправиться в мою родную станицу Атаманскую, где живут родители.

— Свободного времени стало в избытке. Чему его посвящаете?

— К примеру, сегодня с утра занимались спортом. Возле дома есть оборудованная площадка, позволяющая давать себе минимальную физическую нагрузку. Готовим еду, смотрим программы в интернете. Вчера это был новый выпуск "вДудя".

— Как выглядит в эти дни Краснодар?

— Не бывая в городе, судить об этом сложно. Но созваниваемся с друзьями, смотрим в окно. Видим немало людей на улице, много машин, случаются даже пробки. Похоже, в город возвращается обычная жизнь. Никак не скажешь, что здесь апокалипсис.

— Расскажи об отпускных планах.

— Честно говоря, мы их и не намечали. Поживем у родителей. Будем наведываться в город — здесь тоже есть дела. Но пока непонятно, каких ждать послаблений в режиме эпидемических ограничений.

Александр Шкуринский: "Прогресса не было? А откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал", изображение №2

— В Беларуси вы продолжали тренироваться и играть уже в разгар эпидемии, удивляя мир. Было ли это проблемой для тебя?

— Не сказал бы. Если честно, был даже рад, что у нас продолжались тренировки. Мы получали привычную физическую нагрузку, были заняты любимым делом. Встречались в зале, работали с мячами, работали на тренажерах.

К этому можно по-разному относиться. Но мне нравилось. По-моему, с охотой тренировались вообще все ребята. Немного опасались переездов и игр. Особенно, когда появилась информация, что у кого-то из наших соперников из Могилева заболела жена. Но в итоге все обошлось. Никто не пострадал.

— В вашем брестском рабочем режиме было много условностей и ограничений?

— Они касались в основном организации нашего личного пространства. Командный доктор подробно объяснил, как мы должны вести себя вне зала. Строгая гигиена, отказ от посещений ресторанов и людных мест. Если нет возможности самостоятельно готовить еду, всегда можно заказать бесконтактную ее доставку.

Находясь в зале, постоянно обрабатывали руки. Была налажена регулярная дезинфекция всего спорткомплекса, включая раздевалки и тренировочную площадку. И все у нас прошло нормально. С задачей обойтись без проблем мы справились.

— Нештатно завершившийся сезон должен был оставить странные чувства…

— Наверное, можно сказать и так. Начнем с результатов. В чемпионате Беларуси все стало ясно еще до коронавирусных проблем. А в Лиге чемпионов задачу мы не выполнили.

Неудача — тоже результат. Из него можно делать выводы. Вот, скажем, последние еврокубковые матчи мы провели уже неплохо. Если бы играли так с самого начала, возможно, закончили бы групповой раунд на лучшей позиции. Розыгрыш СЕХА-лиги обещают еще возобновить. Наверное, об этом турнире судить пока рано.

Но в целом, конечно, это было странно — следить за тем, что происходило в мире, как останавливались и закрывались чемпионаты.

Была еще сборная России с неудачей на чемпионате Европы. И эта отмена квалификации к чемпионату мира — решение, которое может сильно осложнить нам будущее. Неоднозначный сезон, без конкретной оценки. Назову его непонятным.

Александр Шкуринский: "Прогресса не было? А откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал", изображение №3

— Признаться, когда сезон только начинался, у меня не было сомнений, что по его окончании ты засобираешься из Бреста в другой клуб. Этого не случилось. Не было желания? Или предложений?

— Скажу откровенно: был не против уехать в другой клуб и дальше развиваться уже на новом месте. В начале сезона активно обсуждал и рассматривал такой вариант со своим менеджером. Но еще в декабре мы продлили контракт с БГК.

Объясню причину. Предложение было. Но меня не очень привлекли финансовые условия и собственно клуб. Почему-то не хотелось отправляться именно туда, в бундеслигу. Желал другого.

При этом я знал, что брестский клуб заинтересован в том, чтобы я остался. И это тоже держал в уме. А еще были два очень заманчивых контрактных варианта, но оба — с лета 2021 года.

Мне очень хотелось закрыть вопрос продолжения карьеры еще осенью, до отъезда в сборную. Не хотелось головной боли по поводу будущего и отвлекающих хлопот при подготовке к чемпионату Европы.

То есть надо было выбрать вариант на ближайший год. Посоветовался с женой. Мы решили, что будет неразумно куда-то срываться на один сезон, менять страну. Можно ведь спокойно остаться в обжитом Бресте. Тем более что у БГК велика вероятность снова сыграть в Лиге чемпионов. Вот и продлил отношения с клубом еще на сезон. Хотя предлагали и больший срок.

И сейчас об этом вообще не приходится жалеть! Видим же, что творится во многих клубах в условиях нагрянувшего кризиса. Многие вообще аннулируют контракты из-за невозможности по ним платить. В Бресте же, по заверениям руководителей клуба, ухудшения финансовой ситуации не предвидится.

Но повторюсь: мое желание по возможности скоро заиграть в более сильной лиге, испытать себя в радикально иной окружающей обстановке остается в силе.

Александр Шкуринский: "Прогресса не было? А откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал", изображение №4

— Вот еще наблюдение, которое может показаться тебе неверным. Нынче у тебя лучшая за три брестских сезона голевая статистика в Лиге чемпионов. Но, по-моему, визуально не возникло того ощущения прогресса в твоей игре, какое было в прежние годы.

— По цифрам все именно так: каждый мой новый сезон в Бресте получался результативнее прежнего. И нынешний оказался лучше двух предыдущих.

Но для себя четко разделяю этот сезон на две части. Впечатление отсутствия прогресса, возможно, основано на играх стартового отрезка в Лиге чемпионов. Первые туров пять, а то и всю половину группового раунда я играл неважно и проводил на площадке мало времени.

Благополучную итоговую статистику добрал на второй части сезона. Стал играть значительно больше. Плюс с подписанием контракта освободился от переживаний по поводу будущего. Они перестали давить, посвежела голова.

Стал выглядеть на площадке по-другому, многое наладилось. Делал анализ. И не соглашусь с мнением, что прогресса не было. Ведь даже цифры говорят, что он есть. Откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал!

— Звучит убедительно. Как думаешь, в чем в таком случае прибавил прежде всего?

— Мои плюсы — прыжок, скорость, обыгрыш — они, считаю, по-прежнему есть. В дополнение, мне кажется, стал лучше видеть площадку и партнеров, взаимодействовать с линейными и крайними. То есть создавал больше ситуаций для партнеров, тогда как раньше они больше играли на меня.

Стараюсь смотреть на себя со стороны. Прислушиваюсь к оценкам опытных ребят из сборной. Иногда звоню Косте Игропуло. Мне интересны его подсказки. Ребята тоже отмечали такие изменения. Считают, я стал в большей степени командным игроком. Может, потому и казалось, что был не так ярок индивидуально.

— В прошлом сезоне ты с воодушевлением рассказывал, как тогдашний рулевой Маноло Каденас стал активно приобщать тебя к игре в обороне. Какое развитие получил процесс при Рауле Алонсо?

— В этом сезоне тренер не ставил меня в защиту ни в играх, ни на тренировках, хотя я изъявил желание пробоваться в этой роли, прибавлять в таком важном компоненте. Но не получалось. Лишь в последних пару месяцев Рауль иногда использовал меня в обороне на фланге, когда на место второго защитника переводил Андрея Юринка.

Возможно, в таком положении дел есть моя вина. Не убедил тренера, что по-настоящему хочу освоиться в защите. Но прогресса за этот год здесь нет. Надеюсь исправить положение. Я этого хочу и понимаю, как это важно для оценки меня как игрока.

Александр Шкуринский: "Прогресса не было? А откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал", изображение №5

— Чем был для тебя прошлогодний приход в БГК Вильяма Аккамбре?

— Прежде всего — фактором мотивации. Предстояло конкурировать на позиции с игроком, имеющим множество титулов. Приход Вильяма означал для меня только плюсы. Задача выиграть к него конкуренцию дополнялась возможностью подмечать и перенимать всевозможные нюансы игровых действий. Это в любом случае учеба и пополнение опыта.

Не могу сказать, что мы были врагами или, напротив, много общались. Но всегда можно было подойти и спросить, выпытать интересную историю о той фантастической французской команде. Хотелось узнать, что же такое сверхъестественное они делали, почему так легко им было брать все те титулы и трофеи.

— Узнал?

— Судя по рассказам нашего француза, ничего особенного, чего не делали бы другие, в их подготовке не было. Просто выросло такое поколение, одаренное сверх нормы.

— Как менялся по ходу этого сезона тренерский почерк Алонсо?

— Понятно, что он в любом случае становился тверже. Рауль все больше переключался с роли второго тренера, которым был большую часть прошлого сезона при Каденасе.

Понятно, что тренер учился — правильно разговаривать с нами, правильно вести игру. И по ходу сезона он в этих умениях определенно прибавлял.

— Есть такая абстрактная категория — вера команды в тренера. Как она менялась у вас?

— Это же и по результатам видно. В начале сезона играли откровенно плохо. И зрительные впечатления при просмотре игры со стороны были неважными. Но по ходу сезона все у нас заметно улучшалось — и в тренировках, и в играх. Естественно, доверие к тренеру тоже росло. Особенно на финишном этапе. Надеюсь, все так же продолжится, когда мы соберемся летом.

Александр Шкуринский: "Прогресса не было? А откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал", изображение №6

— Алонсо оставили у командного руля. Это повод для твоего оптимизма?

— Если откровенно, когда начинался сезон, в глубине души я на тренера злился. Хотя и на себя тоже. Но сейчас в наших отношениях и взаимодействиях все о'кей. Тех претензий и обид уже нет. И думаю, что сохранение штаба — это правильно.

Нельзя часто менять тренеров и игроков. Это всегда отрицательно сказывается на команде — требуется привыкать к новой системе, перестаиваться. Если в концовке сезона все у нас складывалось хорошо, почему не поверить, что все так и продолжится — в плюс? Но больше об этом скажут только результаты.

— Что думаешь о новых партнерах, приходящих в БГК?

— Естественно, это топовое обновление. Павел Пачковски — очень классный правый полусредний. Отличное усиление на позиции, где у нас много играл без подмены Марко Панич.

О Сташе Скубе и говорить не надо. Для меня как для полусреднего его приход — вообще великолепная новость. Смотрел игры "Вардара" и любовался, как он видит площадку, выводит партнеров на броски, раздает передачи, забрасывает сам.

Ну и Владимир Враньеш — линейный, ценный умением защищаться в центре. С ним нам может быть не нужна замена защитника на нападающего, какую мы часто использовали при смене фаз игры.

Короче, изменения в составе выглядят сплошными плюсами. Но надо сводить все это воедино, воплощать в игре и потом судить, прав ли я в таких ожиданиях. Но пока, на бумаге, все это реально круто.

— У БГК еще нет подтвержденного статуса участника Лиги чемпионов. Если заявка туда сорвется, для тебя это станет трагедией?

— Большим огорчением. Но не трагедией. Знаю, какой состав подбирается в Европейской лиге. Оказаться там — не причина для сильного расстройства. В любом случае у нас будет много сильных соперников и серьезных игр.

— Как отразился на тебе январский провал сборной России на чемпионате Европы?

— Долго его переживал — месяц, а то и дольше. Огорчался за всю команду, и за себя. Ничего не получилось. Но это случилось — ничего не переиграешь. Поэтому не хочу рассуждать о причинах. Вот и мимо чемпионата мира сейчас пролетели из-за того шведского провала…

Он постоянно был в голове. Стыдно было возвращаться в клуб. Знал, что ребята будут допытываться, что случилось, кто-то непременно заденет подколкой.

Все улеглось и чуть забылось только со временем. Ну и еще Таисия подбодрила и поддержала, как могла...

Александр Шкуринский: "Прогресса не было? А откуда взялись мои голы? Ведь это я их забрасывал", изображение №7

— Новый тренерский штаб сборной уже как-то обозначил интерес к тебе как к кандидату в состав?

— Никаких прямых контактов ни с кем не было. Только перед апрельским сбором, который в итоге отменили, из федерации пришел вызов на меня в клуб.

— По твоим представлениям, реально вернуть сборную в боевое и конкурентное состояние в обозримом будущем? Скажем, к Олимпиаде-2024.

— Не знаю, мне ли надо рассуждать на эту тему. Но полагаю, что в жизни все реально, если поставить цель. Исправить положение точно можно. А как — это уже не мне решать.

Вот в федерации посчитали, что первым шагом должна быть смена штаба. Хотя не скажу, что у нас был плохой тренер. У команды было все, чтобы показать другой результат. Но вот так все сложилось…

О каких-то впечатлениях и перспективах перемен правильно будет рассуждать только после первого сбора и каких-то матчей. Четыре года олимпийского цикла — срок немалый. Хотя для попадания на Игры победы понадобятся раньше.

Очень надеюсь, что из ямы мы выберемся. Если меня для этого позовут, всегда буду приезжать и выкладываться по максимуму. А что-то другое сейчас обещать и ни к чему.

Фото: пресс-служба БГК им. Мешкова; EPA / TASS.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»