Кто вспомнит, как все начиналось? Кеды "Старт". Стыд на все времена. Песня про Сулико

20 апреля 2020

Руководитель БЦ Сергей Приголовкин предложил разбавить карантинное затишье веселыми историями, вспомнить которые нетрудно каждому, кто играл в гандбол. Инициатива наказуема.

Евгений Трефилов. Титан во спасение

В 1974 году наш краснодарский "Урожай" вышел в первую лигу чемпионата СССР. Костяк той команды составляла молодежь, наставлять которую командировали опытных Валентина Шияна и Александра Панова. Сезоном ранее те были еще лидерами "Буревестника", игравшего в сильнейшем дивизионе.

Евгений Трефилов и Сергей Приголовкин
Евгений Трефилов и Сергей Приголовкин

Шиян был у нас играющим тренером. В каждом матче они с Пановым представали примерами игровой доблести, работали по принципу "делай, как я". Помню, Саша, великолепный линейный сборной Союза, выходил на площадку с иссиня-черными гематомами на локтях. В первом же матче против команды Донецка наши "дядьки" на пару набросали 18 из 21 гола, добытого всей командой.

Но дебют давался команде трудно. К туру, проходившему в Баку, мы набрали всего очко.

Матчи проходили в спорткомплексе Краснознаменной Каспийской флотилии. Зал там был необычный. Его украшала сцена для концертов флотской самодеятельности и политико-воспитательных мероприятий. А воду для душевых нагревали в огромном чугунном титане, работавшем на дровах. Он занимал изрядное пространство прямо внутри раздевалки.

В одной из игр (соперника уже не вспомню) мы при ничейном счете владели мячом за несколько секунд до сирены и уже предвкушали с кровью завоеванное второе драгоценное очко.

Шиян скомандовал: "Таскаем мяч до конца, никому не бросать!". Не успел он это докричать, как Костя Симонович пальнул по воротам метров с девяти. Вратарь парировал, и сопернику хватило времени как раз на победный голевой отрыв…

В раздевалке изможденный Шиян снял культовые по тем временам кеды "Старт", швырнул их на пол и прорычал: "Где эта рыжая бестия? Он же первым убежал в раздевалку!"

Костя к тому времени надежно укрылся за титаном. Это его и спасло. Михалыч постоял в душе и смягчился — буря миновала.

1974 год. "Урожай" (Краснодар). Верхний ряд: Евгений Трефилов, Александр Кайдалов, Валерий Житников, Александр Козка, Валентин Шиян, Костантин Симонович, Сергей Шумиленко, Александр Панов, Василий Тхорев; нижний ряд: Юрий Полулях, Виталий Крохин, Геннадий Грехов, Нух Ешугов.
1974 год. "Урожай" (Краснодар). Верхний ряд: Евгений Трефилов, Александр Кайдалов, Валерий Житников, Александр Козка, Валентин Шиян, Костантин Симонович, Сергей Шумиленко, Александр Панов, Василий Тхорев; нижний ряд: Юрий Полулях, Виталий Крохин, Геннадий Грехов, Нух Ешугов.

…Между прочим, Симонович всего лишь повторил трюк Юры Безуглова, который парой сезонов ранее примерно так же не к месту атаковал в матче последнего тура чемпионата СССР в высшей лиге. Краснодарский "Буревестник" потерял тогда очко, которого ему не хватило для бронзы.

Правда, Безуглов спасся от разъяренных "стариков" где-то на верхотуре зала, куда незаметно взлетел по пожарной лестнице. Перед командой он предстал лишь под вечер игрового дня. Страсти к тому времени уже улеглись…

Станислав Кулинченко. Эстакада в Алуште

В начале 90-х советская "молодежка" последнего созыва готовилась к чемпионату мира на спартаковской базе в Алуште. Условия для тренировок в Крыму были отличными.

Станислав Кулинченко
Станислав Кулинченко

Поразившей нас "достопримечательностью" стала деревянная беговая эстакада. Она была километра два с половиной длиной, с крутыми подъемами-спусками, прямыми отрезками для ускорений и опоясывала территорию базы по периметру.

Тренировали сборную тогда Валерий Максимович Сидоренко и Валентин Алексеевич Сычев. Гоняли они нас нещадно. По стратегическому замыслу рулевых в ходе сбора нам предстояли три забега по той эстакаде с непременным условием: каждый раз улучшить личный результат.

Состав у нас подобрался тогда замечательный. Многие парни стали потом настоящими звездами: Андрей Барбашинский, Лева Воронин, Славка Горпишин, Серега Шалабанов, Дима Торгованов, Саня Калмыков, Леша Демидов, Леша Французов, Дима Кашкан, Олег Сапронов, Серега Билык…

В начале и середине сбора мы с той эстакадой с трудом, но совладали. В один из последних дней предстоял заключительный забег. А сил почти не осталось, дотягивали срок на морально-волевых.

К тому времени мы неплохо привязались к местности и вычислили участок, где можно было сачкануть, срезав дистанцию поперек футбольного поля. Но перебежать его надо было на сверхускорении, чтобы тренеры не успели засечь маневр.

Сейчас-то понимаю, что легче было бы, наверное, в рабочем темпе пробежать тот кросс по эстакаде. Но тогда завелись, и решение приняли всей бригадой единогласно. И все обошлось, Сидоренко и Сычев нашу хитрость проморгали.

Кто вспомнит, как все начиналось? Кеды "Старт". Стыд на все времена. Песня про Сулико, изображение №4

На финише у нас замеряли пульс. После мощного рывка он у всех зашкаливал. Сидоренко, известный сторонник высоких нагрузок, едва не прослезился. Пожал руку каждому со словами: "Ребята, спасибо, я добился своего. По пульсу вижу, что вы выложились по полной. И время великолепное показали. Наш сбор прошел не зря".

Никогда в жизни мне не становилось так стыдно. Да и все ребята опустили глаза. Если бы не радость Максимыча, тот случай, скорее всего, уже давно стерся бы из памяти. А так — помню его в подробностях до сих пор. И даже сейчас краснею. Наверное, еще и потому, что тогда мы не нашли в себе смелости во всем признаться.

Правильно говорят: ты можешь обмануть кого угодно, но не себя…

Сергей Приголовкин. Где же ты, моя Сулико?

Мой дебют в составе краснодарского СКИФа пришелся на тур в Тбилиси. Завершающий его матч мы провели против местного "Буревестника". После игры узнали, что встречу снимало грузинское телевидение, а запись матча покажут в девять вечера.

В середине 70-х гандбол на телеэкран попадал не чаще полетов в космос. Да вот беда: в гостинице, где мы жили, телевизоров не было вовсе. После ужина в гостиничном холле мы бурно обсуждали варианты решения проблемы с Игорем Домашенко и Володей Дроздовым.

Сергей Приголовкин и Владимир Дроздов
Сергей Приголовкин и Владимир Дроздов

Наши дебаты сильно удивили дежурную за стойкой: "Ребята, нет ничего проще. Зайдите в любой дом и объясните ситуацию. Уверяю, вам покажут ваш гандбол".

Мы сильно сомневались. Но в итоге собрались с духом, вошли в подъезд ближайшей пятиэтажки и позвонили в дверь квартиры на первом этаже. Открыла девчушка лет восьми. Смущаясь, мы объяснили суть нашей просьбы. Она велела не уходить и сбегала за отцом. До начала трансляции оставалось минут сорок…

Нас провели в гостиную. Кажется, там уже спешно накрывали на стол. Через несколько минут он манил обилием вкуснейших грузинских явств и бутылками с несколькими сортами вина.

Как вы уже поняли, своей игры в телевизоре мы так и не увидели. Квартира постепенно наполнялась все новыми участниками застолья из числа обитателей других этажей. Тосты были за дружбу, спорт, гандбол…

Кто вспомнит, как все начиналось? Кеды "Старт". Стыд на все времена. Песня про Сулико, изображение №6

В гостиницу нас провожали часов в пять утра большой толпой и под хоровое пение. В репертуаре чередовались "Где же ты, моя Сулико?" и "Вот кто-то с горочки спустился".

В числе разбуженных постояльцев отеля предсказуемо оказались тренер Геннадий Иосифович Барышев и начальник команды Станислав Семенович Шмерлин. По возвращении в Краснодар нам сообщили, во что обошелся вечер дружбы народов. Это были шесть месяцев уполовиненной зарплаты.

Зато на последующих тбилисских турах во Дворце спорта у нас всегда была группа поддержки — жильцы того замечательного подъезда…

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»