Гинтарас Савукинас. Как давать результат, когда у игроков не только гандбол, но и обычная работа

24 августа 2019

Статус бывшего коуча БГК и нынешнего тренера "Кокса" делает литовца одним из самых знаковых гостей проходящего в Бресте "Кубка Белгазпромбанка". Ну как не пообщаться?

— В такие приезды в Брест испытываете сильную ностальгию?

— Всегда приятно возвращаться в места, где когда-то работал. Естественно, часть сердца есть в каждом из этих мест. И Брест не исключение. Я провел здесь больше двух лет.

— О чем из этапа карьеры и жизни в Бресте вспомнили прежде всего, вернувшись в этот город?

— Рад видеть, что в команде еще остались ребята, с которыми я работал. Это Слава Шумак, Макс Баранов, Артем Сельвесюк. Еще много знакомых людей трудится в системе клуба.

Это были хорошие два года. Клуб, думаю, делал шаги вперед. Мы тогда начали выступление в СЕХА-лиге. На "Кубок Белгазпромбанка" удалось притянуть команды из Западной Европы. Вначале там выступали только, скажем так, близкие друзья. Еще в команду стали вливаться иностранцы не из постсоветского пространства, появились балканцы, датчанин Хенрик Кнудсен. Это начало тех изменений, которые продолжаются и сейчас. Клуб идет наверх.

— За два сезона в Бресте вы выиграли только Кубок Беларуси. Не мало для такого клуба, как БГК?

— В то время минское "Динамо" было по всем статьям сильнее. При этом в Кубке Беларуси БГК два раза обыграл динамовцев. Повторюсь, это был старт в изменении клубных процессов — и не только по моему мнению.

— В те времена БГК выступал в Кубке ЕГФ и Кубке кубков. Не могли предположить, что через какое-то время клуб окажется в элитной группе Лиги чемпионов?

— С амбициями Александра Мешкова все можно предположить. Он человек с хваткой и знает, чего хочет. Для этого понадобилось время, но это никакой не сюрприз.

— Успели поговорить с ним в первый день турнира, когда ваш "Кокс" встречался с БГК?

— Очень коротко — в перерыве между таймами. Приятно, что нашли две-три минуты. О чем говорили? Больше успокаивал меня. Потому что игра у нас не шла. В подобные моменты настроение такое, знаете...

— Почему вы покинули БГК?

— Это давняя история. Много всяких уходов и разлучений бывает по разным причинам. Не сложилось начало сезона.

— "Кокс" необычен тем, что гандболисты там не только играют, но и работают на предприятии спонсора и президента клуба Яриувы Вииты — сортируют бумагу, ремонтируют машины... Тренеру в такой ситуации очень трудно?

— Труднее всего планировать нагрузки. Одно дело, когда ты имеешь профессиональную команду и знаешь, когда надо повысить эти нагрузки, когда снизить, дать отдохнуть. И другое — наш случай. Я не всегда имею информацию, как сильно игроки устали. Иногда приходится менять тренировочные планы. Порой вижу, что ребята приходят совсем никакими. По возвращении с выездных игр они идут на работу, потом вроде бы должна продолжаться полноценная подготовка, но замечаю, что они не в том состоянии, чтобы опять получать нагрузку.

В этом наибольший дискомфорт. А так это обычная практика, к примеру, для той же Скандинавии. Там много игроков и команд, которые не являются полными профессионалами и работают по похожей схеме. Разница в том, что мы выступаем сразу в трех турнирах. В прошлом сезоне провели 70 игр. Это очень чувствительно. На производстве ведь тоже имеются определенные задачи. Никто не снимает обязанностей.

— Как решаете проблему?

— Общаемся с руководителями игроков на работе. Пытаемся поддерживать баланс. Перекидываем больше рабочей нагрузки на недели, которые у нас свободнее. Не буду врать, не всегда получается удержать игроков в оптимальной форме. Особенно когда начинаются Лига чемпионов, Балтийская лига, происходят переезды, а между ними игрокам все равно надо идти на работу и выполнять объем. Трудно. Но каким-то образом пытаемся справляться с этим.

— Пробовали ли получить у Яри Вииты освобождение от работы для игроков?

— Полного освобождения, к сожалению, пока быть не может. Но на предприятии входят в наше положение. В некоторые недели ребята либо не работают, либо работают минимально. Получить — неправильное слово. Президент создал модель, по которой его клуб может существовать. И на протяжении всех лет этой концепции он придерживается.

На сегодня так. Если будет решение идти дальше — естественно, клуб надо еще больше профессионализировать. И игроки должны освобождаться от всякой работы. Повторюсь, если клуб хочет выйти на другой уровень. То, что мы имеем сегодня, — результат неплохой. Но чтобы сделать следующий шаг, нужны решения.

— При этом сами вы не работаете, сконцентрированы на гандболе. Настояли на этом при заключении контракта?

— Да. Понимаете, если бы еще и я работал, половина тренерских дел была бы не выполнена. Вопрос, как это отразилось бы на результатах.

— Случались матчи, в которых команда не выиграла как раз из-за усталости игроков после работы?

— Спекулировать не хотел бы. Перед каждым сезоном и по его ходу говорим с игроками: мы в таких условиях. И требований никто не отменит. Я с них спрашиваю как с профессионалов. Они все на контрактах, у них обязательства перед клубом. То, что мы не имеем возможности работать, как профессионалы, — это уже другая сторона медали.

В пятничной игре против БГК имени Мешкова мы 11 раз не забросили с шести метров. Сказал игрокам: в вашем возрасте учить вас, как забрасывать, я не буду. Мы не в спортивной школе. Как хотите, но из одиннадцати бросков десять должны реализовать.

— У вас ведь уже был такой опыт в Норвегии и Исландии?

— Да. Но там нагрузка по сезону была не такой. Клубы участвовали в своих чемпионатах, и на этом все заканчивалось.

— А что касается нагрузки на работе?

— Трудно сказать. У некоторых она была больше, у некоторых — меньше. Для примера: в Исландии я работал в городе, который очень зависим от рыболовства. В феврале идет какой-то сорт рыбы. Бывало, что ребята по 18 часов работали, а потом с красными глазами приходили на тренировку. Я спрашивал: где вы были? На работе. Но они хотели тренироваться. Говорил: идите отоспитесь, потом придете. Это же убийство.

— Из-за подобной модели трудно убедить игроков перейти в ваш клуб?

— Есть такой нюанс. Некоторые гандболисты, которых мы хотели бы видеть, узнав про работу, говорят: нет, спасибо, мы хотим быть профессионалами. Ищем игроков, для которых приемлемы эти условия. Что делать?

— В "Коксе" всегда было много, как вы выразились, близких игроков, ребят из бывшего СССР. Сейчас их восемь — половина команды. Как сложилась эта тенденция?

— Не знаю. Я уже нашел эту тенденцию, когда пришел в клуб. Ребята у нас зарабатывают очень неплохо. Хотя это и не уровень бундеслиги или хороших клубов из европейских чемпионатов. Может, хотят попробовать что-то новое. на родине в их услугах, возможно, не нуждаются. Общаемся, уговариваем — кто-то приезжает, кто-то отвечает: нет, спасибо. Мы работаем в основном с игроками с постсоветского пространства, с Балкан.

— Почему на "Кубке Белгазпромбанка" не играют Нико Реннберг, Виталий Неница, Александр Маркелов, Нильс Крейцбергс?

— Травмированы. Маркелов буквально на прошлых выходных в товарищеской игре с "Кристианстадом" сломал палец. Наложили гипс. Реннберг в пятницу нелепо потянул мышцу. Они прибыли в Брест. Поездку спланировали заранее, купили билеты. Но при этом играть не могут. Состав у нас не такой широкий, чтобы поменять их на других гандболистов. Хотелось, чтобы команда встретилась с сильными соперниками, сыгралась. Из-за травм это пока не получается. И это отражается на нашей игре сейчас и отразится в начале сезона. Но будем работать.

— Общение в клубе ведется на двух языках — русском и английском. Как это происходит?

— Сейчас мы пытаемся прийти к одному языку. К английскому. Местные ребята и балканцы — все говорят на английском. Оба Семеновых, Маркелов, которые влились в клуб, тоже. Те, кто в команде уже три года и больше, должны знать основы языка.

— Плюс одно время игроки ходили на курсы английского.

— Да, это было в первый мой год. Клуб нанял учителя-россиянина, он приезжал дважды в неделю. Но было неудобство. Занятия проходили между сменами на работе и тренировками. Ребята из-за этого устали. В итоге перестали ходить из-за того, что им надо было отдыхать. Клуб отказался от этой модели. Если финансы не расходуются целенаправленно — смысл их тратить?

Три года работали на двух языках. Они использовались и на собраниях, и в тайм-аутах. Сейчас тоже иногда включаю русский, не буду врать. Ха, это происходит автоматически. Поворачиваешься к игроку и начинаешь говорить. Для меня нет проблем. Просто если в минутный перерыв объяснять одно и то же на двух языках, остается уже полминуты.

— Титулы чемпиона Финляндии и победителя Балтийской лиги дались вам в прошлом году труднее, чем прежде. С чем это связано?

— В Балтийской лиге три последних "финала четырех" проходили по похожим сценариям. В прошлом сезоне была такая интрига, что в полуфинале дошли даже до послематчевых пенальти. Но со СКА все игры заканчивались с разницей в несколько мячей. Доволен характером ребят. Они бьются до конца. В Пылве прошлой весной проигрывали четыре-пять мячей плюс потеряли Реннберга, но вытащили финал. В нынешнем году такая же ситуация. Это показывает, что команда имеет зубы. Научилась заканчивать матчи, ломать их. Это очень позитивно.

Что до финала чемпионата Финляндии, большой потерей для нас стало отсутствие Александра Титова, которому сделали операцию. Не говорим про матч с БГК в пятницу, но связка Лукьянчук — Титов работает очень стабильно и надежно. Потеря Саши ощущалась сильно. Тем самым соперник приобрел уверенность. Не будем отбрасывать и то, что "Диккен" за эти три года подрос. Но опять же на пятый матч ребята вышли с отличным настроем — и мы выиграли 19:17.

— Объясните, как вам удается раз за разом обыгрывать СКА в "финале четырех" Балтийской лиги и брать титулы. Вы побеждаете даже тогда, когда, кажется, поражение неизбежно.

— Здесь надо вернуться к тому, что я говорил про финалы. Команда не сдается. В полуфинале мы проигрывали СКА мячей пять. Но как-то удалось завести ребят. Может, и соперник поверил, что на этот раз уже все... На финальные матчи ребята настраиваются по-другому. В прошлом году мы имели плохой регулярный сезон в Балтийской лиге. Ха, скажем так, ничего не выиграли. Но плей-офф — совсем другое.

— Появилась новость, что в грядущем сезоне "Кокс" не выступит в Балтийской лиге. Для вас это плохо?

— Это была не стопроцентная информация. Имелись нюансы, разногласия между клубами балтийских стран и командами, которые базируются вне Балтии. И, похоже, что решение найдено. Вроде и формат останется тем же, и все команды, которые играли в прошлом сезоне, все же будут участвовать.

История касалась мест проведения матчей. И влекла финансовые нюансы. Мы построили красивейшую арену, на прошлых выходных открыли ее. В Минске и Запорожье залы — тоже супер. Смысл строить их, если там не играть? Смысл "коксам" проводить домашние матчи где-то в Эстонии? Нет ни наших зрителей, ни доходов для клуба, сооружение не используется. В прошлом году мы играли с Клайпедой в Вильнюсе. Собралось, наверное, десять человек. Что это за гандбол?

Товарищеские матчи могут проводиться где-то там. Но это же лига. Должен ведь быть "ивент". Чтобы люди пришли, насладились. Выступают-то хорошие команды. Делаем Балтийской лиге группу сильных и играем там, где нас никто не видит.

— То есть "Кокс", скорее всего, будет участвовать в Балтийской лиге и проводить домашние матчи в Риихимяки?

— Да.

— Хочет ли ваш клуб в СЕХА-лигу?

— Это надо у президента спрашивать.

— Есть ли движение в этом направлении?

— Не знаю. Думаю, президент имел контакты. Но не в курсе, насколько успешные и информативные.

— А вы как тренер хотели бы заявиться в этот турнир?

— Конечно. Мой принцип: команда должна расти каждый год. Должна думать о большем профессионализме, более широком составе. С теми силами, которые в наличии в этом сезоне, мы не можем претендовать на участие в таких турнирах. Для этого надо лучше подготовиться.

— Чего хотите от второго сезона в Лиге чемпионов?

— Чтобы команда подтвердила то, что показала в прошлом году. И ту игру, и тот характер, и те набранные очки. Чтобы были такие же мотивация, отдача, работа. В прошлом сезоне мы не знали, что там да как, нас не знали. Некоторые результаты, возможно, отнесли к случайностям. Но в целом я доволен, как команда провела тот турнир. Хочется, чтобы она доказала, что те шесть очков и та игра не были случайными.

— Ставите ли задачу выхода из группы?

— Всегда хочется быть выше. Но надо оставаться реалистами. Если выход из группы произойдет, это будет чудо. Если нет — трагедии не случится. Конечно, нужно время, чтобы заработали связки с новыми игроками. И травмы нам в этом, мягко говоря, не помогают.

— Нынешний сезон — последний по вашему контракту с "Коксом". Что дальше?

— Пока не знаю. Ха, открыт для разговоров. Президент клуба уже подходил, интересовался. Но пока общения не вели, никакой конкретики нет. Посмотрим. Сезон только начинается.

— От чего будет зависеть ваше решение? От выступления клуба?

— От выступления, от предложений. Если честно, я доволен продвижением команды. Мне нравится видеть каждый следующий шаг. Ежегодно, думаю, шажок вперед мы добавляем. Это приятно и немаловажно.

— После ухода из БГК вы одно время работали менеджером по продажам?

— Это было частью моего контракта в Норвегии. Я продавал спортивную экипировку. А именно — "ball rebounder". Это тренажер, натянутая сетка для тренировок. Для футбола, для гандбола. В Норвегии, кстати, использовали этот тренажер на занятиях.

— Правда, что вы ввели в "Коксе" психологические тренировки?

— В первый мой год в клубе мы пользовались услугами спортивного психолога. Было несколько сессий. Некоторым ребятам нравилось, некоторым — нет. Но мы этим занимались. Думаю, это был немаловажный фактор в наш первый сезон. Когда приехал, увидел, что есть какой-то дисбаланс в психологии. Психология — это как работа со штангой, бег, тактика, техника. Если человек не собран с мыслями, на пользу это не идет. Ребятам нужна была помощь, чтобы они поверили, что могут это сделать.

Команда тогда вышла в группу Кубка ЕГФ. В последнем раунде отбора встречались с "Гурником" из Забже, который тогда был третьей-четвертой командой в Польше. В первом матче победили его с разницей в 11 мячей. А на старте группового этапа только в самой концовке уступили мяч "Мельзунгену".

Фото: Геннадий Козловский.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»