Мустафа против Панамерики. Война будет долгой?

12 августа 2018

Стартовавший 2018 год по эстафете принял от предшественника нешуточный конфликт, разгоревшийся минувшей осенью между руководством Международной федерации гандбола (IHF) и одной из входящих в ее состав континентальных конфедераций — панамериканской (PATHF).

Географическая отдаленность событий от Старого Света и пожарные усилия одной из сторон отчасти гасят интерес к этой теме в Европе. Однако, право же, история стоит того, чтобы пересказать ее хотя бы вкратце.

18 августа на заседании совета ИГФ в Тбилиси из уст президента IHF Хассана Мустафы прозвучала радикальная идея: давайте-ка разделим PATHF на две автономные конфедерации по территориальному признаку. В одну предлагалось включить страны Северной Америки и Карибского бассейна, в другую — Америки Южной и Центральной.

Новация была громом среди ясного неба. Обсуждение вопроса никак не оговаривалась ни в ходе подготовки заседания, ни в его повестке. В предварительном формате он не обсуждался официально ни с кем из представителей панамериканской стороны. Они были в шоке и, не имея полномочий обсуждать эту идею от соседей по континенту и не зная их позиции, просто устранились от тбилисских обсуждений.

Упреждая вынесение вопроса на ноябрьский конгресс IHF в Анталье, президент PATHF аргентинец Марио Мочча созвал в октябре чрезвычайную ассамблею в Боготе. Там были представлены 25 членов конфедерации из 26. И их позиция была красноречива. 24 проголосовали против идеи Мустафы, один воздержался. При этом было подчеркнуто уставное право решать вопрос реформирования PATHF прежде всего в ее рамках.

Швейцарская штаб-квартира IHF выстрелила в ответ интересным обвинением: вы не пригласили на ассамблею господина Мустафу — а это, мол, грубое нарушение устава IHF. К претензии были присовокуплены недвусмысленные запросы-подозрения касательно финансовой деятельности панамериканцев на ниве спонсорских поступлений. Впоследствии, за неимением иных козырей, все это станет лейтмотивом наступательной риторики IHF в долгих тяжбах.

Хассан Мустафа и Марио Мочча. Когда-то они садились за один стол

К Анталье штаб-квартира IHF в Базеле подготовилась основательнее, чем к Тбилиси. Делегатов конгресса снабдили текстом, где пространно обосновали выгоды предложенного разделения. В числе главных резонов выдвигалась логистика: локализовав турнирные структуры, можно экономить на переездах и чаще соревноваться.

Впрочем, главные выгоды не назывались вслух, хотя понимались без обиняков. Передвигая в отдельную нишу квалификационных отборов Северную Америку и отделяя более грозную в спортивном смысле южноамериканскую составляющую, ведомство Мустафы куда шире открывает двери на топ-турниры для команд США. А это вслед за возможным ростом интереса к гандболу в Штатах сулит прямой финансовый приплод.

И еще. Вдобавок к теперешним 26 странам, официально культивирующим гандбол, американское заокеанье в одночасье приросло еще 14! На "севере" игра чудесным образом обнаружилась вдруг на Антигуа и Барбуде, Ямайке, Мартинике, Багамских, Каймановых и Американских Виргинских Островах, Сент-Китсе и Невисе, в Ямайке, Гранаде, Сент-Люсии, Гваделупе. На "юге" пополнение куда скромнее: Белиз, Гайана, Гвиана.

Ручаемся, вы никогда ничего не слышали об этих державах в гандбольном контексте. Ясно, что название игры там бывает на устах не более десятка-двух человек. Как и ясно, что статус самостоятельных национальных федераций трансформирует эти уста в открытые клювики, готовые за пайку от благодетеля исполнить любой писк. Собственно голосами новобранцев их вклад в развитие игры и будет ограничиваться еще немало лет...

А на конгрессе в Анталье было жарко. Америка не осталась без поддержки извне — ведь из реформы Мустафы прямо вытекало, к примеру, невыгодное другим континентам перераспределение квот на Олимпиадах и чемпионатах мира.

Мустафа осознал твердость намерения панамериканских стран остаться в рамках единой конфедерации и риск неприкрытого игнорирования базовых юридических процедур. Под предлогом дополнительного анализа ситуации он попросил конгресс проголосовать за свою инициативу, однако доверить проработку вопроса и окончательный вердикт совету IHF.

Впрочем, и это лукавое решение было проведено в Анталье методами, далекими от демократических приличий. Тем, кто пытался задать вопросы или возразить из зала, отключали микрофоны. Предложение голосовать тайно тоже заглушили. А при открытом сборе голосов устроили демонстративное фотографирование тех, кто был против.

Однако и под таким силовым нажимом голосов "за", согласно протоколу, насчитали всего 102. Против было 26, воздержавшихся — 40. Подсчет велся небрежно, с намеренными ошибками, и многих воздержавшихся не учли. Но даже при этом необходимых по уставу протокольных двух третей голосов конгресса предложение не набрало (вышел 61%). Вопреки арифметике Мустафа объявил, что оно принято.

В отнюдь не лирическом отступлении заметим: подобные методы деспотичного управления — инструментарий для руководства IHF уже привычный. К примеру, в той же Анталье правила "честной игры" нарушили в отношении Федерации гандбола России. Было немотивированно отклонено ее предложение в повестку дня. ФГР просила делегатов конгресса рассмотреть вопрос о допуске ее президента Сергея Шишкарева к выборам в члены исполкома IHF. Ранее некая "рабочая группа", придуманная Мустафой, российскую кандидатуру отклонила. Поскольку подобные полномочия имеет только конгресс, ФГР попыталась обратиться к нему напрямую. Однако безуспешно. Предложение было проигнорировано и рассмотрено уже после голосования как "письмо". Такие действия идут вразрез с избирательными процедурами и уставом IHF. Не лишне упомянуть, что и здесь применили грязные приемы: дезинформацию делегатов, неработающие микрофоны, технические сбои при синхронном переводе. Ранее так же "технично" президент-долгожитель IHF устранял сильных оппонентов из Южной Кореи и Швейцарии. Их не допускали к выборам, ссылаясь на формальности и процедурные лазейки.

ФГР и PATHF, оказавшись друзьями по несчастью, пытаются защититься юридическим путем, обратившись в апелляционные инстанции с запросом об аннулировании итогов конгресса в Анталье.

Панамериканская конфедерация заявила о намерении до конца отстаивать свои независимость и единство — вплоть до иска в Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Однако в ведомстве Мустафы понимают, что юридические процедуры неизбежно затянутся. И потому играют партию на опережение — решительно и вероломно.

Во время недавнего чемпионата Европы совет IHF вновь собрался в Загребе. Там он, опираясь на спешно вынесенную рекомендацию арбитражной комиссии IHF, фактически ввел свое прямое правление на панамериканской территории. От PATHF потребовали "сдать дела" и самораспуститься. Базель взял под временный контроль континентальные соревнования квалификаций на топ-турниры.

Первыми жертвами разгорающейся войны уже стали гандболисты-пляжники. Не получив запланированной финансовой поддержки от IHF, организаторы отказались проводить чемпионат континента в Калифорнии.

Но гордые американцы не сдаются. На 9 и 10 февраля намечено заседание совета PATHF для обсуждения плана и процедур юридической защиты. IHF уже оспорил легитимность предстоящего собрания. А его оппоненты тем временем активно ищут поддержку и союзников в мировом гандбольном сообществе. Сеньор Мочча от их имени рассылает во все уголки планеты пространные релизы с изложением позиций и пламенными призывами вполне в чегеваровском духе:

"Настало время отбросить страх и выступить против флага несправедливости, поднятого оскорбительным режимом Хассана Мустафы, который ставит под угрозу не только прозрачность и хорошие традиции нашего спорта, но и всю его устойчивость как олимпийского вида".

Лихо по форме и вполне справедливо по существу. Случившийся прецедент — это ведь и призыв к внимательному анализу устава IHF. Он содержит множество лазеек, недосказанностей, нечетких определений и неточно прописанных процедур. Пренебрежение юридической чистотой такого документа — непозволительная роскошь. Зато боссам IHF это оставляет возможность исходя из личных прихотей манипулировать будущим международного гандбола. Его здоровым силам давно пора настоять если не на решительном реформировании самой IHF, то хотя бы на честном соблюдении ее теперешних, пусть и несовершенных законов.

Новиков

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»